Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2017 г. N Ф08-10488/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2016 г. |
дело N А32-18173/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Авдониной О.Г., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гордейко М.А.,
при участии:
от истца: представителя Гаспаряна Г.Т. по доверенности от 09.09.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 сентября 2016 года по делу N А32-18173/2016
по иску акционерного общества "Горячеключевская мебельная фабрика"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
принятое в составе судьи Сумина Д.П.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Горячеключевская мебельная фабрика" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ответчик, управление) об обязании заключить договор купли-продажи N 01-09/1387 от 29.12.2015 находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 41 469 кв.м. с кадастровым номером 23:41:0000000:50, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Кондратьева, 70, в редакции протокола разногласий от 22.01.2016, в соответствии с которым абзацы первый и второй пункта 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена участка составляет 1 118 555 руб. 08 коп. Цена участка определена в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Исковые требования мотивированы следующим. Судебными актами по делу N А32-23353/2012 на управление была возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность обществу спорный земельный участок и направить подписанный проект договора купли-продажи. Во исполнение требований арбитражных судов ответчик направил в адрес истца проект договора купли-продажи, в котором указал стоимость выкупа земельного участка равной его кадастровой стоимости. Общество подписало проект договора в редакции протокола разногласий, поскольку полагает, что стоимость земельного участка должна составлять 2,5% его кадастровой стоимости, как того требует пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Управление протокол разногласий не подписало.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены, суд обязал управление в течение месяца с даты вступления решения в законную силу заключить с обществом договор купли-продажи спорного земельного участка в редакции протокола разногласий от 22.01.2016.
Суд первой инстанции указал, что размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о приватизации земельного участка (22.06.2012). Поскольку общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения выкупной цены земельного участка, и им заявление о предоставлении земельного участка было подано до 01.07.2012, постольку суд посчитал возможным определить стоимость земельного участка в размере 1 118 555 руб. 08 коп. (2,5 % от его кадастровой стоимости).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о применении к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при определении выкупной цены спорного земельного участка надлежит руководствоваться Правилами определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечил, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривалась в отношении него в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.06.2012 АО "Горячеключевская мебельная фабрика" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае с заявлением N 271 о предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 41 469 кв. м. с кадастровым номером 23:41:0000000:50, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Горячий Ключ, улица Кондратьева, 70.
16.07.2012 управление проинформировало общество об отказе в предоставлении в его собственность испрашиваемого земельного участка ввиду того, что данный земельный участок располагается в пределах береговой полосы реки Псекупс, что согласно части 8 статьи 27 Земельного кодекса является препятствием для его выкупа, а также наличия задолженности общества по арендным платежам за данный земельный участок в размере 2 331 694 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2015 по делу N А32-23353/2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2015, признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в предоставлении в собственность акционерного общества "Горячеключевская мебельная фабрика" указанного земельного участка. Суд также обязал управление в месячный срок с даты вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 23:41:0000000:50 и в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении данного земельного участка в собственность обществу направить в адрес истца подписанный со стороны продавца проект договора купли-продажи спорного земельного участка с предложением о его заключении.
29.12.2015 ответчик направил в адрес истца проект договора купли-продажи, указав при этом цену выкупа земельного участка в размере 44 742 203 руб. (пункт 2.1 договора), то есть в размере 100% его кадастровой стоимости.
25.01.2016 общество, не согласившись с выкупной ценой земельного участка, представило ТУ ФАУГИ протокол разногласий по пункту 2.1 договора, где в качестве цены выкупаемого земельного участка указало сумму 1 118 555 руб. 08 коп.
07.05.2016 общество повторно получило договор купли-продажи земельного участка с указанной в нем ценой в размере 100% кадастровой стоимости (44 742 203 руб.) и ссылкой на полученные от Росимущества разъяснения о необходимости соответствия договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения, а также на необходимость руководствоваться Правилами определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279, в соответствии с которыми выкупная цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
Полагая, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка в предложенной истцом редакции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
Апелляционный суд соглашается с указанным выводом арбитражного суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
С учетом указанных норм права размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления заявления совершить действия, необходимые для оформления земельного участка в собственность.
С учетом указанных норм права размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка.
Арбитражными судами при рассмотрении дела N А32-23353/2012 было установлено, что 22.06.2012 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Письмом N 09-10/9053 от 16.07.2012 ответчик отказал в приватизации спорного земельного участка, однако данный отказ был признан судами незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции в рамках настоящего спора пришел к обоснованному выводу о том, что общество обратилось в управление до 01.07.2012, в связи с чем к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Вводного закона до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти объекты были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
При приобретении лицами, указанными в абзацах 2 - 5 пункта 1 статьи 2 Вводного закона, таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Как видно из материалов дела, рассматриваемый договор купли-продажи заключался сторонами в связи с обращением общества к управлению о приобретении земельного участка в собственность ввиду нахождения на нем принадлежащих истцу объектов недвижимого имущества, приобретенных ранее из государственной собственности.
Для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08).
Материалами дела подтвержден и не оспаривается сторонами факт отчуждения принадлежащих заявителю объектов недвижимости из государственной собственности в процессе приватизации государственного предприятия в форме его преобразования в акционерное общество (решение постоянно действующего третейского суда при ТПП г. Горячий Ключ по делу N 1-18/20005 от 27.10.2005).
В этой связи заявитель относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Вводного закона.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 23:41:0000000:50 составляет 44 742 203 руб.
Таким образом, выкупная стоимость спорного земельного участка должна составлять 1 118 555 руб. 08 коп., как правильно указал истец в протоколе разногласий к договору.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 сентября 2016 года по делу N А32-18173/2016 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18173/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2017 г. N Ф08-10488/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ГОРЯЧЕКЛЮЧЕВСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА", ОАО "Горячеключевая мебельная фабрика"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае