Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А32-18234/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Трифоновой О.В., при участии от заявителя - Департамента строительства Краснодарского края (ИНН 2308190196, ОГРН 1122308006590) - Афанасьева А.А. (доверенность от 14.10.2016), от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. и Новожилова Д.Ю. (доверенности от 08.07.2016 и 08.09.2016), рассмотрев кассационную жалобу Департамента строительства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2016 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-18234/2016, установил следующее.
Департамент строительства Краснодарского края (далее - департамент строительства) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным представления от 29.04.2016 N 16-016.
Решением от 12.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.10.2016, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что контролирующий орган обоснованно вынес оспариваемое представление в связи с нарушением со стороны департамента строительства порядка формирования финансового обеспечения государственного задания ГАУ "Краснодаркрайгосэкспертиза" за 2015 год, повлекшим дополнительные расходы (потери) краевого бюджета на оплату государственных услуг на сумму 14 288 975 рублей 46 копеек.
В кассационной жалобе департамент строительства просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, расчет размера затрат должен осуществляться в порядке, соответствующем пункту 6 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - постановление N 145), пункту 11 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.12.2010 N 1093 "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Краснодарского края" (далее - постановление N 1093), а также пункту 29 Порядка формирования государственного задания на оказания государственных услуг (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081), согласно которому размер субсидии должен рассчитываться с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей государственных услуг. При принятии представления департамент нарушил нормы процессуального права, так как в связи с поздним направлением департаменту строительства акта выездной проверки и принятием обжалуемого представления на следующий день после проверки департамент строительства не смог представить письменные возражения на акт проверки. Оспариваемое представление нарушает права и законные интересы департамента строительства, так как возлагает на него обязанность выявить и привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства, в случае неисполнения указанной обязанности в отношении департамента строительства может быть составлен протокол об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в результате проверки отдельных вопросов соблюдения бюджетного законодательства департаментом строительства и подведомственным ему учреждениями за 2015 год департамент установил, что департамент строительства нарушил порядок формирования финансового обеспечения государственного задания ГАУ "Краснодаркрайгосэкспертиза" (далее - учреждение) за 2015 год, что повлекло дополнительные расходы (потери) краевого бюджета на оплату государственных услуг на сумму 14 288 975 рублей 46 копеек.
Нарушения зафиксированы в акте от 28.04.2016. Департамент вынес представление от 29.04.2016 N 16-016 об устранении выявленных нарушений.
Считая представление незаконным, департамент строительства обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Из материалов дела следует, что в 2015 году подведомственное департаменту строительства учреждение осуществляло государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий в рамках государственного задания.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 78.1), Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (статья 4) финансирование государственного автономного учреждения осуществляется в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам на основании государственного задания.
Кроме того, в части 6 статьи 4 Закона N 174-ФЗ указано, что помимо государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях.
Постановлением N 1093 установлен порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Краснодарского края, в том числе и автономных учреждений. В соответствии с указанным порядком финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным учреждениям Краснодарского края осуществляется в виде субсидии из краевого бюджета.
Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением или государственным автономным учреждением или приобретенного государственным бюджетным учреждением или государственным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
Нормативные затраты утверждаются исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственного бюджетного или автономного учреждения, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Проверкой установлено, что Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края (правопредшественник департамента; далее - министерство) на 2015 год не произвело расчет финансового обеспечения государственного задания учреждения, бюджетная субсидия на выполнение государственного задания в установленном законом порядке не выделялась.
В нарушение требований действующего законодательства оказание государственных услуг в рамках утвержденного государственного задания, финансовое обеспечение которых должно осуществляться за счет субсидий из краевого бюджета, учреждение фактически осуществляло на основании договоров гражданско-правового характера за счет средств заявителей. В том числе, в 2015 году оказана государственная услуга (проведена государственная экспертиза) по 48 обращениям самого министерства и ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края", за оказание данных услуг учреждение получило от указанных лиц 20 559 091 рубль 62 копейки. При этом в процессе проверки департамент установил, что размер субсидии, которая полагалась на финансовое обеспечение государственного задания учреждения в 2015 году (в части тех же 48 экспертиз), должен был составить 6 270 116 рублей 16 копеек.
Суд также установил, что учреждение завышало плату за оказываемые услуги.
В постановлении Законодательного собрания Краснодарского края от 18.02.2009 N 1178-П "Об исполнении полномочий по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлена обязательность использования при организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий порядка определения размера платы за проведение государственной экспертизы, утвержденного постановлением N 145.
В соответствии с данным порядком стоимость изготовления проектной документации, представляемой на государственную экспертизу, рассчитывается на основании федеральных документов в области сметного нормирования и ценообразования, исходя из базовой стоимости на проектные работы.
В целях совершенствования организации работы по проведению государственной экспертизы, порядка определения размера платы за нее, а также снижения этой платы Законодательное Собрание Краснодарского края в названном постановлении рекомендовало учреждению при определении размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов) применять понижающий коэффициент 0,5 к расчетному размеру платы за проведение государственной экспертизы, а департаменту - разработать и утвердить положение об условиях и порядке формирования задания учредителя и финансового обеспечения выполнения этого задания автономным учреждением, подведомственным департаменту.
Между тем в нарушение требований законодательства учреждение не только оказывало государственные услуги в рамках утвержденного государственного задания на основании договоров гражданско-правового характера за счет средств заявителей, но и определяло стоимость услуг по методике, установленной постановлением N 145, до внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство, закрепляющих требования к финансовому обеспечению исполнения государственного задания.
Исходя из изложенного, в акте проверки содержится вывод о том, что несоблюдение министерством требований действующего бюджетного законодательства в части финансового обеспечения исполнения учреждением государственного задания, а также оплата организациями, финансируемыми из краевого бюджета оказанных учреждением государственных услуг в размере, существенно превышающем утвержденные нормативы, привели к потерям бюджета Краснодарского края в сумме 14 288 975 рублей 46 копеек (20 559 091 руб. 62 коп. - 6 270 116 руб. 16 коп.).
Кроме того, суд отметил, что произведенная в конце 2007 года реорганизация государственного учреждения "Краснодарская краевая государственная вневедомственная экспертиза" в государственное автономное учреждение Краснодарского края позволила все доходы, полученные учреждением от исполнения государственных полномочий в 2008 году, использовать по своему усмотрению, в том числе и на оплату труда, которая значительно превышает средний уровень зарплаты в организациях бюджетной сферы Краснодарского края.
Доводы о неверном расчете размера затрат и о нарушении прав департамента строительства оспариваемым представлением, а также о несвоевременном направлении ему акта проверки суды оценили и мотивированно отклонили.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводу судебных инстанций
Учитывая изложенное, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А32-18234/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.