Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2017 г. N Ф08-10248/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2016 г. |
дело N А32-25401/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2016 по делу N А32-25401/2016, принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
по заявлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ Росимущества в Краснодарском крае, заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения управления от 04 мая 2016 года N 04/6492 об отказе в передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Анапа земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Мирная, д. 1 (далее - спорный земельный участок); об обязании управления устранить допущенное нарушение прав муниципального образования путем передачи в собственность муниципального образования город-курорт Анапа спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок имеет статус "архивный" и снят с кадастрового учета.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 препятствует регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58, поскольку последний образован, в том числе, из спорного земельного участка. Таким образом, по мнению заявителя, у него отсутствует возможность оформить свои права на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58 без оформления прав на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРП от 22.06.2016 на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 площадью 1 031 кв. м, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 60, 06.06.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Администрация обратилась в управление с заявлением о передаче указанного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
Письмом управление от 04 мая 2016 года N 04/6492 отказало в передаче земельного участка в муниципальную собственность со ссылкой на то, что земельный участок кадастровым номером 23:37:0104018:14 не состоит на кадастровом учете. Кроме того, было предложено представить финансово-экономическое обоснование необходимости передачи земельного участка и подтвердить необходимость передаваемого участка для решения вопросов местного значения.
Администрация полагает, что отказ управления является незаконным. В обоснование своих доводов администрация указала, что не имеет возможности принять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58 в связи с тем, что он образован, в том числе, из земельного участка 23:37:0104018:14, который является собственностью Российской Федерации. По мнению заявителя, оформить право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:58 без передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка кадастровый номер 23:37:0104018:14 не представляется возможным.
Повторно исследовав обстоятельства дела, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации предусмотрены статьей 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, приведен в части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 - 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости.
В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с частью 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Основания отказа в передаче земельного участка установлены частью 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из оснований отказа в передаче земельного участка является отсутствие в заявлении о передаче земельного участка кадастрового номера земельного участка либо приложенного к заявлению утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
Как следует из содержания письма управления от 04.05.2016 N 04/6492, которым отказано в передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность, согласно данным государственного кадастра недвижимости из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56, 23:37:0104018:57, 23:37:0104018:58, в отношении которых установлены границы и осуществлен кадастровый учет. Статус кадастровых сведений земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 с 30.10.2007 является архивным. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 в настоящий момент как объект земельных правоотношений фактически отсутствует, поскольку такого участка с установленными границами не существует.
Судом установлено, что в рамках дела N А32-13116/2015 арбитражным судом рассматривалось заявление администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании отсутствующим права собственности РФ на спорный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14.
В ходе исследования обстоятельств по делу N А32-13116/2015 арбитражным судом установлено, что согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 03.04.2015 N 04276/01-6 после регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 12.03.2007 путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0104018:14, 23:37:0104018:22, 23:37:0104018:55 были поставлены на государственный кадастровый учет 06.04.2007 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58, а земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:14 снят с государственного кадастрового учета. Согласно информации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 11.09.2014 N 10830/01-6 статус кадастровых сведений земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:14 "архивный" с 30.10.2007. Постановлениями администрации муниципального образования г.Анапа от 04.06.2014 N 2391, от 11.09.2014 N 4020 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0104018:56 и 23:37:0104018:58 приняты в муниципальную собственность. Сведения о наличии обременений в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104018:58 в ЕГРП отсутствуют, на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0104018:56 зарегистрировано право собственности МО г. Анапа, что подтверждается выписками из ЕГРП от 22.01.2016.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок на государственном кадастровом учете не состоит, сведения о нем имеют статус архивных. При этом из данного земельного участка уже образованы иные земельные участки, на один из которых, в частности, зарегистрировано право муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2016 по делу N А32-25401/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25401/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2017 г. N Ф08-10248/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. Анапа, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК, территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае