г. Краснодар |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А32-23494/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Якимченко Вячеслава Григорьевича (ИНН 234400831805, ОГРНИП 311236035500033) - Якимченко В.Г. (паспорт), Шевелевой И.Н. (доверенность от 22.03.2017), в отсутствие представителя лица, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2016 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу N А32-23494/2016, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Якимченко В.Г. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в предоставлении государственной услуги, выраженного в письме от 22.04.2016 N 52-8482/16-32.20, в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:22:0801001:311 и 23:22:0801001:313, возложении на департамент обязанности по предоставлению заявителю в собственность за плату названных земельных участков.
Решением от 30.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2016, требования удовлетворены частично. Оспариваемый отказ признан незаконным с возложением на департамент обязанности в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу повторно рассмотреть в установленном порядке заявление главы хозяйства от 25.03.2016 и приложенные документы о передаче в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:22:0801001:311 и 23:22:0801001:313.
В удовлетворении остальной части заявления отказано, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что названные земельные участки предоставлены главе хозяйства на основании договора аренды от 25.04.1992, и с 1992 года находятся в его фактическом владении и пользовании по настоящее время. Продлевая срок действия данного договора дополнительным соглашением администрация муниципального образования Новопокровский район (далее - администрация) не вышла за пределы полномочий. В отсутствие воли арендодателя и установленных законом оснований для прекращения договора аренды арендатор правомерно продолжил использовать объект аренды (земельные участки). По истечении срока действия договора аренды возражений относительно продолжения использования земли (пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс) со стороны департамента или администрации не заявлено. Надлежащее использование спорных участков подтверждено материалами дела. Отказ департамента не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В порядке устранения допущенных нарушений на департамент возложена обязанность повторного рассмотрения заявления главы хозяйства и приложенных документов о передаче в собственность за плату спорных земельных участков. Расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отнесены судом на уполномоченный орган.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что заявитель должен доказать факт нарушения его прав оспариваемым действием либо правовым актом, а также подтвердить факт несоответствия (противоречия) данного действия либо ненормативного правового акта закону. Законодательно установлено два условия предоставления в собственность арендатору земельных участков земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов: арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением. При образовании нового участка взамен переданного в аренду, арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором на основе заключения нового договора либо посредством заключения соглашения о внесении изменений в ранее действовавший договор. Испрашиваемые земельные участки не являются предметом договора аренды от 25.04.1992, прекратили существование вследствие раздела на четыре самостоятельных земельных участка. Дополнительное соглашение от 05.06.2013, заключенное администрацией и главой хозяйства, ничтожно. Полномочие по заключению соглашения о внесении в договор аренды изменений, касающихся срока его действия, исключено из перечня полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края", в редакции Закона Краснодарского края от 11.02.2013 N 2660-КЗ. Срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является существенным условием договора аренды. Заключение договора аренды земельного участка, положениями которого не определен срок его действия, не представляется возможным.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании глава хозяйства и его представитель просили оставить решение и апелляционное постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, представив на обозрение окружного суда договор от 30.12.2016 N 704 купли-продажи незастроенных земельных участков, находящихся в государственной собственности, в числе которых участки с кадастровыми номерами 23:22:0801001:311 и 23:22:0801001:313. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления от 23.04.1992 N 193 администрация и глава хозяйства заключили договор аренды земельного участка площадью 55,1 га на 10 лет (л. д. 27 - 29).
В результате кадастровых работ из указанного участка образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки земель фонда перераспределения Краснодарского края, имеющие адресные ориентиры: Новопокровский район, в границах ПСК "Россия", участок 903: кадастровый номер 23:22:0801001:168 площадью 200 405+/-3917 кв. м; кадастровый номер 23:22:0801001:167 площадью 96 870+/-2723 кв. м, что подтверждается кадастровыми паспортами от 30.12.2014 и 24.12.2014 (л. д. 24, 25).
Данные участки принадлежат на праве собственности Краснодарскому краю (даты государственной регистрации 01.04.2015 и 27.03.2015), обременены правом аренды в пользу главы хозяйства на основании договора аренды от 25.04.1992, а также дополнительного соглашения от 30.01.2008 (которым договор от 25.04.1992 изменен на договор от 30.01.2008 N 8822000149).
Постановлением главы администрации от 29.01.2008 N 68 срок аренды указанных земельных участков продлен на 5 лет (л. д. 34).
На основании данного постановления департамент, администрация и КФХ "Слава" в лице главы хозяйства заключили дополнительное соглашение (с переуступкой прав и обязанностей арендодателя департаменту), которое зарегистрировано в установленном законом порядке в 29.02.2009. Согласно пункту 7.2 соглашения договор аренды действует до 30.01.2013 (л. д. 35 - 39).
Постановлением главы администрации от 28.05.2013 N 694 срок действия договора аренды данных земельных участков от 25.02.1992 продлен на 10 лет (л. д. 32).
На основании указанного постановления администрация и глава хозяйства подписали дополнительное соглашение от 05.06.2013 о продлении срока аренды до 05.06.2023 (л. д. 30, 31).
До истечения срока действия договора в декабре 2012 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 23:22:0801001:167 и 23:22:0801001:168.
В предоставлении государственной услуги заявителю отказано в связи с нахождением участка с кадастровым номером 23:22:0801001:168 в зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.
В целях устранения данного обстоятельства заявитель провел кадастровые работы в отношении обоих земельных участков.
Приказом департамента от 27.02.2015 N 221 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 23:22:0801001:168 на два: площадью 200 405 кв. м (кадастровый номер 23:22:0801001:311) и 36 388 кв. м (кадастровый номер 23:22:0801001:312) (л. д. 19, 20). Приказом департамента от 27.02.2015 N 220 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 23:22:0801001:167 на два: площадью 96 870 кв. м (кадастровый номер 23:22:0801001:313) и 18 089 кв. м (кадастровый номер 23:22:0801001:314) (л. д.21, 22).
После раздела 27.04.2015 глава хозяйства вновь обратился в департамент с заявлением о приобретении права собственности на образованные земельные участки (23:22:0801001:311 и 23:22:0801001:311).
Письмом от 28.05.2015 в предоставлении данной услуги главе хозяйства департамент отказал в связи с тем, что заявление подано по истечении срока договора аренды от 30.01.2008 N 8822000149 (л. д. 35 - 38) и не представлением всех необходимых документов.
Не согласившись с решением департамента, глава хозяйства обжаловал его в судебном порядке.
Решением от 25.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.02.2016 (дело N А32-26075/2015), в удовлетворении заявления отказано с указанием на наличие у главы хозяйства права на обращение о выкупе земельных участков (по установленной форме, с обоснованием цели предоставления, приложением документов, подтверждающих надлежащее использование земли).
25 марта 2016 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о приобретении в собственность земельных участков 23:22:0801001:311 и 23:22:0801001:313.
Письмом от 22.04.2016 N 52-8482/16-32.20 заявителю вновь отказано по мотиву подачи заявления по истечении срока договора от 30.01.2008 N 8822000149, и необходимости приобретения данного права по итогам торгов.
Полагая, что отказ департамента противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права заявителя в экономической сфере, данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ). К числу участков, исключенных из сферы действия данного Закона, испрашиваемые заявителем участки не отнесены (пункт 1 статьи 1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Статьей 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) установлено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют его надлежащее использование, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс; пункты 1, 4).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суды установили, что испрашиваемые в собственность земельные участки непрерывно надлежащим образом используются заявителем на условиях аренды с 1992 года, по истечении срока действия договора от 30.01.2008 N 8822000149 арендодатель не заявил соответствующих возражений относительно продолжения договорных отношений (такие доказательства материалы дела не содержат), в связи с чем обстоятельства, препятствующие реализации главой хозяйства права, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, отсутствовали, отказ департамента, выраженный в письме от 22.04.2016 N 52-8482/16-32.20, незаконен. В качестве устранения нарушений на данное лицо правомерно возложена обязанность повторного рассмотрения обращения заявителя.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы, изложенные в решении и апелляционном постановлении.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения от 30.09.2016 и постановления от 07.12.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А32-23494/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.