г. Краснодар |
|
07 апреля 2017 г. |
Дело N А32-20469/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Великоцкой Людмилы Владимировны (ИНН 230800514306, ОГРН 304230828000093) и её представителя - Хиченко А.В. (доверенность от 08.02.2016), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (ИНН 2310023604, ОГРН 1042305724405) - Фурсенко А.А. (доверенность от 29.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Великоцкой Людмилы Владимировны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2016 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-20469/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Великоцкая Людмила Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее - инспекция) от 18.03.2016 N 43534 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 21.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2017, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что в нарушение статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0310027:27 предприниматель применил ставку 0,5% ("земельные участки, предназначенные для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства"), тогда как должен был применить ставку 1,036% ("земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"), т. к. ставка земельного налога зависит от категории земельного участка и вида разрешенного использования, а не от вида расположенного на земельном участке имущества. Неправильное применение налоговой ставки привело к занижению суммы земельного налога за 2014 год, подлежащего уплате, поэтому решение инспекции о начислении предпринимателю налога, пени и штрафа законно и обоснованно.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, просит судебные акты отменить, удовлетворить требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что принадлежащий предпринимателю на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 23:43:0310027:27 фактически используется для эксплуатации здания, в котором размещена МБУЗ ДГП N 2 (медицинское учреждение), поэтому в соответствии с пунктом 5 Решения городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п.2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Решение N 3 п. 2) при исчислении земельного налога подлежит применению ставка налога в размере 0,5%, предусмотренная для земельных участков, предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства. Правомерность применения определенной ставки земельного налога до внесения изменений в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования может быть подтверждена наличием решений уполномоченного органа о представлении, использовании земельного участка в определенных целях либо об установлении вида разрешенного использования, соответствующих фактическому использованию земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной предпринимателем декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составила акт от 14.12.2015 N 57774 и вынесла решение от 18.03.2016 N 43534 о начислении 72 936 рублей земельного налога, 8 183 рублей 42 копеек пени, 14 587 рублей 20 копеек штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 16.05.2016 N 22-12-444 жалоба предпринимателя на решение инспекции от 18.03.2016 N 43534 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель обжаловал решение инспекции в арбитражный суд.
Суды установили, что на праве общей долевой собственности предпринимателю принадлежит земельный участок площадью 599 кв. м с кадастровым номером 23:43:0310027:27 по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Северная, 437, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2012 N 23АК 944922 и кадастровым паспортом земельного участка от 16.11.2011. Земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, на нем расположено трехэтажное здание, которое на основании договора аренды нежилых помещений от 31.10.2013, заключенного между Великоцкой Л.В., Киселевой Н.В. (арендодатели) и МБУЗ ДГП N 2 (медицинское учреждение), передано последнему в аренду для размещения детской поликлиники.
В 2014 году и до 19.05.2016 в отношении данного земельного участка был установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации торгово-офисного здания, однако предприниматель исчислил земельный налог за 2014 год, применив ставку 0,5% ("земельные участки, предназначенные для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства"). Инспекция указала на необходимость применения ставки 1,036% ("земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания").
Суды признали позицию инспекции правильной, исходя из следующего.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные), органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных 31 главой Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
На территории города Краснодара ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, авансовых платежей по налогу, порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, а также налоговые льготы установлены Решением N 3 п. 2, которым предусмотрено, что в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, устанавливается ставка 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка; в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - ставка 1,036% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В представленном в инспекцию письме Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 18.02.2016 N 01847/01-10 указано, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0310027:27 изменен 21.10.2011 с разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации жилого дома" на вид разрешенного использования "для эксплуатации торгово-офисного здания" на основании приказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.09.2011 N 709. Согласно кадастровой выписке от 16.11.2011 N 2343/12/11-472353 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0310027:27 отнесен к землям поселений с видом разрешенного использования "для эксплуатации торгово-офисного здания".
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что при расчете суммы земельного налога за 2014 год инспекция правомерно применила ставку налога в размере 1,036% от кадастровой стоимости, определенной уполномоченным органом кадастра, в соответствии с видом разрешенного использования земель "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Суды правомерно отклонили довод предпринимателя о том, что при исчислении земельного налога подлежит применению ставка земельного налога 0,5%, поскольку исходя из норм Налогового кодекса Российской Федерации, ставка земельного налога зависит от категории земельного участка и вида разрешенного использования, а не от вида расположенного на земельном участке имущества. Установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от вида финансово-хозяйственной деятельности землепользователя налоговым законодательством не предусмотрено. В данном случае инспекция исчислила земельный налог с учетом разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0310027:27, что соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и решению N 3 п. 2.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, исследованных судами по правилам норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Довод предпринимателя о том, что при рассмотрении настоящего дела суды не учли правовые выводы, содержащиеся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/202 и от 28.10.2010 N 5743/2010, подлежит отклонению как заявленный без учета того, что при рассмотрении названных дел установлены иные фактические обстоятельства, отличные от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 по делу N А32-20469/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.