город Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2016 г. |
дело N А32-21485/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от Кореновского районного казачьего общества Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества: представитель по доверенности от 01.09.2016 Бычков О.В., паспорт; Дубогрей И.Н., удостоверение;
от Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Кубанского воскового казачьего общества: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения- Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 по делу N А32-21485/2016, принятое судьей Колодкиной В.Г.,
по заявлению Кореновского районного казачьего общества Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества
г. Кореновск
к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
третье лицо: Кубанское войсковое казачье общество
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Кореновское районное казачье общество Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Филиала N 14 Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) от 10.06.2016 N 45 н/с.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечёно Кубанское войсковое казачье общество.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 решение Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.06.2016 N 45 н/с признано недействительным. Решение мотивировано тем, что производимые выплаты осуществлялись за счет субсидий предоставляемых Кубанскому войсковому казачьему обществу членам казачьего общества, состоящим в соответствующих добровольных дружинах. Указанные выплаты не связаны с наличием заключенного трудового договора, осуществлением трудовых функций данными лицами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что в Кореновском РКО трудовые договора с членами казачьей дружины не заключались, имеются признаки трудовых отношений, предусмотренные статьями 56, 57, 59, 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В отзыве на апелляционную жалобу Кубанское войсковое казачье общество просит решение суда оставить без изменения, считает решение законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу Кореновское районное казачье общество Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Кореновского районного казачьего общества Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и третье лицо представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Кореновское районное казачье общество Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества является плательщиком страховых взносов.
В период с 10.03.2016 по 29.04.2016 Фондом проведена документальная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки установлено, что отдельные работники в 2014-2015 из числа тех, с которыми был заключен трудовой договор получают ежемесячную доплату от заявителя за участие в работе казачьей дружины по охране общественного порядка на которую не начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, о чем составлен акт от 29.04.2016 N 45 н/с.
Решением от 10.06.2016 N 45 н/с Кореновское районное казачье общество привлечено к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в размере 890,82 руб., начислена пени за неуплату страховых взносов в размере 420,85 руб., доначислено страховых взносов на общую сумму 4 454,10 руб.
Не согласившись с вынесенным решением заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ казачье общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В свою очередь согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей. Иные выплаты, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, произведенные Кореновским районным казачьим обществом выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Из материалов дела следует, что Кореновское районное казачье общество не производило выплат, которые подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как указанная выплата производилась членам казачьего общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участия в деятельности добровольных народных дружин и не связана с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с казачьим обществом и с осуществлением трудовых функций.
В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2010 N 825 "Об утверждении ведомственной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества на 2011 - 2013 годы", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.10.2013 N 1107 "О государственной Программе Краснодарского края "Казачество Кубани", получателем субсидий на реализацию мероприятий на осуществление деятельности по участию в охране общественного порядка в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни; по участию в защите государственной границы Российской Федерации; по охране окружающей среды и защите животных является Кубанское войсковое казачье общество.
В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.07.2011 N 699 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края на 2012 - 2014 годы" и постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 N 1156 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Противодействие незаконному обороту наркотиков" получателем субсидий на организацию участия в мероприятиях по предупреждению незаконного распространения наркотических средств на территории Краснодарского края, также является Кубанское войсковое казачье общество.
Следовательно, Кореновское районное казачье общество не является собственником денежных средств, за счет которых производились указанные выплаты.
Кореновское районное казачье общество в силу положений Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" входит в структуру Кубанского войскового казачьего общества. Члены (казаки) Кореновского районного казачьего общества являются соответственно и членами (казаками) Кубанского войскового казачьего общества.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Соответственно, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах гражданина, состоящего в трудовых отношениях, не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующие соглашения заключены Кубанским войсковым казачьим обществом и уполномоченными органами (ГУВД по Краснодарскому краю, Региональное управление ФСКН РФ по Краснодарскому краю и т.д.).
В целях реализации вышеуказанных соглашений в казачьих обществах, входящих в структуру Кубанского войскового казачьего общества, созданы добровольные народные дружины (казачьи дружины).
Деятельность, осуществляемая членами казачьих дружин, является добровольной, член казачьего общества (казак) состоящий в казачьей дружине добровольно осуществляет данные функции, в свободное от основной работы времени и по собственной инициативе.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Статьей 21 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность материального стимулирования деятельности народных дружинников и выделение средств в частности на компенсацию расходов, понесенных народным дружинником, связанных с участием в деятельности дружины.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в рассматриваемом случае спорные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами, поскольку производились членам Кореновского районного казачьего общества Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества Кореновского районного казачьего общества Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества в качестве вознаграждения (компенсации) за участие в деятельности добровольных народных дружин и не связаны с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с Кубанским войсковым казачьим обществом и с осуществлением трудовых функций. Спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, в данном случае у фонда отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения от 10.06.2016 N 45 н/с.
Довод фонда о том, что в Кореновском РКО трудовые договора с членами казачьей дружины не заключались, имеются признаки трудовых отношений, предусмотренные статьями 56, 57, 59, 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей отклоняется судом апелляционной инстанции, так как производимые выплаты осуществлялись за счет субсидий предоставляемых Кубанскому войсковому казачьему обществу членам казачьего общества, состоящим в соответствующих добровольных дружинах. Указанные выплаты не связаны с наличием заключенного трудового договора, осуществлением трудовых функций данными лицами. Деятельность, осуществляемая членами казачьих дружин, является добровольной, член казачьего общества (казак) состоящий в казачьей дружине добровольно осуществляет данные функции в свободное от основной работы времени и по собственной инициативе.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 02.04.2014 N 44- ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Статьей 21 вышеуказанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность материального стимулирования деятельности народных дружинников и выделение средств, в том числе на компенсацию расходов, понесенных народным дружинником, связанных с участием в деятельности дружины. Следовательно, в рассматриваемом случае, указанные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2016 по делу N А32-32259/2015.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 по делу N А32-21485/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21485/2016
Истец: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда страхования РФ, Казачье общество Кореновское районное Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского вайскового казачьего общества, Кореновское районное казачье общество Кавказского отдельского казачьего общества
Ответчик: государственное учреждение- Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Казачье общество Кубанское воисковое, ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ территориальный филиал N 14