г. Краснодар |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А53-7713/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Флеш Энерджи" (ИНН 6167042778, ОГРН 1026104156011) - Коляда Я.Н. (доверенность от 11.01.2017), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ростова-на-Дону - Петрова И.Г. (доверенность от 08.02.2017). Мусаутовой Э.Д. (доверенность от 16.11.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флеш Энерджи" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.09.2016 (судья Маковкина И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 (судьи Сулименко Н.В., Герасименко А.Н., Николаев Д.В.) по делу N А53-7713/2016, установил следующее.
ООО "Флэш Энерджи" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району городу Ростова-на-Дону (далее -инспекция) от 19.10.2015 N 02/11538 в части начисления 973 996 рублей налога на имущество, 41 736 рублей 44 копеек пеней, 194 799 рублей 02 копеек штрафа, внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением суда от 08.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.11.2016, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что с момента получения сертификата летной годности гражданского воздушного судна, выданного Южным МТУ Росавиации от 31.10.2014 N 2.16.1.14.0172, воздушное судно соответствует понятию основного средства, предусмотренному Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), и с указанной даты в отношении него подлежал исчислению и уплате в бюджет налог на имущество.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08.09.2016 и постановление апелляционной инстанции от 24.11.2016, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что суд не учел, что наличие сертификата летной годности воздушного судна не исключает соблюдение обществом дополнительных условий для его эксплуатации. В соответствии со статьями 66 и 67 Воздушного кодекса Российской Федерации для допуска воздушного судна к полету необходим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, который является одним из документов (наряду со свидетельством о государственной регистрации и сертификатом летной годности) для использования воздушного судна. Сертификат эксплуатанта получен обществом только 19.12.2014, поэтому налог на имущество в отношении вертолета не подлежит начислению за ноябрь и декабрь 2014 года, поскольку его использование невозможно.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации общества по налогу на имущество за 2014 год, по результатам которой составила акт от 31.08.2015 N 02/26061 и вынесла решение от 19.10.2015 N 02/11538 о начислении обществу 973 996 рублей налога на имущество, 41 736 рублей 44 копеек пеней, 292 644 рубля 02 копейки штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области от 30.12.2015 N 15-15/5373 решение инспекции от 19.10.2015 N 02/11538 отменено в части применения 48 922 рублей 5 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Считая незаконным решение инспекции от 19.10.2015 N 02/11538 в части начисления 973 996 рублей налога на имущество, 41 736 рублей 44 копеек пеней, 194 799 рублей 02 копеек штрафа, общество обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Понятие "основные средства" приведено в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, пунктах 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов России от 13.10.2003 N 91н.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется ПБУ 6/01.
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Недвижимое имущество, к которому относится вертолет, принимается к учету в качестве основного средства, если оно соответствует признакам, указанным в пунктах 4, 5 ПБУ 6/01, и капитальные вложения по нему завершены.
Объект учитывается в составе основных средств в момент готовности и возможности использования при условии, что первоначальная стоимость по объекту сформирована с учетом расходов на доведение до состояния пригодности к эксплуатации, независимо от начала фактического использования.
Таким образом, если объект недвижимого имущества полностью готов к эксплуатации и соответствует признакам, указанным в пунктах 4, 5 ПБУ 6/01, а также сформирована его первоначальная стоимость, он подлежит принятию к бухгалтерскому учету в составе основных средств независимо от начала фактического использования.
Статья 36 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа.
Порядок выдачи сертификата летной годности определяется Федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 132. Согласно данным правилам гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество приобрело вертолет BELL-429 и получило свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно, выданное Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации 07.10.2014 серия АА N 007595; свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна, выданное Управлением инспекции по безопасности полетов от 07.10.2014 N 7669; сертификат летной годности гражданского воздушного судна от 31.10.2014 N 2.16.1.14.0172, выданный Южным МТУ Росавиации; свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения от 19.12.2014 N АОН 1614001.
В соответствии с пунктами 7 и 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".
Суд обоснованно указал, что в отношении воздушных судов объект может соответствовать положениям пункта 4 ПБУ 6/01 только после выполнения требований статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что данное имущество относилось к объектам, требующим дооборудования и монтажа, и налогоплательщиком фактически осуществлялся монтаж приобретенного актива в целях дальнейшей эксплуатации после 31.10.2014, общество в инспекцию и суд не представило.
Как правильно указали судебные инстанции, получение обществом сертификата летной годности от 31.10.2014 свидетельствует о завершении капитальных вложений в воздушное судно. Анализ движения денежных средств по расчетным счетам подтверждает данный факт и обществом по существу не оспаривается.
При этом основанием для учета в составе основных средств является именно готовность объекта к выполнению функций, а не возможность использования собственником этого имущества непосредственно после его готовности к эксплуатации.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о том, что вертолет BELL-429 с серийным номером 57197 подлежал учету в составе основных средств с 31.10.2014, так как данное имущество отвечало критериям, установленным пунктом 4 ПБУ 6/01, и было пригодно к использованию независимо от даты ввода его в эксплуатацию.
Суд также установил, что 19.12.2014 Министерство транспорта России выдало обществу свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения N АОН 1614001 сроком на пять лет для выполнения полетов в целях авиации общего назначения на территории России.
Вместе с тем, как обоснованно указали суды, получение дохода от использования данного имущества возможно не только при непосредственном использовании вертолета самим налогоплательщиком, но и посредством сдачи объекта в аренду иным эксплуатантам. При этом сдача имущества в аренду может осуществляться любым хозяйствующим субъектом вне зависимости от заявленных видов экономической деятельности (ОКВЭД), которые указаны в выписке из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 17 Федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденных приказом Минтранса России от 18.06.2003 N 147, принадлежащие эксплуатанту авиации общего назначения воздушные суда, заявляемые для полетов в целях авиации общего назначения, допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности, свидетельств о государственной регистрации.
В связи с этим после получения сертификата летной годности гражданского воздушного судна от 31.10.2014 N 2.16.1.14.0172 объект является допущенным к эксплуатации.
Как правильно указали судебные инстанции, сертификат эксплуатанта воздушного судна - официальный документ, разрешающий осуществление воздушных перевозок и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью сертификата. Получение сертификата эксплуатанта носит заявительный характер. Законодательством не предусмотрен срок на получение данного сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Исходя из вышеизложенного, наличие (отсутствие) сертификат эксплуатанта не влияет на квалификацию воздушного судна как объекта основных средств. Отсутствие у общества свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения не может служить основанием для исключения вертолета из состава основных средств.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны на основе правильного применения судами норм материального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, обосновывающие позицию в судах первой и апелляционной инстанций, эти доводы получили в принятых судебных актах надлежащую правовую оценку и не могут являться основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу N А53-7713/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество, посчитав, что с момента получения сертификата летной годности воздушное судно является основным средством.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с позицией налогового органа.
Основанием для учета в составе основных средств является готовность объекта к выполнению функций, а не возможность использования собственником этого имущества после его готовности к эксплуатации. Поэтому вертолет подлежал учету в составе основных средств с момента, когда он отвечал критериям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, и был пригодно к использованию независимо от даты ввода его в эксплуатацию.
Отсутствие сертификата эксплуатанта не влияет на квалификацию воздушного судна как объекта основных средств и не является основанием для исключения вертолета из состава основных средств.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2017 г. N Ф08-1099/17 по делу N А53-7713/2016