г. Краснодар |
|
03 апреля 2017 г. |
Дело N А01-916/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице филиала "Майкопские тепловые сети" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) - Ворониной Л.И. (доверенность от 01.06.2016), от заинтересованного лица - Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (ИНН 0105038026, ОГРН 1020100701884) - Кравцовой И.А. (доверенность от 27.03.2017), от третьего лица - товарищества собственников недвижимости "Пролетарская, 445" (ИНН 0105064308, ОГРН 1110105002149) - Величко Н.П. (председатель правления), Реймер О.В. (доверенность от 30.08.2015), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.10.2016 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А01-916/2016, установил следующее.
Акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление) от 29.02.2016 N 1-1 "Об устранении нарушений жилищного законодательства" и от 20.04.2016 N 5-1 "Об устранении нарушений жилищного законодательства" (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено товарищество собственников недвижимости "Пролетарская, 445" (далее - товарищество).
Решением суда от 12.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2016, обществу отказано в удовлетворении требований со ссылкой на то, что управление правомерно предписало обществу произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год, т. е. снять начисленную товариществу по счету от 31.12.2015 N 00000000677 сумму корректировки платы за отопление в размере 430 598 рублей 65 копеек, т. к. фактически данная сумма является платой за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год по нормативу потребления коммунальной услуги, исчисленной в соответствии с формулой 1 Расчета размера платы за коммунальные услуги Приложения N 2 (далее - приложение N 2) к постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), несмотря на то, что возможность такой корректировки Правилами N 307 не предусмотрена. Ввиду того, что многоквартирный дом N 445 по ул. Пролетарской в. г. Майкопе (далее - многоквартирный дом) оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), который в 2015 году эксплуатировался в течение 14 дней отопительного сезона, плата за коммунальную услугу по отоплению в 2015 году подлежит исчислению по подпункту "б" пункта 23 Правил N 307, формулы 8 Правил N 307.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, корректировка размера платы по формуле 8 приложения N 2 к Правилам N 307 производится только при наличии показаний прибора учета за период, равный календарному году (12 месяцев), и, исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за соответствующий период, равный 12 месяцам. Факт отсутствия показаний ОДПУ за 2014 год в многоквартирном доме установлен судом и не опровергается управлением и товариществом, так как ОДПУ был неисправен. Управление требует произвести начисление размера платы за отопление за 2015 год, несмотря на отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии по ОДПУ за предшествующий 2014 год не с учетом норматива потребления на отопление, как это предусмотрено подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307, а исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, определенных в соответствии с пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), т. е. при расчете размера платы за отопление за 2015 год управление обязывает общество применить порядок расчетов платы за отопление, установленный Правилами N 354 (абзац 2 пункта 42, формула 3 приложения N 2 к Правилам в редакции действовавшей в спорный период), не подлежащий применению в г. Майкопе до 01.07.2016. Суды не дали оценку данному факту, а также тому обстоятельству, что исправление ошибок при начислении размера платы за отопление не запрещено законом, в связи с чем общество вправе произвести перерасчет стоимости услуг по отоплению за 2015 год и выдать товариществу новый платежный документ. Суды неправомерно учли разъяснения, содержащиеся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, поскольку данное письмо не содержит указания на применение постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление N 603) к Правилам N 307 и ранее действующему порядку расчета платы за отопление, установленному подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307. Новый порядок расчета размера платы за отопление, установленный Правилами N 354 в редакции постановления N 603, не распространяется на ранее возникшие правоотношения и действовавший ранее порядок начисления размера платы за отопление, установленный Правилами N 307, и не дает управлению право обязывать теплоснабжающую организацию при отсутствии показаний приборов ОДПУ за предшествующий календарный год определять среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предшествующий календарный год на основании пункта 59 Правил N 354, не подлежащих применению в Республике Адыгея в спорном периоде. Предписания от 29.02.2016 N 1-1 и от 29.04.2016 N 5-1 не соответствуют статьям 49, 55, 157 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 и нарушают права общества. Незаконность предписания от 29.02.2016 N 1-1 подтверждена постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Майкопа Республики Адыгея по делу N 3-261/3-2016.
В отзывах на кассационную жалобу управление и товарищество просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 12.02.2016 N 42 управление провело внеплановую документарную проверку общества на предмет соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при начислении гражданам, проживающим в многоквартирном доме, корректировки платы за отопление за 2015 год.
По результатам проверки управление составило акт от 29.02.2016 N 42 и выдало предписание, в соответствии с которым в срок до 01.04.2016 общество должно произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год, исключить неправомерно начисленные 430 598 рублей 65 копеек корректировки за отопление по счету от 31.12.2015 N МТ 00000000677.
После обращения общества в арбитражный суд управление провело проверку исполнения предписания от 29.02.2016 N 1-1 и выдало предписание от 20.04.2016 N 5-1, содержащее аналогичные требования.
В порядке статей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписания управления в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды отказали обществу в удовлетворении требований, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действующее законодательство предусматривает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 -2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, домах и жилых домов" (далее - постановление N 857) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части расчета платы за отопление разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Кабинет Министров Республики Адыгея постановлением от 14.09. 2012 N 194 "О применении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению установил применение Порядка расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
В силу подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 Правил N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 Правил N 307.
Согласно формуле, приведенной в подпункте 2 пункта 2 приложения N 2 Правил N 307, размер платы за тепловую энергию на отопление определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, используя только количество тепловой энергии.
Суды установили, что по договору с товариществом от 14.03.2014 N 1112 общество поставляет тепловую энергию в многоквартирный дом, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), введенным в эксплуатацию в 2013 году.
С 15.05.2014 ОДПУ многоквартирного дома выведен из строя (снят на государственную поверку) и введен в эксплуатацию (принят к коммерческому расчету) с 01.01.2015, повторно выведен из строя с 15.01.2015 (акт от 22.01.2015). При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии сведений о совокупном объеме тепловой энергии на отопление по показаниям ОДПУ за 2014 год.
Общество начислило товариществу плату за потребленную тепловую энергию в 2015 году за период с 01.01.2015 по 14.01.2015 по показаниям прибора учета: 32,729 Гкал, с 15.01.2015 по 25.01.2015 - по среднесуточным показаниям прибора учета: 18,530 Гкал, с 26.01.2015 по 31.12.2015 - по среднесуточным показаниям прибора учета. Соответственно, в период с 26.01.2015 по 31.12.2015 общество выдавало платежные документы с указанием объема фактически потребленной тепловой энергии на отопление, рассчитанной по утвержденному нормативу потребления на отопление, а также счета на оплату из расчета объема потребленной тепловой энергии на отопление, расчет которого выполнен расчетным путем по среднесуточным показаниям прибора учета.
Суды правильно исходили из того, что поскольку многоквартирный дом оборудован ОДПУ, то подлежит применению порядок начисления платы за коммунальную услугу (отопление), установленный подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307, согласно которому начисление платы за отопление должно производиться по формуле 7, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (в данном случае - за 2014 год). Соответственно, в таком случае в расчет принимаются объемы тепловой энергии, предоставленной в многоквартирный дом в отопительном периоде, то есть, с января по апрель и с октября по декабрь предыдущего календарного года. И лишь в случае отсутствия сведений о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии за предыдущий год расчет должен производиться по формуле 1, то есть с применением норматива потребления тепловой энергии.
Суды установили, что первоначально общество правомерно произвело товариществу начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в 2015 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год.
Суды указали, что в 2014 году имелись фактические показания в отопительном периоде с января по апрель 2014 года; в отопительном периоде с октября по декабрь 2014 года, в связи с поломкой ОДПУ, принимались не фактические показания, а среднемесячный объем потребления тепловой энергии, определенный по показаниям ОДПУ за период, предшествующий периоду его поломки. Таким образом, в расчетах использовались объемы потребления тепловой энергии, зафиксированные ОДПУ. Такой порядок определения объема потребленной тепловой энергии в период выхода прибора учета из строя установлен подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 59 Правил N 354 в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию прибора учета до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в указанных случаях и за указанные расчетные периоды.
Суды установили, что при определении среднемесячного объема потребления в многоквартирном доме тепловой энергии за 2014 год в расчете использовались только фактические показания ОДПУ (даже в периоды выхода его из строя - в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 59 Правил N 354).
Пунктом 3 Правил N 354 установлено, что разъяснения по применению данных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое письмом от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснило, что среднемесячный объем потребления тепловой энергии за календарный год, предшествующий году корректировки (в данном случае - это 2014 год), определяется вне зависимости от того, какое количество месяцев в году объем тепловой энергии измерялся ОДПУ. В письме также указано на возможность проведения корректировки, определенной лишь исходя из фактического объема тепловой энергии. При этом под фактическим объемом потребления используются либо фактические показания допущенного к эксплуатации ОДПУ, либо среднемесячный объем потребления тепловой энергии, применяемый не более трех расчетных периодов подряд и определяемый также из фактических показаний ОДПУ за периоды, предшествующие периоду выхода ОДПУ из строя. Возможность применения корректировки в отсутствие сведений о фактических объемах потребления тепловой энергии в году корректировки (в настоящем деле - в 2015 году), т. е. исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, исключена.
Таким образом, в связи с поломкой ОДПУ общество правомерно определяло объем тепловой энергий в отопительный период с октября по декабрь 2014 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, так как такой порядок расчета установлен пунктом 59 N 354.
В соответствии с Правилами N 307 в случае проведения расчетов размера платы за отопление по формуле 7 Правил N 307, один раз в год проводится корректировка размера такой платы по формуле 8.
В формуле 8 используется такой показатель как "размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета".
В случае, когда расчет за тепловую энергию производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги, то есть по формуле 1, корректировка платы за отопление Правилами N 307 не предусмотрена.
Суды указали, что ОДПУ в многоквартирном доме в 2015 году эксплуатировался только 14 дней (с 01.01.2015 по 14.01.2015), все остальные периоды в течение 2015 года ОДПУ не был пригоден к коммерческому учету (не допущен к эксплуатации для проведения коммерческих расчетов), в связи с чем за 2015 год отсутствует совокупный объем потребления тепловой энергии, определенный из показаний ОДПУ.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что у общества отсутствовали основания для корректировки платы за отопление, в связи с чем управление правомерно вынесло обществу предписания от 29.02.2016 N 1-1 "Об устранении нарушений жилищного законодательства" и от 20.04.2016 N 5-1 "Об устранении нарушений жилищного законодательства".
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований.
Довод общества о том, что незаконность предписаний установлена в постановлении мирового судьи судебного участка N 3 г. Майкопа Республики Адыгея по делу 3-261/3-2016 подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Свойством преюдиции обладают установленные судом конкретные обстоятельства, содержащиеся в мотивировочной части судебного акта, вынесенного судом общей юрисдикции по гражданскому делу и имеющие юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее, в данном случае - о признании недействительными предписаний управления от 29.02.2016 N 1-1 и от 20.04.2016 N 5-1.
Как видно из постановления мирового судьи судебного участка N 3 г. Майкопа Республики Адыгея по делу N 3-261/3-2016, прекращено производство по делу о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях филиала акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" "Майкопские тепловые сети" на том основании, что филиал "Майкопские тепловые сети" не обладает статусом юридического лица, не может быть самостоятельным субъектом ответственности и стороной по делу. Обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора о соответствии предписаний управления от 29.02.2016 N 1-1 и от 20.04.2016 N 5-1 нормам и правилам предоставления коммунальных услуг по отоплению, в деле N 3-261/3-2016 не устанавливались.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, исследованных судами по правилам норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 по делу N А01-916/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.