г. Краснодар |
|
27 марта 2017 г. |
Дело N А15-272/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия "Электросеть" (ИНН 0546021234, ОГРН 1100546000543) и заинтересованного лица - Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (ИНН 0541023580, ОГРН 1020502631599), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Электросеть" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2016 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А15-272/2016, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Электросеть" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее - служба) с заявлением о признании недействующим с момента вынесения решения, отраженного в протоколе заседания Правления службы от 20.10.2015 N 19, в части прекращения рассмотрения дела об установлении для предприятия тарифа на передачу электрической энергии на 2016 год, регулируемого методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на второй год второго долгосрочного периода регулирования (2015 - 2019 годы), и в части отказа в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год; обязании службы рассмотреть дело об установлении для предприятия тарифа на передачу электрической энергии на 2016 год.
Решением суда от 07.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2016, предприятию отказано в удовлетворении требований. Судебные акты мотивированы тем, что предприятие не представило отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказанных услуг за три расчетных периода, предшествующих 2015 году; к необходимой валовой выручке предприятия применен понижающий коэффициент (-3%), что в соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), является основанием для направления предприятию уведомления об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электроэнергии.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2016 постановление апелляционной инстанции от 27.06.2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал на преждевременность вывода о законности оспариваемого решения службы, поскольку при апелляционном пересмотре дела не дана оценка представленным службой протоколам заседаний Правления службы от 27.12.2011 N 34, 04.12.2012 N 44, 06.11.2013 N 32 и 24.11.2014 N 38.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции постановлением от 28.12.2016 оставил без изменения решение суда от 07.04.2016. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие не соответствует критериям территориальной сетевой организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - постановление N 184), поэтому ему не может быть установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год. Процедура банкротства не освобождает предприятие от обязанностей соблюдать требования федерального законодательства в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось предприятие с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, требования предприятия удовлетворить. По мнению подателя жалобы, в нарушение норм процессуального права суд апелляционный инстанции принял от службы новые доказательства и не выяснил обстоятельства их непредставления суду первой инстанции. Суды не учли, что решение службы от 21.12.2012 N 109 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" (далее - постановление N 109) не устанавливает факт применения понижающих коэффициентов, а предполагает возможность его применения в отношении организаций в случае несоответствия уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Установление размеров максимально возможной корректировки необходимой валовой выручки не может свидетельствовать о свершившемся факте неоднократного (3 раза) применения в отношении предприятия понижающих коэффициентов одним нормативным документом. Постановление N 184 вступило в силу 12.03.2015, не имеет обратной силы и неправомерно применено службой при принятии решения, отраженного в протоколе заседания Правления службы от 20.10.2015 N 19.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на заседании правления службы от 20.10.2015 принято решение, оформленное протоколом заседания от 20.10.2015 N 19 (далее - протокол), в соответствии с пунктом 1 которого прекращено рассмотрение дела об установлении для предприятия тарифов на передачу электрической энергии на 2016 год, регулируемых методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на второй год второго долгосрочного периода регулирования (2015 - 2019 годы). Согласно пункту 2 протокола предприятию отказано в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
В порядке статей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды обоснованно отказали предприятию в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 35-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.
Указанные критерии утверждены постановлением N 184, вступившим в силу 12.03.2015, и принятым для развития изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 N 466-ФЗ в статью 3 Закона N 35-ФЗ в части понятия "территориальная сетевая организация". Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом N 35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Такое нормативное правовое регулирование направлено на консолидацию (укрупнение) территориальных сетевых организаций. Консолидация территориальных сетевых организаций названа Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 511-р, стоящих перед электросетевым комплексом России, на период до 2030 года.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Одним из условий соответствия территориальной сетевой организации критериям является отсутствие за три предшествующих расчетных периода регулирования трех фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
Как указано в пункте 24 Правил N 1178, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В силу части 6 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1220, перечень показателей надежности и качества, порядок расчета их значений, а также порядок расчета обобщенного показателя надежности и качества, используемого при осуществлении корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, связанной с отклонением фактических значений показателей надежности и качества от плановых, для электросетевых организаций определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций.
Согласно пункту 4 Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом ФСТ России от 26.10.2010 N 254-э/1, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, осуществляется в случае предоставления сетевой организацией недостоверных отчетных данных или их непредставления.
Так, в случае непредставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, коэффициент признается понижающим и устанавливается равным (-3%).
Как видно из материалов дела, при рассмотрении заявлений территориальных сетевых организаций об установлении тарифов на 2016 год служба выявила, что предприятие не соответствует пункту 3 Критериев, утвержденных постановлением N 184.
Письмами от 29.03.2012 N 498-04/А, 04.03.2013 N 321-04/А, 03.02.2014 N 127-04/А, 04.02.2014 N 132-04/А, 29.01.2015 N 95-04/А, 13.03.2015 N 374-04/А, 13.03.2015 N 375-04/А служба запрашивала у предприятия отчетные показатели уровня надежности и качества оказываемых услуг, используемые при расчете фактических значений показателей, в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Минэнерго России от 14.10.2013 N 718.
В 2011 - 2014 годах предприятие не представило такую информацию, что подтверждено постановлением N 109 и протоколами заседаний Правления службы от 27.12.2011 N 34, от 04.12.2012 N 44, от 06.11.2013 N 32 и от 24.11.2014 N 38. Как видно из данных протоколов, сотрудники предприятия присутствовали на состоявшихся в 2011, 2012, 2013, 2014 годах заседаниях Правления службы, что свидетельствует об осведомленности предприятия о необходимости предоставления службе отчетных данных, и поскольку такие данные не представлены, при расчете необходимой валовой выручки служба применила понижающий коэффициент (-3%), на что указано в данных протоколах. Доказательства обратного предприятие не представило.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали предприятию в удовлетворении требований.
Довод предприятия о процессуальных нарушениях, допущенных судом апелляционной инстанции, противоречит пункту 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В целях установления всех обстоятельств по делу, полного и всестороннего исследования обстоятельств, доказательств и доводов участвующих в деле лиц, а также в пределах установленной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации компетенции суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела протоколы заседания Правления службы от 27.12.2011 N 34, от 04.12.2012 N 44, от 06.11.2013 N 32 и от 24.11.2014 N 38, и во исполнение указаний суда кассационной инстанции (постановление от 17.10.2016) при новом рассмотрении дела оценил их наряду с иными доказательствами по делу.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, выводы судов не опровергают, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статьей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы предприятия отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А15-272/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.