Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А32-47378/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция" (ИНН 2309040980, ОГРН 1022301430656) - Полубоярова И.П. (директор) и Школьника М.И. (доверенность от 23.01.2017), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (ИНН 6167078140, ОГРН 1046167013705) в лице отдела геологии и лицензирования по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-47378/2015, установил следующее.
ООО "Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (далее - департамент) в выдаче разрешения на застройку площади залегания полезных ископаемых, а также просило возложить на департамент обязанность в течении десяти дней с даты вступления в законную силу судебного акта предоставить обществу разрешение на осуществление застройки площади залегания полезных ископаемых.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции установили, что недропользователь (общество) планирует осуществить строительство объекта "Эксплуатация скважин минеральных вод по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Санаторная, 3. Благоустройство" на предоставленной ему лицензией площади горного отвода. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 N 771 "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Горячий Ключ в Краснодарском крае" (далее - постановление от 19.07.2011 N 771) запрещено дальнейшее строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказать вредное влияние на минеральные воды и их санитарное состояние и конкретизируются работы, которые разрешены. Согласно пункту 3.1 постановления от 19.07.2011 N 771 разрешаются связанные с эксплуатацией и разведкой минеральных вод горные и земляные работы, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, других устройств для добычи минеральных вод. Поскольку объекты, которые общество планирует возвести на участке, не соответствуют требованиям постановления от 19.07.2011 N 771, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 29.06.2016 и постановление от 10.11.2016. Податель жалобы указывает, что в целях благоустройства месторождения минеральных вод ЗАО "Черноморкурортпроект" подготовило обществу проект объекта "Эксплуатация скважин минеральных вод по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Санаторная, 3. Благоустройство". Данный проект согласован главным архитектором г. Горячий Ключ и соответствует требованиям пункта 5 постановления от 19.07.2011 N 771. Судебные инстанции не учли, что департамент фактически запретил обществу производство работ по благоустройству, несмотря на согласование проекта главным архитектором г. Горячий ключ, а также на наличие у заявителя разрешения на строительство. При этом действующее законодательство не предусматривает необходимости получения разрешения на застройку пользователю недр в пределах его лицензионного участка.
В отзыве на кассационную жалобу департамент указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представители общества просили отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество является владельцем лицензии КРД 01595 МЭ (дата государственной регистрации 16.03.2000), в соответствии с которой недропользователю предоставлено право добычи минеральных лечебных, лечебно-столовых и столовых подземных вод Псекупского месторождения для бальнеологического применения и розлива. Участок недр расположен в г. Горячий Ключ, в 1-й зоне горно-санитарной охраны (т. 1, л. д. 14, 15).
17 июля 2015 года в отдел геологии и лицензирования департамента поступило заявление общества о выдаче разрешения на осуществление застройки площади Псекупского месторождения минеральных вод (объект "Эксплуатация скважин минеральных вод по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Санаторная, 3. Благоустройство"; т. 1, л. д. 11, 12).
В письме от 03.08.2015 N КК-КК-ЮФО-08-09/1531 департамент, сославшись на письмо управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 12.07.2013 N 01-4/1220, отказал обществу в выдаче разрешения на осуществление застройки площади Псекупского месторождения минеральных подземных вод (т. 1, л. д. 13).
Общество, полагая, что отказ департамента противоречит закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статья 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусматривает, что застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 26-ФЗ технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также иных полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
Судебные инстанции установили, что общество планирует осуществить строительство объекта "Эксплуатация скважин минеральных вод по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Санаторная, 3. Благоустройство" на предоставленной ему лицензией КРД 01595 МЭ площади горного отвода, расположенного в г. Горячий Ключ, в 1-й зоне горно-санитарной охраны.
Согласно пункту 2.5 Положения о курорте краевого значения Горячий Ключ, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136, земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Горячий Ключ имеют ограниченный режим использования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 3.1 постановления от 19.07.2011 N 771 режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин и источников).
На территории первой зоны горно-санитарной охраны в пределах месторождений и участков выхода минеральных вод запрещается не связанное с их эксплуатацией постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказать вредное влияние на минеральные воды и их санитарное состояние. На территории этих участков разрешаются связанные с эксплуатацией и разведкой минеральных вод горные и земляные работы, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, других устройств для добычи минеральных вод. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
На указанной территории разрешается выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
Таким образом, постановлением от 19.07.2011 N 771 запрещено строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказать вредное влияние на минеральные воды и их санитарное состояние; определены виды работ, производство которых допускается, а именно: связанных с эксплуатацией и разведкой минеральных вод горных и земляных работ, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), размещение питьевых галерей и бюветов, других устройств для добычи минеральных вод. Положением предусмотрены конкретные виды сооружений, которые должны быть связаны с эксплуатацией, разведкой и добычей минеральных вод, что исключает его расширительное толкование в части производства иных видов работ и строительства иных сооружений.
В соответствии с заключением от 15.07.2015 N 01/15 проект строительства объекта "Эксплуатация скважин минеральных вод по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Санаторная, 3. Благоустройство" предусматривает возведение бассейнов (купелей) (чаши бассейнов монолитно железобетонные), павильонов (с железобетонным каркасом с кирпичными стенами), в которых расположены раздевалки, душевые, сан. узлы, комната отдыха и чаепития, подсобные помещения (т. 1, л. д. 73 - 93, 136 - 141).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к правильному выводу о том, что часть объектов, которые общество планирует возвести на участке, не соответствуют режиму первой зоны горно-санитарной охраны месторождения, установленному постановлением от 19.07.2011 N 771, поэтому правомерно отказали в признании незаконным оспариваемого отказа департамента (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Довод жалобы о том, что в данном случае обществу (пользователю недр) не требовалось получать разрешения на застройку площади залегания полезных ископаемых, следует отклонить, поскольку суды установили, что часть из планируемых к возведению объектов не связана непосредственно с эксплуатацией и разведкой месторождения минеральных вод.
Получение разрешения на строительство и согласования архитектора, а также наличие у общества обязанности осуществлять благоустройство территории, на которой находятся скважины, не исключают необходимости соблюдать ограничения, связанные с существующим режимом первой зоны горно-санитарной охраны.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы материального и процессуального права. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса для отмены или изменения судебных актов, не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены (изменения) решения от 29.06.2016 и постановления от 10.11.2016 по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 по делу N А32-47378/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.