г. Краснодар |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А32-25401/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Охрименко М.М. (доверенность от 20.12.2016), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2016 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-25401/2016, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать решение об отказе в передаче из федеральной в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Мирная, д. 1, содержащееся в письме от 04.05.2016 N 04/6492, незаконным;
- возложить на управление обязанность устранить допущенное нарушение прав муниципального образования путем передачи в муниципальную собственность указанного земельного участка.
Решением от 25.08.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 10.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок в настоящее время на государственном кадастровом учете не состоит, сведения о нем имеют статус "архивный".
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает на то, что зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 препятствует регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58, поскольку последний образован, в том числе, из спорного земельного участка. У заявителя отсутствует возможность оформить свои права на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58 без оформления прав на испрашиваемый земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу управление указало на отсутствие оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дело и установлено судами, 06.06.2006 за Российской Федерации зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 площадью 1031 кв. м, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 60 (выписка из ЕГРП от 22.06.2015; л. д. 16).
Письмом от 12.04.2016 N 103-2380/16-07 администрация обратилась в управление с заявлением о передаче указанного земельного участка из федеральной в муниципальную собственность (л. д. 11).
В письме от 04.05.2016 N 04/6492 управление отказало в передаче земельного участка в муниципальную собственность со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 не состоит на кадастровом учете. Кроме того, администрации предложено представить финансово-экономическое обоснование необходимости передачи земельного участка и подтвердить необходимость испрашиваемого участка для решения вопросов местного значения.
Полагая, что отказ уполномоченного органа в передаче земельного участка в собственность муниципального образования противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нарушает его права и законные интересы, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса (действует с 01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 Земельного кодекса).
В пункте 2 и 3 статьи 39.31 Земельного кодекса определено, что в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости; в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости). Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункт 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса, в частности, одним из оснований для отказа является отсутствие в заявлении о передаче земельного участка кадастрового номера земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что после регистрации за Российской Федерации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14, путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0104018:14, 23:37:0104018:22 и 23:37:0104018:55, на государственный кадастровый учет поставлены (06.04.2007) земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 (зарегистрировано право муниципальной собственности города-курорта Анапа) и 23:37:0104018:58 (обременения в ЕГРП отсутствуют), а земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 снят с кадастрового учета. С 30.10.2007 и по настоящее время спорный участок имеется статус "архивный" (письмо филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 11.09.2014 N 10830/01-6).
Установив, что спорный земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, сведения о нем имеют статус "архивный", суды правомерно признали отказ обоснованным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, суд округа не принимает, поскольку они являлись предметом рассмотрения апелляционного суда и получили правильную правовую оценку (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения от 25.08.2016 и постановления от 10.11.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 по делу N А32-25401/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.