Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Основное содержание контроля подготовки спортивного резерва
Рост спортивных результатов на фоне острой конкуренции соперников в международном рейтинге указывает на необходимость повышения требований к уровню физической и специальной подготовленности спортсменов спортивного резерва. Критерии спортивной подготовленности спортсменов базируются на требованиях вида спорта, которые формируют основное направление к условиям достижения высоких спортивных результатов, укрепления и сохранения здоровья.
Продолжительность этапов спортивной подготовки позволяет планомерно выстроить учебно-тренировочный процесс от этапа начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства.
Особое значение приобретает система оценки общей и специальной подготовленности спортсменов в процессе освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта.
В соответствии с требованиями дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта спортсмены должны ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки.
Перечень контрольно-переводных нормативов по видам спортивной подготовки определяется требованиями вида спорта и представлен в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта.
Повышение уровня спортивной квалификации (или спортивного разряда) является необходимым для зачисления и перевода на последующий этап спортивной подготовки в соответствии с требованиями спортивных дисциплин.
По итогам освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта, применительно к этапам спортивной подготовки, лицам, проходящим спортивную подготовку, необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
На этапе начальной подготовки:
изучать основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повышать уровень общей физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная с третьего года подготовки в соответствии с требованиями спортивных дисциплин.
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
изучать правила вида спорта, успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучать основные методы саморегуляции и самоконтроля;
изучать антидопинговые правила;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
повышать уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобретать знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
выполнять план индивидуальной подготовки;
соблюдать антидопинговые правила;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях, в том числе повышать (подтверждать) уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнять план индивидуальной подготовки;
соблюдать антидопинговые правила;
выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже всероссийского уровня;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания "мастер спорта России" или выполнить нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания "мастер спорта России международного класса";
достигать результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
Организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по виду спорта, самостоятельно разрабатывают комплекс тестов по видам подготовки, не связанных с физической подготовкой (теоретическая подготовка, антидопинговая программа и др.), принимая во внимание конкретный контингент обучающихся и этап подготовки.
При аттестации обучающихся и оценке освоения Программы учитываются помимо тестов, учитываются результаты, показанные обучающимися на официальных спортивных соревнованиях.
Контроль учебно-тренировочного процесса спортивного резерва осуществляется в соответствии с основными требованиями дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта, в состав которой входит планирование учебно-тренировочного процесса, контроль показателей физической подготовленности, контроль здоровья занимающихся, соответствие спортивных результатов заявленным требованиям.
Основные требования к результатам прохождения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта применительно к этапам спортивной подготовки включают следующие разделы (рис. 1).
Освоению дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта применительно к этапам спортивной подготовки способствует целевая направленность учебно-тренировочного процесса, к которой относится:
- определение факторов достижения высокого спортивного результата;
- постановка конкретных задач на каждом этапе годичного цикла подготовки спортсменов;
- определение средств и методов спортивной подготовки в соответствии с поставленными задачами;
- определение допустимых тренировочных нагрузок для каждого возрастного этапа спортивной подготовки;
- соответствие должному уровню подготовленности спортсменов на каждом этапе подготовки в системе многолетнего учебно-тренировочного процесса;
- соответствие должному уровню подготовленности спортсменов на этапах годичного цикла спортивной подготовки;
- определение критериев подготовленности спортсменов на этапах многолетней подготовки.
Планирование спортивной подготовки может быть построено на основе полученной информации (рис. 2).
Важным фактором планирования подготовки спортсменов может быть:
- учет динамики показателей различных сторон подготовленности спортсменов;
- коррекция основных параметров тренировочных нагрузок в соответствии с полученными результатами различных сторон подготовленности спортсменов;
- эффективный подбор средств и методов спортивной подготовки, стимулирующих рост спортивного результата в соответствии с поставленными задачами учебно-тренировочного процесса.
В этой связи ключевой позицией эффективности построения учебно-тренировочного процесса как в годичном цикле спортивной подготовки, так и на этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, является сбор информации о перманентном состоянии спортсмена в процессе его спортивной подготовки.
Итогом целевого планирования спортивной подготовки может быть:
- достижение запланированных результатов в соответствии с определенными сроками;
- соответствие установленной цели спортивной подготовки и своевременная реализация запланированных задач;
- соответствие критериям эффективности тренировочного воздействия.
Оценка показателей разных сторон физической подготовленности и контроля тренированности спортивного резерва указывает на востребованность принятых решений педагогов, тренеров и специалистов. В этой связи возникает необходимость определения дополнительных тестовых заданий, характеризующих проявление вида спорта.
Понимание целостного подхода к вопросам контроля и оценке показателей тренированности расширяет границы минимальных показателей, рекомендуемых федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта, поскольку отдельно взятые показатели не создают полного представления об изучаемом объекте. Необходимо определение наиболее значимых показателей, используемых в учебно-тренировочном процессе, к которым, как правило, относится функциональное состояние спортсменов, оценка физической, технической, тактической подготовленности и ответная реакция психологического состояния спортсменов в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Под общей физической подготовленностью предлагается понимать функциональное обеспечение сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма спортсменов, что определяется как маркеры их неспецифической адаптивной реакции на внешние факторы воздействия [17].
Под специальной физической подготовленностью предлагается понимать степень развития физических способностей, необходимых для обеспечения конкретной спортивной дисциплины [17].
Соревнования предлагается понимать средством совершенствования спортивного мастерства, средством контроля уровня подготовленности спортсменов. Результативность соревновательных выступлений во многом зависит от решения двигательных задач в изменяющихся условиях внешней среды и внезапно возникающих ситуаций.
В современных условиях объемы учебно-тренировочной работы спортсменов достигли значительных величин, поэтому высокое качество технического мастерства требует от спортсмена значительного уровня специальной подготовленности и владения новейшими средствами тренировки.
Уровень технической подготовленности спортсмена определяется двумя основными факторами - эффективностью и экономичностью движений. Критерием эффективности движений служит спортивный результат, критерием экономичности - способность распределить собственные силы в процессе борьбы. Целенаправленное использование технических приемов в соревновательной деятельности для последовательного решения поставленных задач с учетом правил соревнований и условий среды определяет спортивную тактику. Поскольку специальная работа спортсмена связана с психическим и моторным компонентами, взаимосвязь между ними и спортивной тактикой достаточно тесная.
Вопросы освоения тактического мастерства весьма многообразны, и могут проявляться в условиях нестандартных, постоянно меняющихся пространственно-временных обстоятельствах и ситуациях. Например, тактические приемы ведения борьбы заключаются в умелом использовании технических приемов на основе оценки намерений соперника и в принятии оптимального тактического решения с учетом собственных физических и психических возможностей. Смысл тактики состоит в использовании таких способов ведения состязания, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника [13].
Значение и сущность тактики зависит от техники конкретного спортивного упражнения. Например, в циклических видах спорта тактические приемы сводятся к обеспечению минимального времени прохождения дистанции и ее отрезков. При этом определяются варианты изменения скорости при соответствующих действиях соперников, начале финишного рывка, преодолении прямых отрезков, спусков, подъемов, а также при использовании спуртов, когда решается вопрос о лидировании.
Таким образом, тактику можно рассматривать как деятельность, направленную на развитие у спортсмена способности изменять свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Факторами, определяющими выбор спортивной тактики, являются характер и условия проведения соревнований.
Помехоустойчивость спортсмена играет значительную роль в условиях соревновательных выступлений. Для достижения максимальной помехоустойчивости как одного из критериев соревновательной надежности спортсмен должен выступать, не снижая результативности при отвлекающих факторах объективного и субъективного характера, вызывающих появление технических ошибок. Оценка психомоторного статуса спортсменов отражает оперативные изменения, происходящие под воздействием тренировки, и позволяет контролировать их текущее состояние.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.