Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф08-1662/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2016 г. |
дело N А01-916/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от АО "Автономная теплоэнергетическая компания": Воронина Л.И., паспорт, по доверенности от 01.06.2016;
от Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея): представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ТСЖ "Пролетарская, 445": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.10.2016 по делу N А01-916/2016, принятое судьей Шебзуховым З.М., по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея при участии третьего лица товарищества собственников недвижимости "Пролетарская, 445" о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "АТЭК") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания N 1 -1 "Об устранении нарушений жилищного законодательства" от 29.02.2016 г. и признании незаконным и отмене предписания N 5-1 "Об устранении нарушений жилищного законодательства" от 29.04.2016 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что при выборе порядка расчетов платы за отопление согласно Правилам N 307, начисление платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета должно производиться в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 (по формуле 7), а при отсутствии сведений о совокупном объеме потребления тепловой энергии по общедомовому прибору учета за расчетный год - согласно формуле N 1, то есть по нормативу потребления. При выборе порядка расчетов установленного Правилами N 354 начисление размера платы за отопление должно производиться по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а при выходе из строя ОПУ исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса не менее чем за 3 месяца отопительного периода, согласно п.59 Правил N 354. Начисление размера платы за отопление произведено ресурсоснабжающей организацией ТСН "Пролетарская, 445" за 2015 год согласно Правилам N 307. Общество в жалобе указывает, что объем фактически поставленной тепловой энергии в МКД, оборудованный общедомовым прибором учета при начислении платы по Правилам N 307 определяется согласно приборам учета, а не рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за 3 месяца отопительного периода, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так из материалов дела видно, что у ТСН "Пролетарская, 445" отсутствовали сведения о совокупном объеме потребления тепловой энергии за 2014 год, так как общедомовой (коллективный) прибор учета работал в период с января по апрель 2014 года, соответственно, отсутствовали показания общедомового прибора учета за период с октября 2014 по декабрь 2014 года включительно. При этом в Республике Адыгея, до 1 июля 2017 года, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 194 от 14.09.2012 г., сохранялся порядок начисления размера платы за отопление, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления и ТСЖ "Пролетарская, 445" поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель АО "Автономная теплоэнергетическая компания" поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление и ТСЖ "Пролетарская, 445" представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является теплоснабжающей организацией, осуществляющей с 01.02.2011 года поставку тепловой энергии потребителям муниципального образования "Город Майкоп", присоединенным к централизованным сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В период с 24 февраля 2016 г. по 27 февраля 2016 года на основании распоряжения (приказа) Управления от 12.02.2016 N 42 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, с целью обеспечения соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при начислении гражданам, проживающим в многоквартирном доме ТСН "Пролетарская, 445" по адресу: г. Майкоп, ул. Пролетарская, 445, корректировки платы за отопление за 2015 год.
Итоги проверки отражены в акте проверки от 29.02.2016 г. N 42.
По итогам проведенной проверки заинтересованным лицом выдано предписание, которым ему указано в срок до 01.04.2016 года произвести ТСН "Пролетарская, 445" перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год, то есть снять неправомерно начисленную (по счету N МТ 00000000677 от 31.12.2015 г.) сумму корректировки за отопление в размере 430 598 рублей 65 копеек.
После подачи обществом в Арбитражный суд Республики Адыгея заявления о признании незаконным и отмене предписания N 1 -1 от 29 февраля 2016 г., Управлением проведена проверка исполнения требований, установленных в предписании N 1 -1 об устранении нарушений жилищного законодательства от 29 февраля 2016 г., в результате чего, выдано предписание об устранении нарушений жилищного законодательства N 5-1 от 20.04.2016 г., которым заявителю предписывается произвести ТСН "Пролетарская 445" перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год, то есть снять излишне начисленную сумму платы за отопление (по неправомерно исправленным ежемесячным счетам на оплату за 2015 год) в размере 430 598 рублей 65 копеек.
Указанное предписание заинтересованного лица N 5-1 от 20 апреля 2016 г. содержит требования, аналогичные изложенным заинтересованным лицом в оспариваемом предписании N 1 -1 от 29 февраля 2016 года.
По мнению общества при проведении проверочных мероприятий, в нарушение требований действующего законодательства, заинтересованным лицом применен порядок начисления размера платы за отопление, установленный пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.06.2011 г. N 307 (далее Правила N 307), тогда как действующими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета установлен порядок расчетов, предусмотренный подпунктом "в" пункта 21 Правил N 307.
Кроме того, заинтересованным лицом, при проведении проверочных мероприятий не верно определены сведения о совокупном объеме потребленной тепловой энергии в жилом доме ТСН "Пролетарская, 445" по общедомовому прибору учета за 2014 год (поскольку у общества и ТСН отсутствуют сведения о показаниях общедомового прибора учета за полный истекший 2014 год, так как общедомовой прибор учета был исправен в период с 01.01.2014 по 15.05.2014 г.) и как следствие, не применен порядок расчета размера платы за отопление при отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, установленный подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула N 1 Правил N 307), что повлекло ошибку при определении объема потребленной тепловой энергии поставленной по ул. Пролетарская, д.445 (ТСН "Пролетарская, 445") в 2015 году и необоснованному требованию о снятии доначисленной платы за отопление за 2015 год.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми актами Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов Управления закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.
В части расчета платы за отопление, постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера I платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 сентября 2012 г. N 194 "О применении порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (с последующими изменениями), с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которому размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i=Si х Vi х Tt, (7)
где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Vi - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1:
Po.i=Si х Ni х Tt, (1) где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Ni - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Поставка тепловой энергии до ввода в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Майкоп, ул. Пролетарская, 445, находящийся в управлении ТСН "Пролетарская, 445" (ТСН "М.Горького, 196") осуществляется по договору снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению (категория-население, юридическое лицо (многоквартирные дома в управлении ТСЖ,ЖСК) N 1112 от 14.03.2014 г.
Многоквартирный жилой дом по ул. Пролетарская, 445 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию в 2013 г.
С 15.05.2014 г. общедомовой узел учета ТСН "Пролетарская, 445" выведен из строя (снят на гос.поверку) и введен в эксплуатацию (принят к коммерческому расчету) с 01.01.2015 г. Повторно выведен из строя с 15.01.2015 г (акт от 22.01.2015 г.). То есть, у ресурсоснабжающей организации и ТСН "Пролетарская, 445" отсутствуют сведения о совокупном объеме тепловой энергии на отопление по показаниям ОПУ за истекший 2014 год.
Начисление платы за потреблённую тепловую энергию ТСН "Пролетарская, 445" в 2015 году было произведено: с 01.01.2015 г. по 14.01.2015 г. - по показаниям прибора учета 32,729 Гкал.; с 15.01.2015 г по : 25.01.2015 г. - по среднесуточным показаниям прибора учета 18,530 Гкал.; с 26.01.2015 г по 31.12.2015 г. - по среднесуточным показаниям прибора учета. Соответственно, в период с 26.01.2015 г. по 31.12.2015 г. филиалом ТСН "Пролетарская,445" выдавались платежные документы: товарные накладные и счета-фактуры с указанием объема фактически потребленной тепловой энергии на отопление, рассчитанной по утвержденному нормативу потребления на отопление, а также счета на оплату из расчета объема потребленной тепловой энергии на отопление, расчет которого был выполнен расчетным путем по среднесуточным показаниям прибора учета.
Объем тепловой энергии, рассчитанный исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год (из расчета 1/12), на отопление МКД, расположенного в г. Майкопе по ул. Пролетарская, 445 составил:
- за 1-е полугодие 2015 г. 148,158 Гкал * 1998,47 руб. = 296 089,32 руб.
- за 2-е полугодие 2015 г. 148,158 Гкал * 2132,25 руб. = 315 909,90 руб.,
а всего 296,316 Гкал на сумму 611 999,22 руб.
Указанный расчет объема потребленной тепловой энергии выполнен расчетным путем, так у ресурсоснабжающей организации отсутствовали сведения о показаниях общедомового приборов учета за предшествующий полный расчетный 2014 год, и не предусмотрен действующим законодательством.
Таким образом, фактическое потребление тепловой энергии на отопление МКД, расположенного в г. Майкопе по ул. Пролетарская, д. 445 за 2015 год составило:
за 1-е полугодие 2015 г. : 264,307 Гкал * 1998,47 руб. = 528 209,59 руб.
за 2-е полугодие 2015 г. : 241,242 Гкал * 2132,25 руб. = 514 388,28 руб.,
а всего: 505,549 Гкал. на сумму 1 042 597,87 руб.
Вместе с тем, основываясь на указанных доводах и принимая решение о перерасчете размера платы за отопление за 2015 год, обществом не было учтено следующее.
При проведении проверки, по результатам которой обществу было выдано предписание от 29.02.2016 N 1-1 и, впоследствии, повторное предписание от 20.04.2016 N 5 -1 о снятии корректировки, Управлением учитывались факты выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии. Именно с учетом фактов периодов неисправности работы прибора учета и были сделаны выводы о неправомерных действиях по доначислению ТСН "Пролетарская, 445" (то есть собственникам помещений в этом доме) дополнительной суммы - в размере 430 598 рублей 65 копеек.
В ходе проверки рассмотрению подлежало только проведение корректировки платы за отопление за 2015 год. Соответственно, указанные обществом кратковременные факты работы общедомового прибора учета тепловой энергии в период с 28.10.2011 по 30.12.2011, с 11.02.2012 по 01.03.2012, с 12.03.2012 по 03.01.2013, не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Поскольку многоквартирный дом N 445 по ул. Пролетарской оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДГТУ), постольку порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в рассматриваемом периоде был установлен подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Основные принципы порядка такого же расчета установлены и в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 начисление платы за отопление должно производиться по формуле 7, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (в рассматриваемом случае - за 2014 год). Соответственно, в таком случае в расчет принимаются объемы тепловой энергии, предоставленной в МКД в отопительном периоде, то есть, с января по апрель и с октября по декабрь предыдущего календарного года. И только в случае отсутствия сведений о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии за предыдущий год, расчет должен производиться по формуле 1, то есть с применением норматива потребления тепловой энергии.
Общество для начисления ТСН "Пролетарская, 445" платы за коммунальную услугу по отоплению в 2015 году первоначально правомерно произвело определение среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год и правомерно, исходя из этого объема, производило ТСЖ "Пролетарская, 445" в 2015 году начисление платы за эту коммунальную услугу.
В 2014 году не во всех расчетных периодах 2014 года имелись фактические показания ОДПУ по причине выхода этого прибора учета из строя.
ОДПУ был допущен к коммерческому учету и, соответственно, имелись его фактические показания в отопительном периоде с января по апрель 2014 года.
В отопительном периоде с октября по декабрь 2014 года, в связи с выходом ОДПУ из строя, принимались не фактические показания этого прибора, а среднемесячный объем потребления тепловой энергии, определенный по показаниям этого же ОДПУ за период, предшествующий периоду выхода его из строя. То есть, в расчетах использовались объемы потребления тепловой энергии, зафиксированные ОДПУ. Такой порядок определения объема потребленной тепловой энергии в период выхода прибора учета из строя установлен подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354.
В подпункте "а" пункта 59 указано, что использовать в расчетах такой среднемесячный объем можно не более 3 расчетных периодов подряд.
Указанные 3 расчетных периода согласуются с количеством периодов (октябрь, ноябрь, декабрь 2014), в которых в таком порядке производилось определение объема потребления тепловой энергии в МКД N 445 по ул. Пролетарской.
Таким образом, при определении среднемесячного объема потребления МКД N 445 по ул. Пролетарской тепловой энергии за 2014 год в расчете использовались только фактические показания ОДПУ (даже в периоды выхода его из строя - в соответствии с требованиями подпункта "а" п.59 Правил N 354).
Понятие "среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий год" использовалось не только в Правилах N 307, но и используется в Правилах N 354 (например, в формуле 3.1. для определения размера платы за отопление в МКД, оборудованном ОДПУ, но в котором не все жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то есть как в МКД по ул. Пролетарская, 445).
В Правилах N 354 указанное понятие дополнено словами "исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год", что по сути не меняет содержания этого словосочетания показателя в формуле 7 Правил N 307.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее -Минстрой России), которое вправе давать разъяснения по вопросам применения Правил N 307 и N 354, в письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 изложило позицию по данному вопросу, согласно которой среднемесячный объем потребления тепловой энергии за календарный год, предшествующий году корректировки (в нашем случае это 2014 год), определяется в независимости от того, какое количество месяцев в году объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета.
Таким образом, обществом в 2015 году расчет с ТСН "Пролетарская, 445" за поставленную тепловую энергию исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год, то есть по формуле 7 Правил N 307, являлся правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что при применении формулы 7 Правил N 354 неправомерно применять п.59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), подлежит отклонению по следующим основаниям.
Правила N 354 вступили в силу с 1 сентября 2012 года.
Пунктом 2 постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 установлено, что Правила N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 354.
Пунктом 6 постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 было признано утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354, утвержденных этим постановлением N 354, постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.
Из комплексного анализа положений ЖК РФ, Правил N 307, Правил N 354 следует, что до 1 июля 2016 года вопросы в части, касающейся определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регулировались Правилами N 307, а в неурегулированной ими части - Правилами N 354.
Правила N 307 не установлен порядок определения объема потребленной МКД тепловой энергии в период выхода общедомового прибора учета из строя. Соответственно, этот порядок урегулирован Правилами N 354.
Таким образом, в связи с выходом общедомового прибора учета из строя, АО "АТЭК" правомерно определял объем тепловой энергий в отопительный период с октября по декабрь 2014 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, так как такой порядок расчета установлен с п.59 N 354.
В соответствии с Правилами N 307 в случае проведения расчетов размера платы за отопление по формуле 7 Правил N 307, один раз в год проводится корректировка размера такой платы по формуле 8.
В формуле 8 используется такой показатель как "размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета".
В случае, когда расчет за тепловую энергию производится исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, то есть по формуле 1, корректировка платы за отопление Правилами N 307 не предусмотрена.
Письмо Минстроя, на которые ссылается общество, не противоречат сути требования, изложенного в оспариваемом предписании управления, поскольку в них указывается, что проведение корректировки возможно только при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям ОДПУ.
В данном случае в 2015 году ОДПУ в МКД N 445 по ул. Пролетарской эксплуатировался только 14 дней (с 01.01.2015 по 14.01.2015). Все остальные периоды в течение 2015 года ОДПУ был не пригоден к коммерческому учету (не допущен к эксплуатации для проведения коммерческих расчетов). То есть, за 2015 год нет совокупного объема потребления тепловой энергии, определенного из показаний ОДПУ.
Соответственно, у заявителя не было законных оснований для проведения корректировки платы за отопление.
В письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 Минстрой России указал на проведение корректировки, определенной только исходя из фактического объема тепловой энергии. При этом Минстрой РФ под понятием "фактический объем потребления" использует либо фактические показания допущенного к эксплуатации ОДПУ, либо среднемесячный объем потребления тепловой энергии, применяемый не более 3-х расчетных периодов подряд и определяемый также из фактических показаний ОДПУ за периоды, предшествующие периоды выхода ОДПУ из строя.
Возможность применения корректировки в отсутствие сведений о фактических объемах потребления тепловой энергии в году корректировки (как в нашем случае - в 2015 году), то есть исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, Минстрой РФ не допускает.
Вместе с тем общество в нарушение подпункта "б" п.21 Правил N 307, формулы 8 Правил N 307 АО "АТЭК" произвел ТСН "Пролетарская, 445" корректировку платы за отопление за 2015 год (счет N МТ 00000000677 от 31.12.2015 г.) на сумму в размере 430 598,65 руб. Данным корректирующим счетом предусмотрено проведение корректировки (доначисление) платы за отопление за 2015 год за объем тепловой энергии в количестве 209,233 Гкал, рассчитанный как разница между нормативом потребления тепловой энергии (40,207 Гкал/мес.) и используемым в 2015 году в расчетах среднемесячным объемом потребления тепловой энергии за 2014 год (24,693 Гкал/мес.)
Таким образом, фактически АО "АТЭК" произвел ТСН "Пролетарская, 445" начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год по нормативу потребления этой коммунальной услуги в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к Порядку N 307, несмотря на отсутствие в Правилах N 307 возможности проведения такой корректировки. Такие действия филиала АО "АТЭК" "Майкопские тепловые сети" являются неправомерными.
Довод жалобы о том, что применение расчетного метода при определении количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета недопустимо, так как противоречит нормам ЖК РФ, также подлежит отклонению.
Жилищный кодекс РФ устанавливает, что Правительством РФ устанавливается порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению. И именно установленный Правительством РФ порядок расчета такой платы (Правила N 307, Правила N 354) предусматривают применение расчетного метода определения количества тепловой энергии в случае выхода прибора учета из строя, а именно: определение среднемесячного объема потребления тепловой энергии исходя из фактических показаний прибора учета за 6 месяцев отопительного периода (а если прибор отработал меньше - то за фактический период, но не менее 3 месяцев) до выхода его из строя и не более трех расчетных периодов подряд.
Расчетный метод применяется и для определения объема тепловой энергии для оплаты за коммунальную услугу по отоплению, а именно: исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Следует также отметить, что применение расчетного метода предусмотрено и в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства N 306, отсылочная норма на которые также предусмотрена в ЖК РФ.
Также из материалов дела видно, что в ходе проверки исполнения предписания было установлено, что АО "АТЭК" в установленный срок не исполнено предписание государственной жилищной инспекции Республики Адыгея от 29.02.2016 N 1-1.
Согласно представленной АО "АТЭК" информации и документам по исполнению данного предписания (исх. от 31.03.3016 N 439 и от 18.04.2016 N 546), в рамках предъявленного требования о проведении ТСН "Пролетарская, 445" перерасчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год, то есть снятия неправомерно начисленной (по счету N МТ 00000000677 от 31.12.2015) суммы корректировки платы за отопление в размере 430 598,65 руб., ресурсоснабжающая организация сняла начисление этой корректировки, выдав ТСН "Пролетарская, 445" взамен одного счета (с начислением корректировки по итогам года) 12 исправленных ежемесячных счетов (по каждому расчетному периоду в отдельности) на оплату коммунальной услуги по отоплению за 2015 год.
При этом установлено, что по исправленными счетами ресурсоснабжающей организацией предъявлена ТСН "Пролетарская, 445" дополнительно к оплате за 2015 год сумма в том же размере - 430 598,65 рублей. То есть, такими действиями ресурсоснабжающей организацией произведена лишь трансформация (изменение) фор-, мулировки из "начисление корректировки" в "предъявление исправленных счетов".
Фактически исправленные ежемесячные счета на оплату коммунальной услуги по отоплению за 2015 год содержат стоимость этой услуги, неправомерно рассчитанной из норматива ее потребления в объеме 40,207 Гкал/мес, в то время как первоначально АО "АТЭК" правомерно производило ежемесячное начисление такой платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год в объеме 24,693 Гкал/мес. О правомерности первоначальных действий ресурсоснабжающей организации по начислению в 2015 год платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год указывалось в акте проверки от 29.02.2016 N 42.
В результате предъявления ТСН "Пролетарская, 445" исправленных ежемесячных счетов ресурсоснабжающей организацией было допущено иное нарушение -нарушение порядка ежемесячного расчета размера такой платы.
Фактически такими исправленными счетами АО "АТЭК" произвел корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению, заменив разовый платежный документ с общей суммой корректировки в целом за 2015 год, на 12 ежемесячных платежных документов (за каждый расчетный период 2015 года в отдельности). При этом расчет произведен в одном и том же порядке, как и при проведении разовой ежегодной корректировки, в связи с чем понятие "корректировки" переквалифицировалось в понятие "задолженность". Такие действия являются неправомерными и по своей цели не изменяют сути требования, изложенного в предписании ГЖИ РА от 29.02.2016 N 1-1, так как при совершении тех или иных действий неизменным остается одно и тоже нарушение -предъявление к оплате неправомерно начисленной суммы в размере 430 598,65 рублей. В связи с чем данное предписание со стороны филиала АО "АТЭК" "Майкопские тепловые сети" является неисполненным.
При проведении проверки, по результатам которой ресурсоснабжающей организации было выдано предписание от 29.02.2016 N 1-1 и, впоследствии, повторное предписание от 20.04.2016 N 5-1 о снятии корректировки, государственной жилищной инспекцией Республики Адыгея учитывались факты выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии. Именно с учетом фактов периодов неисправности работы прибора учета государственной жилищной инспекцией РА и были сделаны выводы о неправомерных действиях АО "АТЭК" по доначислению ТСН "Пролетарская, 445" (то есть собственникам помещений в этом доме) дополнительной (очень значительной) суммы - в размере 430 598 руб. 65 коп.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что действия общества по проведению ТСН "Пролетарская, 445" корректировки платы за отопление за 2015 год исходя из норматива потребления коммунальной услуги, то есть предъявление доначисления в размере 430 598 рублей 65 копеек является необоснованным, неправомерным и нарушающим права потребителей - собственников (пользователей) помещений в этом доме.
Не принимается довод представителя общества, который был заявлен устно в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что предписания являются недействительными, так как проверка была проведена в отношении филиала ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" "Майкопские тепловые сети" по следующим основаниям.
Согласно п.1. ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту Федеральный Закон N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Пунктом 4. ст. 10 Федерального Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой плановой выездной проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.
Рассматриваемое правило в силу прямого указания в ч. 4 статьи 13 Федерального Закона N 294-ФЗ касается как документарных, так и выездных проверок. Данное правило распространяется и на плановые, и на внеплановые проверки.
Поскольку проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности, которым может являться филиал юридического лица, то проведение проверки в отношении филиала юридического лица, расположенного в Республике Адыгея по основаниям соблюдения обязательных требований или требований, установленными муниципальными правовыми актами, является законной и обоснованной.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд считает, что оспариваемые предписания Управления полностью соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Доводы апелляционных жалоб, сводящихся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.10.2016 по делу N А01-916/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-916/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф08-1662/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице филиала "Майкопские тепловые сети", ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице филиала "Майкопские тепловые сети", Филиал открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" "Майкопские тепловые сети"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО НАДЗОРУ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ, Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея Государственная жилищная инспекция Республики Адыгея
Третье лицо: Товарищество собственников недвижимости "Пролетарская, 445"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1662/17
22.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18614/16
24.11.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18614/16
12.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-916/16