Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2017 г. N Ф08-1039/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А15-272/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Электросеть" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2016 по делу N А15-272/2016 (судья Цахаев С.А.)
по заявлению МУП "Электросеть"
к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Электросеть" (ИНН 0546021234, ОГРН 1100546000543) - конкурсного управляющего Тихонова Н.И. (полномочия подтверждены) и Абрамова М.Г. (доверенность от 01.03.2016);
от Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан - Гайдарбегова М.Г. (доверенность от 07.10.2016),
УСТАНОВИЛ:
МУП "Электросеть" в лице арбитражного управляющего Тихонова Н.И. (далее - предприятие, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее - служба по тарифам) об оспаривании решения от 20.10.2015 N 19 о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2016 год, регулируемого методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на второй год второго долгосрочного периода регулирования (2015 - 2019 годы) и об отказе в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Решением от 07.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что: предприятие не представило отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказанных услуг за 3 расчетных периода, предшествующих 2015 году; к необходимой валовой выручке организации применен понижающий коэффициент, что в соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, (далее - Правила) является основанием для направления предприятию уведомления об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электроэнергии.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2016 апелляционное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал на преждевременность вывода о законности оспариваемого решения службы по тарифам, поскольку при апелляционном пересмотре дела не дана оценка представленным службой по тарифам протоколов заседаний Правления службы по тарифам от 27.12.2011 N 34, 04.12.2012 N 44, 06.11.2013 N 32 и 24.11.2014 N 38.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней предприятие просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решении об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам; в числовом выражении необходимая валовая выручка предприятия увеличивалась в спорные периоды (2012 - 2014 годы); постановление службы по тарифам от 21.12.2012 N 109 не устанавливает факт применения понижающих коэффициентов, а говорит о возможности его применения; установление размера максимально возможной корректировки необходимой валовой выручки не может свидетельствовать о свершившемся факте неоднократного (3 раза) применения в отношении предприятия понижающих коэффициентов, тем более одним документом от 2012 года; материалы дела не содержат доказательства выявленных в отношении предприятия нарушений плановых значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг; предшествующими тремя периодами являются 2013, 2014, 2015 годы, таким образом, доказанным может быть факт применения к предприятию понижающего коэффициента 2 раза в 2013 и 2014 годах; лишившись тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии, сетевая организация лишилась единственного источника дохода, при этом обязано нести бремя содержания объектов электросетевого хозяйства; в отношении иных сетевых организаций также устанавливались величины максимально возможной корректировки НВВ на 2012, 2013, 2014 годы, однако, статуса территориальной снабжающей организации лишено только предприятие; экземпляры приложений к протоколам Правления службы по тарифам, выданные обществу и представленные службой в суд апелляционной инстанции имеют противоречия в содержании и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в связи с тем, что являются новыми и дополнительными доказательствами, которые не были представлены в суд первой инстанции; положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" не распространяются на правоотношения, возникшие до момента введения его в действие.
Служба по тарифам в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность судебного решения и, ссылаясь на протоколы заседаний Правления службы по тарифам от 27.12.2011 N 34, 04.12.2012 N 44, 06.11.2013 N 32 и 24.11.2014 N 38, утверждает о несостоятельности доводов предприятия о росте необходимой валовой выручки в спорные периоды и о недоказанности трехкратного применения понижающего коэффициента.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные правовые позиции.
Изучив и оценив в ходе повторного пересмотра дела все материалы дела в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на заседании Правления службы по тарифам от 20.10.2015 принято решение, оформленное протоколом заседания N 19 (далее - протокол), в соответствии с пунктом 1 которого Правление прекратило рассмотрение дел об установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2016 год для МУП "Электросеть" и ООО "ШПЭС-Энерго1", регулируемых методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на второй год второго долгосрочного периода регулирования (2015 - 2019 годы). Согласно пункту 2 протокола указанным организациям отказано в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Предприятие в лице конкурсного управляющего Тихонова Н.И., считая указанное решение службы по тарифам в части, касающейся предприятия, незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 35-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.
Указанные критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
Одним из условий соответствия территориальной сетевой организации Критериям является отсутствие за три предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных (пункт 3).
Согласно пункту 24 Правил в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Согласно части 6 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1220, перечень показателей надежности и качества, порядок расчета их значений, а также порядок расчета обобщенного показателя надежности и качества, используемого при осуществлении корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, связанной с отклонением фактических значений показателей надежности и качества от плановых, для электросетевых организаций определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций.
Согласно пункту 4 Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом ФСТ России от 26.10.2010 N 254-э/1, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, осуществляется в случае предоставления сетевой организацией недостоверных отчетных данных или их непредставления.
Из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения заявлений территориальных сетевых организаций об установлении тарифов на 2016 год служба по тарифам выявила, что предприятие не соответствует пункту 3 Критериев.
Так, письмами службы по тарифам от 29.03.2012 N 498-04/А, 04.03.2013 N 321-04/А, 03.02.2014 N 127-04/А, 04.02.2014 N 132-04/А, 29.01.2015 N 95-04/А, 13.03.2015 N 374-04/А, 13.03.2015 N 375-04/А у предприятия запрашивались отчетные показатели уровня надежности и качества оказываемых услуг, используемые при расчете фактических значений показателей, в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Минэнерго России от 14.10.2013 N 718.
В виду непредставления истребуемой информации в 2011-2014 годах к необходимой валовой выручке предприятия применен понижающий коэффициент (-3%), что подтверждается постановлением службы по тарифам от 21.12.2012 N 109 об установлении предельных значений понижающего коэффициента и вышеупомянутыми протоколами заседаний Правления службы по тарифам от 27.12.2011 N 34, от 04.12.2012 N 44, от 06.11.2013 N 32 и от 24.11.2014 N 38.
Данные протоколы приняты апелляционным судом в порядке абзаца второго части 2 статьи 268 АПК РФ как представленные в качестве обоснования возражений на доводы апелляционной жалобы. При этом в судебном заседании установлено и из текста заявления предприятия видно, что в суде первой инстанции возражения в отношении вывода службы по тарифам о несоответствии предприятия пункту 3 Критериев не заявлялись.
Единственный довод конкурсного управляющего о том, что предприятие находится на стадии банкротства и отказ в установлении спорного тарифа на 2016 год фактически лишит предприятие единственного источника дохода правильно отклонен судом, т.к. применение к сетевой организации процедуры банкротства не освобождает ее от обязанностей соблюдать требования приведенных выше законов и нормативно-правовых актов в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики.
С учетом изложенного оспариваемое решение службы по тарифам не может быть признано не соответствующим закону, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявления рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, а изложенные в апелляционной жалобе довод не нашел фактического подтверждения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2016 по делу N А15-272/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-272/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2017 г. N Ф08-1039/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Электросеть", г. Кизилюрт
Третье лицо: Республиканская служба по тарифам РД
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1039/17
28.12.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2112/16
17.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5945/16
10.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-272/16
27.06.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2112/16
07.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-272/16