г. Краснодар |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А32-21485/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Кореновского районного казачьего общества Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (ИНН 2335011343, ОГРН 1022304015348) - Бычкова О.В. (доверенность от 01.09.2016) и Дубогрея И.Н. (атаман, полномочия подтверждены), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Кубанского войскового казачьего общества - Степановой О.В. (доверенность от 11.10.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 14, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 14 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А) по делу N А32-21485/2016, установил следующее.
Кореновское районное казачье общество Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 14 (далее - учреждение, фонд) о признании незаконным и отмене решения от 10.06.2016 N 45 н/с.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Кубанское войсковое казачье общество.
Решением от 16.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2016, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием у фонда оснований для начисления обществу спорных сумм страховых взносов на суммы ежемесячных доплат членам общества за их участие в работе добровольных дружин, поскольку указанные выплаты осуществлялись за счет субсидий, не являющихся средствами общества. Указанные выплаты не связаны с наличием заключенного трудового договора либо с осуществлением этими членами общества трудовых функций.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований общества. Фонд полагает, что несмотря на то, что общество не заключало с членами общества трудовые договоры, имеются признаки трудовых отношений, предусмотренные статьями 56, 57, 59, 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), следовательно, суммы ежемесячных доплат общества своим членам за их участие в работе добровольной дружины подлежат включению в облагаемую страховыми взносами базу.
В отзывах на кассационную жалобу страхователь и Кубанское войсковое казачье общество просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей общества и Кубанского войскового казачьего общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 10.03.2016 по 29.04.2016 фонд провел документальную проверку правильности начисления, полноты и своевременности уплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой установил, что отдельные работники в период 2014 - 2015 год из числа тех, с которыми обществом был заключен трудовой договор, получают ежемесячную доплату от страхователя за участие в работе казачьей дружины по охране общественного порядка, на которую не начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, о чем составил акт проверки от 29.04.2016 N 45 н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки, учреждение вынесло решение от 10.06.2016 N 45 н/с, которым привлекло общество к ответственности в виде 890 рублей 82 копеек штрафа по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", начислило 4 454 рубля 10 копеек страховых взносов и 420 рублей 85 копеек пеней за неуплату страховых взносов.
Не согласившись с решением учреждения, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы материального права к установленным по данному делу обстоятельствам, и сделали правильный вывод об отсутствии у фонда правовых оснований для начисления обществу спорной суммы страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в спорном периоде (далее - Закон N 212-ФЗ), казачье общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников
Статья 15 Трудового кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Из системного толкования приведенных норм следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, система доплат и надбавок стимулирующего характера и система премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей. Иные выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что произведенные обществом выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При этом суды обоснованно исходили из того, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, соответственно, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах гражданина, состоящего в трудовых отношениях, не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе.
Судебные инстанции установили, что общество не производило выплаты, которые подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как указанная выплата производилась членам казачьего общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участия в деятельности добровольной народной дружины и не связана с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с казачьим обществом и с осуществлением трудовых функций; общество не является собственником денежных средств, за счет которых производились спорные выплаты.
При этом суды обоснованно учли, что Кубанское войсковое казачье общество на основании постановлений Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2010 N 825 "Об утверждении ведомственной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества на 2011 - 2013 годы", 02.10.2013 N 1107 "О государственной Программе Краснодарского края "Казачество Кубани", 07.07.2011 N 699 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края на 2012 - 2014 годы", 11.10.2013 N 1156 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Противодействие незаконному обороту наркотиков" является получателем следующих субсидий: на реализацию мероприятий на осуществление деятельности по участию в охране общественного порядка в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни; по участию в защите государственной границы Российской Федерации; по охране окружающей среды и защите животных; на организацию участия в мероприятиях по предупреждению незаконного распространения наркотических средств на территории Краснодарского края.
Общество в силу положений Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - закон N 154-ФЗ) входит в структуру Кубанского войскового казачьего общества. Члены (казаки) Кореновского районного казачьего общества являются соответственно и членами (казаками) Кубанского войскового казачьего общества.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 154-ФЗ российское казачество в установленном порядке: оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кубанским войсковым казачьим обществом и уполномоченными органами (ГУВД по Краснодарскому краю, Региональным управлением ФСКН России по Краснодарскому краю) заключены соответствующие соглашения, с целью реализации которых, в казачьих обществах, входящих в структуру Кубанского войскового казачьего общества, созданы добровольные народные дружины (казачьи дружины), деятельность которых является добровольной, поскольку члены казачьего общества (казаки) состоящие в казачьей дружине добровольно осуществляют данные функции, в свободное от основной работы время и по собственной инициативе.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально- технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность материального стимулирования деятельности народных дружинников и выделение средств в частности на компенсацию расходов, понесенных народным дружинником, связанных с участием в деятельности дружины (статья 21 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка").
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае спорные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами, поскольку производились членам общества в качестве вознаграждения (компенсации) за участие в деятельности добровольных народных дружин и не связаны с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с Кубанским войсковым казачьим обществом и с осуществлением трудовых функций. Документально данный вывод фонд не опроверг.
Доводы учреждения были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А32-21485/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.