г. Краснодар |
|
21 марта 2017 г. |
Дело N А32-18173/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Горячеключевская мебельная фабрика" (ИНН 2305000707, ОГРН 1022301069724) - Гаспаряна Г.Т. (доверенность от 09.09.2016), в отсутствие представителя ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2016 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 (судьи Попов А.А., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-18173/2016, установил следующее.
АО "Горячеключевская мебельная фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о возложении на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обязанности по заключению договора купли-продажи от 29.12.2015 N 01-09/1387 находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 41 469 кв. м с кадастровым номером 23:41:0000000:50, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Кондратьева, 70, в редакции протокола разногласий от 22.01.2016, в соответствии с которым абзацы первый и второй пункта 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена участка составляет 1 118 555 рублей 08 копеек. Цена участка определена в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Решением от 05.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2016, заявление общества удовлетворено, на управление возложена обязанность в течение месяца с даты вступления судебного акта в законную силу заключить с обществом договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка в редакции протокола разногласий истца от 22.01.2016. Судебные акты мотивированы тем, что размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о его приватизации (22.06.2012). Поскольку с данным заявлением общество обратилось до 01.07.2012 и относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения выкупной цены земельного участка, стоимость объекта купли-продажи определена в размере 1 118 555 рублей 08 копеек (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка).
В кассационной жалобе территориальное управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что при определении выкупной цены спорного участка надлежит руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" (далее - постановление от 26.03.2015 N 279), согласно которому цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
В рамках дела N А32-23353/2012 (судебными актами по которому на территориальное управление возложена обязанность по принятию решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка), вопрос о применении льготного порядка определения выкупной стоимости земельного участка (в размере 2,5% от его кадастровой стоимости) не являлся предметом исследования.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебные акты обеих инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Территориальное управление явку процессуального представителя в арбитражный суд округа не обеспечило, извещено на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником объектов недвижимости, приобретенных из государственной собственности в порядке приватизации, расположенных на земельном участке площадью 41 469 кв. м с кадастровым номером 23:41:0000000:50, по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Кондратьева, 70, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. д. 77 - 100).
22 июня 2012 года общество обратилось в территориальное управление о предоставлении земельного участка в собственность за плату (т. 1, л. д. 10 - 12).
Письмом от 16.07.2012 N 09-10/9053 заявителю в выкупе отказано вследствие расположения земельного участка в водоохранной зоне реки Псекупс, наличия задолженности по арендным платежам (т. 1, л. д. 13).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2015 по делу N А32-23353/2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2015, признан незаконным отказ территориального управления в предоставлении в собственность земельного участка с возложением на данный орган обязанности в месячный срок с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:41:0000000:50 и направить в адрес общества подписанный со стороны продавца проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением о его заключении (т. 1, л. д. 14 - 24).
30 декабря 2015 года территориальное управление направило в адрес общества проект договора купли-продажи, установив цену выкупа земельного участка в размере 44 742 203 рублей (пункт 2.1 договора) (т. 1, л. д. 27 - 33).
25 января 2016 года истец возвратил ответчику проект договора купли-продажи земельного участка с протоколом разногласий относительно обозначенной в пункте 2.1 цены (т. 1, л. д. 41 - 43).
7 мая 2016 года общество повторно получило договор с указанием цены в размере 100% кадастровой стоимости (44 742 203 рублей) и разъяснениями о необходимости применения Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением от 26.03.2015 N 279, устанавливающих выкупную цену земельного участка в размере его кадастровой стоимости.
Неурегулирование разногласий относительно цены в договоре купли-продажи земельного участка послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса).
Цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием (пункт 1 статьи 555 Гражданского кодекса).
Статьей 173 Кодекса закреплено, что по спору, возникшему при заключении или изменении договора в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор - условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
На основании пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, стороны должны руководствоваться Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
С учетом приведенных правовых норм размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления заявления совершить действия, необходимые для оформления земельного участка в собственность.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Кодекса, принимая во внимание судебные акты по делу N А32-23353/2012, суды установили, что приобретенные обществом объекты недвижимости ранее отчуждены из государственной собственности в порядке приватизации, с заявлением истец обратился в территориальное управление до 01.07.2012, ввиду чего на него распространяется льготный порядок определения выкупной цены испрашиваемого земельного участка, рассчитываемой согласно пункту 1 статьи 2 Закона от 25.10.2001 N 137 (2,5% кадастровой стоимости земельного участка).
Выводы судов соответствуют правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, согласно которой для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Наличие оснований для определения выкупной цены спорного земельного участка в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением от 26.03.2015 N 279, не подтверждено, принимая во внимание, что данного постановления на момент обращения заявителя с требованием о выкупе земли не существовало.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения от 05.09.2016 и апелляционного постановления от 18.11.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А32-18173/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.