г. Краснодар |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А15-719/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219), ответчиков: Комитета по управлению имуществом города Махачкалы (ИНН 0541002220, ОГРН 1020502626759), общества с ограниченной ответственностью "Инфраструктура, инновации, инвестиции" (ИНН 0561057348, ОГРН 1080561000387), третьих лиц: открытого акционерного общества "Махачкалатеплоэнерго", Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", акционерного общества "Реестр", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.07.2016 (судья Лачинов Ф.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А15-719/2016, установил следующее.
Администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом города Махачкалы (далее - комитет) и ООО "Инфраструктура, инновации, инвестиции" (далее - общество) о признании недействительными аукциона, проведенного 15.12.2009 по продаже 3% обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Махачкалатеплоэнерго" и договора купли-продажи муниципального имущества на аукционе от 18.12.2009 N 20 с применением последствий недействительной сделки, обязав общество возвратить комитету 79 612 обыкновенные именные бездокументарные акции ОАО "Махачкалатеплоэнерго".
Решением суда от 19.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2016, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить исковые требования. Податель жалобы указывает, что вывод судов о пропуске срока исковой давности является ошибочным. О допущенных нарушениях законодательных требований при реализации муниципального имущества администрации стало известно в начале 2016 года при проведении соответствующих проверок, после чего незамедлительно подано исковое заявление. Реализация акций произведена с нарушением законодательно определенной процедуры приватизации муниципального имущества.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что 20.10.2009 комитет принял решение об условиях приватизации муниципальной собственности путем продажи на аукционе обыкновенных, именных, бездокументарных акций ОАО "Махачкалтеплоэнерго" в количестве 79 612 единиц, что составляет 3% от уставного капитала организации. Согласно отчету об оценке от 08.11.2009 рыночная стоимость 3% акций составила 7 200 тыс. рублей.
По итогам аукциона победителем признано общество, о чем составлен протокол об итогах аукциона от 15.12.2009 N 2.
Комитет и общество заключили договор купли-продажи муниципального имущества на аукционе от 18.12.2009 N 20, по условиям которого комитет продал, а общество приобрело 79 612 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Махачкалатеплоэнерго" на общую сумму 7 920 тыс. рублей.
Платежными поручениями 03.12.2009 N 177 и от 21.12.2009 N 180 денежные средства перечислены на счет продавца.
Передаточным распоряжением, согласно договору купли-продажи муниципального имущества от 18.12.2009 N 20, спорные акции зачислены на счет покупателя.
Полагая, что приватизация указанного муниципального имущества (акций) проведена с нарушением действующего законодательства (без предварительного включения в план приватизации муниципального имущества), администрация обратилась в арбитражный суд.
В силу статей 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса).
Согласно статье 199 Гражданского кодекса истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
В пункте 15 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что пропуск стороной по делу срока исковой давности при наличии заявления надлежащего лица о ее применении позволяет суду отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 4 постановления N 43).
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При этом перераспределение функций по управлению муниципальным имуществом между органами местного самоуправления не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов публично-правового образования.
Администрация является органом исполнительной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в муниципальной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, а также имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о спорном имуществе.
Возражая против исковых требований, общество заявило о применении срока исковой давности.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что утверждение прогнозных планов приватизации муниципального имущества города Махачкалы осуществляется по предложению администрации, которой обеспечивается дальнейшая реализация этих прогнозных планов, администрация при проведении оспариваемых торгов и заключении по его итогам договора должна знать о том, что спорные акции включены (или не включены) в прогнозный план приватизации, комитет осуществлял продажу акций (пакет акций комитет продавал с принятием решения об объявлении торгов и условий приватизации, с оформлением протоколов продажи и их утверждением) по поручению администрации, суды обоснованно пришли к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку администрация об обстоятельствах, являющихся основанием для признания торгов недействительными, должна была узнать не позднее 2012 года (на конец сентября 2012 года администрация продала все свои акции и исключена из реестра акционеров общества). С иском администрация обратилась 29.02.2016.
Довод жалобы о том, что администрация не могла знать о допущенных нарушениях законодательства при реализации муниципального имущества, поскольку уполномоченным органом по проведению приватизационных мероприятий является комитет, который является самостоятельным юридическим лицом, противоречит пункту 4 постановления N 43. Суды обоснованно указали, что учитывая ту степень осмотрительности и заботливости, которые должны проявлять акционеры и наличие у них прав на участие в деятельности общества (участвовать в общих собраниях акционеров общества и т. д.) муниципальное образование в лице администрации и комитета (сторона оспариваемой сделки; входит в структуру органов исполнительной власти) должно было знать о совершенной в 2009 году сделки со спорными акциями.
Кроме того, главой города Махачкалы постановлением от 15.10.2010 N 3678 принято решение о реализации 3% акций ОАО "Махачкалатеплоэнерго" и поручено комитету обеспечить их реализацию (т. 1, л. д. 102). Глава города Махачкалы является высшим должностным лицом, которое от имени города Махачкалы приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, возглавляет администрацию на принципах единоначалия с соответствующей компетенцией и полномочиями. При этом, исковые требования по настоящему делу заявлены представителем администрации, действующим по доверенности, выданной главой города Махачкалы.
Таким образом, при осуществлении надлежащего контроля со стороны органа осуществляющего функции собственника за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, последнему должно было быть известно об обстоятельствах выбытия спорного имущества из муниципальной собственности не позднее 2012 года.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 10853/10, от 11.10.2011 N 7337/11).
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 по делу N А15-719/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод жалобы о том, что администрация не могла знать о допущенных нарушениях законодательства при реализации муниципального имущества, поскольку уполномоченным органом по проведению приватизационных мероприятий является комитет, который является самостоятельным юридическим лицом, противоречит пункту 4 постановления N 43. Суды обоснованно указали, что учитывая ту степень осмотрительности и заботливости, которые должны проявлять акционеры и наличие у них прав на участие в деятельности общества (участвовать в общих собраниях акционеров общества и т. д.) муниципальное образование в лице администрации и комитета (сторона оспариваемой сделки; входит в структуру органов исполнительной власти) должно было знать о совершенной в 2009 году сделки со спорными акциями.
...
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 10853/10, от 11.10.2011 N 7337/11)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2017 г. N Ф08-131/17 по делу N А15-719/2016