Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 декабря 2002 г. N КА-А40/7824-02
Жилищно-строительный кооператив "Сосенки" (далее ЖСК "Сосенки") обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС России N 28 по Юго-Западному административному округу г. Москвы (далее ИМНС РФ N 28 по ЮЗАО г. Москвы) о признании недействительным решения налогового органа от 19.02.02 N 4 в части взыскания платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации (п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, арбитражным судом привлечены общероссийский независимый профсоюз работников организации торговли и услуг "Перспектива" (далее ОНП РОТУ "Перспектива") и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.09.02 в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что страховые взносы истцом за период 1999-2000 в ФСС РФ не уплачены, в связи с чем взыскание таких платежей и штрафных санкций за их неуплату (п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3 решения налогового органа) является законным.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением ЖСК "Сосенки" в кассационной жалобе просит о его отмене как принятого при неправильном применении постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471. По мнению истца, арбитражный суд не принял во внимание, что п. 3 ст. 15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" представляет профсоюзам право участвовать в управлении государственным фондом социального страхования, в том числе и путем взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование, такие взносы были уплачены ЖСК "Сосенки" в проверяемом периоде профсоюзу - ОНП РОТУ "Перспектива", в связи с чем в действиях истца отсутствует неуплата страховых взносов и состав налогового нарушения. Истец полагает, что ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предоставляет налоговым органам право контроля уплаты взносов в социальные фонды, уплачиваемых только в составе единого социального налога, в связи с чем контроль налоговыми органами за уплатой взносов, обязанность уплаты которых возникла до введения единого социального налога (до 01.01.01), является неправомерным.
В отзыве на жалобу кассационную ИМНС РФ N 28 по ЮЗАО г. Москвы, указывая на необоснованность ее доводов, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебном заседании представители ЖСК "Сосенки" и ОНП РОТУ "Перспектива" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представители ИМНС РФ N 28 по ЮЗАО г. Москвы и ФСС РФ возражали против ее удовлетворения, как необоснованной.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Как следует из обстоятельств дела, решением ИМНС РФ N 28 по ЮЗАО г. Москвы от 19.02.02 N 4 (п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3) ЖСК "Сосенки" доначислены за 1999-2000 г.г. взносы в ФСС РФ в сумме 2729,16 рублей, пени на эту сумму в размере 1380,64 рублей и на основании п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации наложен штраф за неправомерное неперечисление взносов в ФСС РФ за указанный период в сумме 545,83 рубля.
Считая, что начисление страховых взносов и наложение штрафа является необоснованным, так как страховые взносы за 1999-2000 г.г. уплачены ЖСК "Сосенки" в организацию, управляющую фондом государственного социального страхования - ОНП РОТУ "Перспектива", ЖСК "Сосенки" обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Вместе с тем, как правомерно установил арбитражный суд, согласно п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 надлежащим исполнением страхователем обязанности по уплате взносов на государственное социальное страхование является их уплата только исполнительным органам ФСС РФ. Взносы, уплаченные организациям, не являющимся исполнительными органами ФСС РФ, не считаются взносами на государственное социальное страхование.
Как следует из обстоятельств дела, взносы на социальное страхование уплачены ЖСК "Сосенки" ОНП РОТУ "Перспектива", который не является исполнительным органом ФСС РФ.
Как следует из ст. 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ, обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз, которым является ОНП РОТУ "Перспектива", является общественным объединением граждан, в связи с чем не соответствует императивные требованиям к страховщику по обязательному социальному страхованию по форме создания и форме собственности.
При указанных обстоятельствах выводы арбитражного суда о том, что перечисление истцом в 1999-2000 г.г. страховых взносов на счета ОНП РОТУ "Перспектива", является неисполнением обязанности по оплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, в связи с чем доначисление таких платежей и применение налоговых санкций обоснованно, соответствуют закону.
Довод кассационной жалобы о том, что п. 3 ст. 15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" подтверждает законность действий истца, необоснован, так как указанное положение предоставляет профсоюзам право участвовать в управлении государственным фондом социального страхования, но не устанавливает их право взимать страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у налоговых органов полномочий контролировать уплату страховых взносов за 1999-2000 г.г. также необоснован.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налоговые органы взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 01.01.01, что означает также их право выявлять факты неуплаты взносов, начислять пени и штрафы (осуществлять налоговый контроль).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 сентября 2002 г. по делу N А40-8096/02-118-36 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2002 г. N КА-А40/7824-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании