г. Краснодар |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А53-2421/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Зодчий" (ИНН 6161059140, ОГРН 1106193005973), ответчиков: департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304), департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103292380), третьих лиц: администрации города Ростов-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743), комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области (ИНН 6163060550, ОГРН 1026103167892), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2016 (судья Прокопчук С.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 (судьи Ильина М.В., Глазунова И.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А53-2421/2016, установил следующее.
ООО "Зодчий" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - департамент архитектуры) и департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент имущественно-земельных отношений), в котором просило возложить на департамент архитектуры обязанность подготовить проект постановления о внесении изменений в постановление администрации города Ростова-на-Дону от 29.09.2014 N 1106 в части исключения пункта 2.2, а также возложить на департамент имущественно-земельных отношений обязанность предоставить в аренду обществу земельный участок с кадастровым номером 61:4460000000:156929, подготовить проект договора аренды в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация) и комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области (т. 1, л. д. 54, 55).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016, производство по делу в части требования о возложении на департамент архитектуры обязанности подготовить проект постановления о внесении изменений в постановление администрации от 29.09.2014 N 1106 в части исключения пункта 2.2 прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В остальной части иск удовлетворен. Суд возложил на департамент имущественно-земельных отношений обязанность подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:156929 и направить его обществу в соответствии с действующим законодательством. Суды установили, что по результатам рассмотрения обращения общества осуществлены мероприятия по выбору земельного участка, в том числе опубликована информация о рассмотрении вопроса о предварительном согласовании места размещения спортивно-зрелищного комплекса на земельном участке площадью 1,1466 га из состава городских земель, расположенном с северной стороны жилых домов N 69/9 и N 69/8 по просп. 40-летия Победы; изданы постановления от 14.08.2012 N 663 о предварительном согласовании места размещения комплекса и утверждении акта выбора от 20.09.2010 N 14249 и от 29.09.2014 N 1106 о предоставлении участка площадью 11 466 кв. м в аренду обществу. С даты публикации информации о предоставлении земельного участка и на момент рассмотрения спора, заявок от иных заинтересованных лиц о предоставлении спорного земельного участка не поступало. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.11.2013 (кадастровый номер 61:44:0000000:156929). Препятствия в предоставлении данного участка для строительства согласованного объекта отсутствуют. В то же время уполномоченный орган проект договора не подготовил и арендатору не направил. С учетом изложенного судебные инстанции, установив соблюдение процедуры выбора земельного участка и отсутствие правовых оснований для отказа в заключении договора аренды, удовлетворили заявленные требования.
В кассационной жалобе департамент имущественно-земельных отношений, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 10.06.2016 и постановление от 24.10.2016, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, в силу статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), спорный земельный участок не может быть предоставлен обществу вне процедуры торгов. Департамент имущественно-земельных отношений не нарушал права общества.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения спортивно-зрелищного комплекса с северной стороны многоквартирных домов N 69/9 и N 169/8 по просп. 40-летия Победы.
Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 14.08.2012 N 663 в соответствии со статьями 30 и 31 Земельного кодекса утвержден акт выбора земельного участка для размещения спортивно-зрелищного комплекса (т. 1, л. д. 10 - 12).
Постановлением администрации от 29.09.2014 N 1106 обществу предоставлен в аренду до 08.09.2017 земельный участок площадью 11 466 кв. м (кадастровый номер 61:44:0000000:156929), расположенный по адресу: Ростовская область, город Ростов-на-Дону, Пролетарский район, с северной стороны жилых домов N 69/9 и 69/8 по проспекту 40-летия Победы, для строительства спортивно-зрелищного комплекса, без включения в его состав открытых спортивных сооружений с трибунами для размещения зрителей (т. 1, л. д. 13, 14).
Несмотря на неоднократные обращения общества в уполномоченные органы (т. 1, л. д. 15 - 19, 26) договор аренды данного земельного заключен не был, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции, действующей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
С 01.03.2015 нормы статей 30 и 31 Земельного кодекса, регламентирующие процедуру выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Названным Законом внесены изменения в Земельный кодекс, в соответствии с которыми изменен порядок предоставления земельных участков.
В то же время часть 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ определяет, что до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Суды установили, что предоставление спорного земельного участка для строительства обществу с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в порядке, предусмотренном статьями 29 - 31 Земельного кодекса.
В рамках указанных отношений выполнены все необходимые действия для предоставления земельного участка для строительства, акт выбора земельного участка был утвержден постановлением от 14.08.2012 N 663. Постановлением администрации от 29.09.2014 N 1106 оформлено решение о предоставлении спорного земельного участка обществу. С учетом положений пункта 8 статьи 31 и статьи 32 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) суды пришли к правильному выводу о том, что общество вправе требовать заключения с ним договора аренды данного земельного участка без проведения торгов.
Выводы судов в указанной части не противоречат части 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, допускающей возможность до 01.03.2018 предоставление земельных участков для строительства без проведения торгов в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Поскольку земельный участок находится в публичной собственности, арендная плата за его использование носит регулируемый характер и должна определяться на основании нормативных правовых актов, действовавших в соответствующий период. Данное обстоятельство исключает возможность признания обоснованным довода жалобы о недопустимости заключения договора аренды до момента внесения изменений в пункт 2.2 постановления от 29.09.2014 N 1106.
В нарушение требований статьи 65 Кодекса ответчики не представили доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры предоставления земельного участка, либо подтверждающих наличие обстоятельств, исключающих возможность строительства на нем согласованного объекта.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества и возложили на департамент имущественно-земельных отношений обязанность подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:156929 и направить его для подписания обществу.
Основания для отмены решения от 10.06.2016 и постановления от 24.10.2016 по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса, арбитражный суд округа не установил.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент имущественно-земельных отношений освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу N А53-2421/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.