С целью организации деятельности по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Курской области, формирования на территории Курской области взаимосвязанной системы стратегического планирования, установления единого методического подхода к осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Курской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Курской области и планов мероприятий по их реализации.
2. Приказ комитета по экономике и развитию Курской области от 02.08.2019 N 74-о "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Курской области и планов мероприятий по их реализации" считать утратившим силу.
Председатель комитета |
Л.Г. Осипов |
Утверждаю
Председатель комитета
по экономике и развитию
Курской области
Л.Г. Осипов
от 4 февраля 2021 г. N 6-о
Методические рекомендации
по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований курской области и планов мероприятий по их реализации
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью организации деятельности по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Курской области (далее - муниципальные образования) и планов мероприятий по их реализации, формирования на территории Курской области взаимосвязанной системы стратегического планирования, установления единого методического подхода к осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Курской области.
Документами, определяющими общие подходы, принятые при разработке настоящих Методических рекомендаций, являются:
Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закон Курской области от 29 апреля 2015 года N 46-ЗКО "О стратегическом планировании в Курской области";
Закон Курской области от 14 декабря 2020 года N 100-ЗКО "О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года";
Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 N 132.
2. Настоящие Методические рекомендации определяют цель, задачи, принципы разработки, структуру, требования к основным разделам, а также порядок разработки, согласования, утверждения, мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (далее - Стратегия) и планов мероприятий по ее реализации (далее - План мероприятий).
Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях
3. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития муниципального образования и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;
внешние факторы развития - не зависящие от действий органов местного самоуправления условия, оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования;
внутренние факторы развития - ресурсы, потенциал и конкурентные преимущества муниципального образования, обеспечивающие его стратегическое развитие;
корректировка Стратегии - изменение Стратегии с сохранением временного периода ее реализации с учетом сложившихся внутренних и внешних факторов;
актуализация Стратегии - изменение Стратегии с целью продления периода действия и пересмотра содержания основных разделов стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов;
муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития;
муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;
сценарии - различные варианты развития муниципального образования, которые зависят от сочетания внешних факторов, воздействующих на муниципальное образование, и реакции внутренних факторов на указанные воздействия;
цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется муниципальными образованиями в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития;
результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
отдельные указы Президента Российской Федерации - Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 19 декабря 2012 года N 166 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа от 19 декабря 2012 г. следует читать как "1666"
4. Иные понятия, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации и Курской области.
Принципы разработки Стратегии
5. Стратегия разрабатывается с учетом целей, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития Курской области, определенных в Стратегии социально-экономического развития Курской области и иных документах стратегического планирования региона.
6. При разработке Стратегии необходимо учитывать результаты реализации стратегических документов муниципального образования, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде.
7. Определение приоритетов, целей и задач социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на основании результатов проведенного SWOT-анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности для развития муниципального образования.
В Стратегии определяются конкурентные преимущества и специализация муниципального образования с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории муниципального образования.
В Стратегии определяются перспективы инвестиционного, инновационного, пространственного развития муниципального образования, развитие человеческого капитала, муниципального управления, с учетом приоритетов, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Курской области.
В Стратегии определяются наиболее перспективные и значимые инвестиционные проекты, реализация которых окажет наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
8. Механизмом реализации Стратегии является План мероприятий по реализации Стратегии, который включает комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, указанных в Стратегии.
9. Стратегия является основой для разработки муниципальных программ.
10. Стратегия разрабатывается на долгосрочный период, продолжительностью более 6 лет, но не превышающий период долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, с учетом срока реализации Стратегии социально-экономического развития Курской области.
11. Корректировка и актуализация Стратегии осуществляется при изменении внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
12. Актуализация Стратегии осуществляется не реже одного раза в шесть лет.
Основные методические положения разработки Стратегии.
Требования к структуре Стратегии
13. Структура Стратегии содержит основные разделы и дополнительные (рекомендуемые) разделы. Рекомендуется следующая структура Стратегии:
Основные разделы:
1) оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития муниципального образования (анализ уровня социально-экономического развития муниципального образования);
2) стратегическая цель, цели, задачи социально-экономического развития муниципального образования;
3) ожидаемые результаты реализации Стратегии;
4) сценарии социально-экономического развития муниципального образования;
5) сроки и этапы реализации Стратегии;
6) приоритетные направления развития муниципального образования;
7) оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;
8) информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии;
9) система управления и мониторинга реализации Стратегии.
Дополнительные (рекомендуемые) разделы:
1) определение развития отраслей (сфер) экономики и инфраструктуры муниципального образования;
2) территориальное развитие;
3) иные положения.
14. Содержание разделов Стратегии.
Основные разделы:
Раздел 1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития муниципального образования (анализ уровня социально-экономического развития муниципального образования).
В данном разделе приводится оценка результатов достижения показателей социально-экономического развития муниципального образования, установленных в документах планирования социально-экономического развития муниципального образования (Стратегии, программы социально-экономического развития и др.), действующие в период, предшествующий разработке Стратегии. Делаются выводы о причинах, ограничениях и факторах, как внутренних, так и внешних, повлиявших на сложившиеся значения показателей социально-экономического развития муниципального образования.
Кроме того, в данном разделе приводится анализ социально-экономического развития муниципального образования, его конкурентоспособности, а также отражается описание сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 2. Стратегическая цель, цели, задачи социально-экономического развития муниципального образования.
В данном разделе, на основании анализа ситуации социально-экономического развития муниципального образования, формулируются стратегическая цель, цели и задачи долгосрочного развития муниципального образования.
Раздел 3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.
В данном разделе устанавливаются ожидаемые показатели в разрезе каждого элемента целеполагания, с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 4. Сценарии социально-экономического развития муниципального образования.
В разделе приводится описание наиболее вероятных сценариев долгосрочного развития муниципального образования, с учетом определенных в Стратегии Курской области.
Обосновывается выбор базового (целевого) сценария социально-экономического развития и приводятся основные результаты долгосрочного прогноза.
Раздел 5. Сроки и этапы реализации Стратегии.
В данном разделе обозначаются сроки и этапы реализации Стратегии. Срок реализации Стратегии должен соответствовать периоду реализации Стратегии Курской области и не должен превышать срок реализации долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 6. Приоритетные направления развития муниципального образования.
В данном разделе на основе стратегической цели приводится описание приоритетных направлений. По каждому приоритетному направлению выделяются основные проблемы и ограничения, формулируются цель и задачи, определяется перечень мероприятий для решения поставленных задач, устанавливаются ключевые результаты.
Раздел 7. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Содержание данного раздела включает в себя описание источников и способов финансирования Стратегии, расходы на реализацию муниципальных программ.
Раздел 8. Информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
В данном разделе содержится информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
Раздел 9. Система управления и мониторинга реализации Стратегии.
Данный раздел содержит способы и инструменты управления Стратегией. В данном разделе указываются ответственные органы за реализацию Стратегии и контроль, в том числе по принятию управленческих решений по результатам мониторинга достижения целей и задач Стратегии. Обозначается порядок мониторинга и сроки его проведения.
Дополнительные разделы:
Раздел 1. Определение развития отраслей (сфер) экономики и инфраструктуры муниципального образования.
В данный раздел могут быть включены подразделы по отраслевым комплексам, занимающим ведущие позиции в экономике муниципального образования. Определены их конкурентные преимущества, перспективы развития, внешние и внутренние рынки, основные инвестиционные проекты и инвесторы, ожидаемый результат развития отрасли.
Также в данный раздел могут быть включены подразделы по основным видам инфраструктуры, отражающие развитие транспортной инфраструктуры, развитие энергетической инфраструктуры и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального образования.
Раздел 2. Территориальное развитие муниципальных образований.
В данном разделе определяются приоритеты территориального развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, в том числе, определяется потенциал развития населенных пунктов муниципального образования, предусматривается определение мер, направленных на развитие каждого населенного пункта для достижения общих целей Стратегии, сокращение различий в социально-экономическом развитии, уровне жизни, объеме и качестве предоставляемых государственных и муниципальных услуг, повышение экономической и транспортной взаимосвязанности территорий.
Организационно-подготовительный этап разработки Стратегии
15. Решение о разработке Стратегии принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Курской области.
16. В решении определяется порядок процедуры разработки и утверждения Стратегии. Разработка Стратегии может осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций путем проведения конкурса на право разработки проекта Стратегии в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
17. В случае привлечения представителей сторонних организаций и проведения конкурса на право разработки Стратегии необходимо разработать техническое задание заказчику на разработку Стратегии, которое содержит основные этапы разработки Стратегии, требования к содержанию работ и выходным документам.
18. В случае принятия решения о разработке Стратегии органами местного самоуправления самостоятельно, рекомендуется сформировать межведомственную рабочую группу по подготовке Стратегии. К разработке Стратегии могут привлекаться внешние организации: представители вузов, научно-исследовательских институтов, представители общественных организаций и бизнес-сообществ, депутаты законодательных собраний, а также независимые эксперты, население.
19. С целью обеспечения открытости и доступности информации проект Стратегии рекомендуется размещать на официальном портале муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта Стратегии, должны быть рассмотрены органом местного самоуправления и при целесообразности учтены при доработке данного документа.
20. В целях проработки блоков Стратегии, определения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, а также контроля выполнения работ по разработке Стратегии рекомендуется проводить стратегические сессии, круглые столы и прочее с участием заинтересованных сторон.
Требования к выбору методических приемов разработки отдельных блоков Стратегии. Разработка аналитического блока Стратегии
21. Анализ современного социально-экономического положения муниципального образования является исходным пунктом разработки Стратегии и выполняется с целью:
- определения достигнутого уровня социально-экономического развития и оценки основных показателей социально-экономического развития муниципального образования, в том числе путем проведения мониторинга результатов реализации предыдущих документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования (стратегии социально-экономического развития, программы социально-экономического развития, планы и т.д.);
- выявления и оценки важнейших внешних и внутренних факторов, ключевых проблем, потенциала и предпосылок развития экономики и социальной сферы муниципального образования в долгосрочной перспективе;
- определения места муниципального образования в экономике Курской области.
Разработка аналитического блока Стратегии предполагает объективную оценку показателей социально-экономического развития района в сравнении с показателями других муниципальных образований и показателей по Курской области в целом, выполнение сравнительной оценки его конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности муниципального образования основывается на анализе системы индикаторов, характеризующих:
- инвестиционную активность;
- активность малых и средних предприятий;
- бюджетную обеспеченность за счет собственных доходов;
- реальные доходы населения.
22. Анализ текущего состояния социального развития и выявление ключевых проблем муниципального образования проводится по следующим направлениям:
- демография и миграция;
- рынок труда и занятость;
- кадровое обеспечение экономики;
- уровень и качество жизни населения;
- здравоохранение;
- образование;
- культура;
- физическая культура и спорт;
- жилищная сфера;
- социальная и молодежная политика.
Анализируются также закономерности и проблемы расселения, формирования и развития населенных пунктов на территории муниципального образования.
23. В ходе анализа инвестиционной привлекательности муниципального образования исследуются: характеристики природно-географического потенциала и его географическое положение; характеристики производственного потенциала (уровень и темпы развития промышленного производства, уровень развития малого и среднего предпринимательства, обеспеченность транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурой); характеристики социального потенциала.
При проведении анализа инвестиционной привлекательности муниципального образования требуется выявить ключевые проблемы в использовании его инвестиционного потенциала, оценить наиболее сильные конкурентные преимущества в привлечении инвестиций в основной капитал.
24. Комплексный анализ социально-экономического положения муниципального образования включает оценку его производственно-экономического потенциала, что предполагает выявление ключевых проблем развития основных отраслевых комплексов, занимающих ведущие позиции в экономике муниципального образования, в том числе сравнительной оценки их современной роли в социально-экономическом развитии и перспектив конкурентоспособного развития, включающей оценку ресурсов, потенциала, возможностей и рисков его развития в муниципальном образовании.
Перечень отраслевых комплексов, подлежащих рассмотрению в рамках Стратегии, для каждого муниципального образования определяется в индивидуальном порядке.
Использование SWOT-анализа позволяет выявить сильные и слабые стороны отрасли, а также угрозы и возможности для развития, возникновение которых вероятно в прогнозируемом периоде.
В результате анализа должна быть дана оценка степени реализации потенциала отраслевого комплекса с учетом особенностей его территориального размещения и выявлены те конкурентные преимущества комплекса, которые в настоящее время используются недостаточно.
25. Комплексный анализ экономического развития муниципального образования предполагает также выполнение анализа современного состояния различных видов инфраструктуры - транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной, в результате которого выявляются ключевые проблемы развития каждого вида инфраструктуры, оценивается потенциал развития.
На основе выполненного анализа современного состояния транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры производится оценка транспортно-инфраструктурного потенциала муниципального образования.
26. В случае размещения на территории муниципального образования научной и инновационной инфраструктуры необходимо в ходе анализа провести оценку потенциала научно-инновационной сферы.
Оценка научно-инновационного потенциала муниципального образования включает анализ состояния сферы высшего образования, отраслевых научно-исследовательских организаций и академической науки; приоритетные направления их развития, эффективность взаимодействия с бизнес-структурами, с органами власти, а также с производственными организациями и предприятиями реального сектора экономики.
Комплексный анализ эффективности функционирования существующей инновационной инфраструктуры (в том числе с учетом ее основных преимуществ и слабых сторон) включает оценку таких ее элементов, как: бизнес-инкубаторы, технопарки, технологические платформы, инновационно-технологические центры и др.
27. Оценка институционально-управленческого потенциала муниципального образования включает анализ нормативно-правовой базы, институциональных преобразований, эффективности использования различных механизмов государственно-частного партнерства, институтов развития, программно-целевого и проектного управления.
Оценка эффективности институциональных преобразований, качества созданной в муниципальном образовании институциональной среды включает комплексный анализ современного уровня развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, позволяющий выявить проблемы, препятствующие повышению предпринимательской активности.
Объектом анализа являются малые и средние предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели.
Масштабы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях определяются на основе оценки количества малых и средних предприятий, численности занятых, оборота и других показателей.
28. На основе анализа в аналитическом блоке дается также оценка имеющегося природно-ресурсного потенциала и степени его использования.
Природно-ресурсный потенциал муниципального образования определяется разведанными запасами минерально-сырьевых ресурсов, обеспеченностью лесными, водными, рекреационными и иными природными ресурсами.
29. В результате проведенного комплексного анализа формируется характеристика муниципального образования, которая включает информацию о его географическом положении, численности населения, площади территории, запасах полезных ископаемых, а также об основных видах экономической деятельности, отраслях специализации и объемах производства отдельных видов продукции, что позволяет оценить роль и вклад муниципального образования в экономику Курской области.
Кроме того, в аналитическом блоке определяются ключевые проблемы его социально-экономического развития и направления развития совокупного рыночного потенциала муниципального образования, пути улучшения использования ресурсов региона.
Обобщенные материалы данного этапа являются базой для разработки Стратегии.
Разработка блока целеполагания в составе Стратегии
30. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования являются основными элементами системы целеполагания Стратегии.
Дополнительными элементами целеполагания по усмотрению муниципального образования могут быть определены приоритетные направления развития.
Главная стратегическая цель муниципального образования определяется на основе комплексного анализа его потенциала, конкурентных преимуществ и оценки перспектив их реализации с учетом внешних вызовов и ограничений.
С учетом стратегической цели социально-экономического развития муниципального образования формируются цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования.
При определении стратегической цели, целей, задач и основных целевых показателей долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования в качестве ориентира выступает Стратегия Курской области.
Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития муниципальных образований, сформулированные в Стратегии, должны учитывать направления деятельности градообразующих предприятий, расположенных на их территории.
31. Стратегическая цель - это состояние экономики, социальной сферы муниципального образования, которое устанавливается в качестве ориентира социально-экономического развития муниципального образования.
В качестве базовых стратегических целей, реализация которых позволит обеспечить социально-экономическое развитие муниципального образования, можно выделить следующие цели:
- цели, касающиеся повышения благосостояния или качества жизни населения;
- цели, направленные на рост экономического потенциала муниципальных образований как определяющего условия обеспечения их конкурентоспособности на рынках товаров и услуг;
- цели, направленные на развитие человеческого капитала;
- цели, направленные на улучшение среды обитания.
В качестве главной стратегической цели рекомендуется выбирать одну цель, которая обеспечивается ресурсным потенциалом и может дать наибольший экономический и социальный эффект развития муниципального образования.
32. Стратегическая цель в свою очередь детализируется тремя - пятью целями более низкого уровня.
При определении целей муниципальных образований необходимо руководствоваться следующими критериями:
- цели должны быть сформулированы в рамках полномочий муниципального образования и с учетом специализации муниципального образования;
- достижение цели можно проверить, в т.ч. с помощью количественных индикаторов;
- реализация цели должна быть обеспечена объективными ресурсами;
- цели социально-экономического развития муниципального образования согласованы и синхронизированы с системой целей развития Курской области.
33. К числу важнейших задач социально-экономического развития муниципального образования могут быть отнесены следующие задачи:
- развитие инфраструктуры социальной сферы для создания условий развития человеческого капитала;
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- проведение институциональных преобразований;
- развитие науки и инновационной инфраструктуры муниципального образования;
- обеспечение безопасности населения;
- повышение качества окружающей среды, экологии;
- диверсификация экономики;
- развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
- развитие доступа к современным информационным технологиям;
- внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
- развитие приоритетных отраслей и др.
34. С учетом установленных стратегической цели, целей и задач формируются ожидаемые результаты. Для каждого элемента целеполагания устанавливаются количественно измеримые или качественно обоснованные показатели, которые отражают степень достижения стратегической цели, целей и решения задач.
Показатели стратегической цели, целей и задач Стратегии формируются на основе:
- показателей, установленных в отдельных указах Президента Российской Федерации;
- показателей, установленных в Стратегии социально-экономического развития Курской области;
- показателей государственных программ Курской области и муниципальных программ.
Формулировки целевых показателей приводятся в Стратегии в точном соответствии с формулировками, установленными соответственно отдельными указами Президента Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Курской области, государственными программами Курской области и муниципальными программами.
Разработка сценарного блока в составе Стратегии
35. Сценарий долгосрочного развития муниципального образования представляет собой описание картины будущего, отражающей все факторы и взаимосвязи предполагаемых событий. Сценарий развития муниципального образования формируется в рамках сценариев развития экономики Курской области.
Разработка сценариев социально-экономического развития муниципального образования заключается в:
выявлении наиболее существенных факторов, влияющих на состояние каждого из направлений социально-экономического развития муниципального образования, их структурировании, определении тенденций их изменений посредством использования различных методов прогнозирования;
обосновании альтернативных сценариев будущего социально-экономической системы муниципального образования, анализе выбранных сценариев социально-экономического развития муниципального образования с позиции учета возможных противодействующих событий, оценке рисков их реализации.
Факторы, определяющие социально-экономическое развитие муниципального образования, разделяются на:
- внутренние, которые формируются на основе результатов анализа развития демографических и социально-экономических процессов в муниципальном образовании, природно-ресурсного, производственного, научно-инновационного потенциалов, а также разработанных в Курской области документов прогнозного характера;
- внешние, обусловленные взаимодействием социально-экономической системы муниципального образования с внешней средой.
В данном случае под внешними факторами относительно социально-экономического развития муниципального образования понимаются общие тренды развития экономики Курской области и в целом Российской Федерации:
- денежно-кредитная и бюджетная сферы (инфляционные ожидания и риски, профицит/дефицит муниципального бюджета, структура расходов бюджета муниципального образования, включающая дотации, субвенции, субсидии консолидированного бюджета Курской области);
- финансовые рынки (изменения валютных и биржевых курсов, уровень кредитования, норма сбережения домашних хозяйств);
- реальный сектор (инвестиционная и экономическая активность, уровень частного потребления, ожидания и риски промышленных предприятий);
- уровень инвестиционной активности (уровень процентных ставок, доступность кредитования, обеспечение благоприятных условий для инвестиций);
- наука и образование (активность частного сектора в НИОКР, стимулирование эффективных направлений развития науки, расходы бюджета муниципального образования);
- институциональная среда (издержки бизнеса, связанные с открытием новых предприятий, инфраструктурные ограничения (логистические цепочки, транспортная инфраструктура, тарифы на перевозки и т.д.)).
В зависимости от степени реализации этих факторов разрабатываются три качественно отличных сценария социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе: консервативный, базовый, целевой.
36. Обосновывается выбор базового сценария с учетом наиболее вероятных направлений реализации внешних факторов развития, оценки динамики отдельных направлений социально-экономического развития муниципального образования, формирования стратегических направлений реализации базового сценария.
Разработка прогнозного блока в составе Стратегии
37. В составе прогнозного блока Стратегии должны быть разработаны сценарные прогнозы показателей социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу.
Долгосрочный прогноз развития муниципального образования разрабатывается с целью обоснования эффективных направлений развития хозяйственного комплекса муниципального образования, обеспечивающих наилучшие результаты в социальной сфере, на основе наиболее полного использования имеющегося экономического потенциала.
Прогноз разрабатывается по вариантам, в основе которых лежат сценарии социально-экономического развития муниципального образования.
Прогнозы, разрабатываемые в рамках Стратегии, должны содержать качественный анализ возможных альтернатив развития той или иной сферы, таких как реализация крупных инвестиционных проектов, которые приводят к изменению специализации экономики муниципального образования, появлению новых производств, изменению демографических тенденций, социальной политики, изменению системы расселения и т.д. Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования должны содержать количественные характеристики прогнозируемого объекта по годам прогнозного периода на среднесрочный период и по конечным годам периодов реализации Стратегии на долгосрочную перспективу.
38. В качестве основных показателей, используемых при формировании долгосрочного прогноза развития муниципального образования, для каждого из разработанных сценариев могут быть рекомендованы показатели согласно приложению 1.
Возможным методом оценки эффективности реализации Стратегии на стадии ее реализации является метод сопоставления достигнутых целевых показателей перспективного развития муниципального образования с намечаемыми, а также - с соответствующими показателями развития Курской области.
39. В рамках данного блока необходимо осуществить расчет потребности в финансовых ресурсах на реализацию Стратегии.
В расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Стратегии, следует включать бюджетные (за счет средств местного, областного и федерального бюджетов) и внебюджетные источники.
Оценка бюджетных источников производится исходя из прогноза доходной части местного бюджета с учетом параметров, закрепленных в основных направлениях налоговой и бюджетной политики Курской области.
Привлечение средств областного и федерального бюджетов для реализации Стратегии осуществляется в рамках реализации муниципальных программ в соответствии с бюджетным законодательством РФ и действующими порядками финансирования государственных программ Российской Федерации и Курской области.
Оценка внебюджетных средств осуществляется исходя из предполагаемых к реализации инвестиционных проектов и объема инвестиций в основной капитал частных организаций.
При оценке финансовых ресурсов следует использовать индекс потребительских цен по Курской области.
Разработка отраслевого блока
40. В данном блоке рассматриваются основные отраслевые комплексы промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и пр., занимающие ведущие позиции в экономике муниципального образования с учетом приоритетных отраслей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Курской области.
По каждому отраслевому комплексу определяются:
- приоритетные направления развития;
- основные инвестиционные проекты.
В данном блоке обосновываются параметры развития отраслевого комплекса исходя из спроса на его продукцию (товары и услуги) на внутреннем и внешнем рынках. На этой основе определяется перспективная потребность отраслевого комплекса в производственных и инфраструктурных ресурсах.
Обзор крупных инвестиционных проектов, заявленных и реализуемых в отраслевом комплексе на территории муниципального образования, включает в себя анализ каждого проекта с указанием основных его характеристик, целей, достигаемых в результате его реализации, а также эффектов для отрасли и муниципального образования, получаемых в среднесрочном и долгосрочном периоде.
На основании обобщения информации о крупных инвестиционных проектах рассчитывается потребность отраслевого комплекса в инвестиционных ресурсах.
Перспективы развития отрасли или отраслевого комплекса должны формироваться с учетом тенденций развития производства, положения предприятий на внутреннем и внешнем рынках, конкурентных преимуществ сфер деятельности и видов инфраструктуры, их роли в хозяйственном комплексе муниципального образования.
Возможность развития отраслей и отраслевых комплексов муниципального образования основывается на:
- оценке международного (в случае если предполагаются поставки продукции на международный рынок), межрегионального и внутрирегионального рынка соответствующей продукции на прогнозируемый период;
- оценке конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом (в случае необходимости), межрегиональном и внутрирегиональном рынке;
- определении резервов роста производства на имеющихся мощностях;
- оценке возможностей ввода новых мощностей за счет собственных и привлекаемых финансовых ресурсов.
Разработка пространственного блока
41. При разработке данного раздела Стратегии следует исходить из того, что одним из факторов устойчивого социально-экономического развития муниципального образования является гармонизация его пространственного развития, сбалансированный и пропорциональный рост экономики и развития социальной сферы населенных пунктов муниципального образования, поэтапное сокращение различий между ними по важнейшим индикаторам экономической активности и уровня жизни населения.
С учетом этого, важным направлением Стратегии должно стать повышение эффективности использования имеющегося экономического потенциала населенных пунктов, а также его последовательное накопление, обеспечивающие стабильный рост уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Анализ территориального развития включает:
общую характеристику пространственной структуры муниципального образования, включая его административно-территориальное деление и распределение населения по населенным пунктам;
анализ существующих проблем в сфере муниципального развития, в т.ч. территориальных диспропорций в распределении современного экономического потенциала муниципального образования, объектов социальной инфраструктуры, в развитии основных отраслей, а также в уровне доходов и занятости населения;
определение основных факторов (условий и предпосылок) перспективного развития населенных пунктов муниципального образования.
В результате анализа выявляются тенденции социально-экономического развития населенных пунктов, определяются их конкурентные преимущества и специализации. При этом учитываются территориальные устойчивые факторы, в числе которых благоприятные природные условия, имеющийся экономический (в том числе ресурсно-сырьевой и кадровый) потенциал, особенности сложившейся структуры экономики, выгодное транспортно-географическое положение и т.д. Следует учитывать также обусловленность перспектив развития населенных пунктов сочетанием благоприятных факторов с имеющимися (или ожидаемыми) рисками (экологическими, социальными, инфраструктурными и др.), т.е. комплексом ограничений, в своей совокупности препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию населенных пунктов.
Заключительный блок
42. Проект Стратегии и План мероприятий рекомендуется выносить на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта Стратегии и Плана мероприятий определяются органами местного самоуправления. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях Стратегии ее проект подлежит размещению на официальном сайте органа муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок проведения общественных слушаний рекомендуется закрепить в уставе или ином правовом акте муниципального образования.
Организация рассмотрения Стратегии и Плана мероприятий осуществляется Администрацией муниципального образования. В рассмотрении Стратегии и Плана мероприятий участвуют руководители организаций, являющихся крупными налогоплательщиками, представители общественных, научных организаций, депутаты муниципального образования, главы и депутаты поселений, входящих в состав муниципального образования.
43. Рекомендуется провести согласование Стратегии и Плана мероприятий со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти Курской области.
44. Рекомендуется проект Стратегии и Плана мероприятий направить для рассмотрения в Ассоциацию "Совет муниципальных образований Курской области" с участием заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти.
45. Утверждение Стратегии и Плана мероприятий осуществляется в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами, принятыми соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования Курской области.
46. Необходимо представить утвержденные Стратегию и План мероприятий в комитет по экономике и развитию Курской области.
47. В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 631 "О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования" утвержденные документы (Стратегию и План мероприятий) необходимо разместить в закрытой части портала ГАС "Управление" в федеральном реестре документов стратегического планирования.
Требования к содержанию Плана мероприятий
В План мероприятий по реализации Стратегии должны быть включены этапы реализации Стратегии, комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, указанных в Стратегии.
План должен включать следующие мероприятия:
- законодательные (нормативно-правовые);
- организационные;
- экономические;
- научно-исследовательские;
- иные.
План мероприятий формируется в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Оформление Стратегии и Плана мероприятий
Текст печатается с использованием текстового редактора Microsoft Word (при необходимости Excel), шрифтом Times New Roman размером 12, через одинарный межстрочный интервал (формат листа A4). Текст форматируется по ширине. Текстовые приложения делятся на разделы (подразделы), которые нумеруются римскими либо арабскими цифрами. При нумерации разделов римскими цифрами подразделы, пункты, подпункты приложения нумеруются арабскими цифрами (при необходимости используется нумерация второго, третьего и т.д. уровней). При нумерации разделов арабскими цифрами подразделы, пункты, подпункты приложения нумеруются также арабскими цифрами с использованием нумерации второго, третьего и т.д. уровней.
Каждый напечатанный лист имеет следующие размеры полей (мм): левое - 20,0, правое - 15,0, верхнее и нижнее - 20.
Номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля листа. Листы нумеруются, начиная со второго.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по разработке и корректировке стратегий
социально-экономического развития
муниципальных образований Курской области и
планов мероприятий по их реализации
Примерный перечень показателей
социально-экономического развития, включаемых в разделы Стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Курской области
1. |
Численность населения (тыс. человек) |
2. |
Общие коэффициенты рождаемости, смертности (на 1000 человек населения) |
3. |
Коэффициент миграционного прироста (на 10000 человек населения) |
4. |
Уровень регистрируемой безработицы (%) |
5. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (рублей, % к предыдущему году) |
6. |
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях (%) |
7. |
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях (%, человек на 100 мест) |
8. |
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) (%) |
9. |
Число больничных коек (ед., на конец года; на 10000 чел. населения) |
10. |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения (%) |
11. |
Инвестиции в основной капитал (млн. рублей) |
12. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (%) |
13. |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя (млн. рублей) |
14. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (млн. рублей) |
15. |
Индекс промышленного производства (%) |
16. |
Объем и индекс продукции сельского хозяйства (растениеводство, животноводство) в хозяйствах всех категорий (млрд. рублей, %) |
17. |
Валовой сбор основных продуктов растениеводства в натуральном выражении в хозяйствах всех категорий (тыс. тонн) |
18. |
Производство основных продуктов животноводства в натуральном выражении в хозяйствах всех категорий (тыс. тонн) |
19. |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (млн. рублей; в %) |
20. |
Ввод в действие жилых домов (кв. м, %) |
21. |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя (км. м) |
22. |
Ввод в действие социальных объектов (общеобразовательных учреждений (уч. мест), больниц (коек), поликлиник (пос/см.), объектов физкультуры и спорта (ед.), газовых сетей км)) |
23. |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (%) |
24. |
Оборот розничной торговли (млрд. рублей) |
25. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли (%) |
26. |
Объем платных услуг населению (млрд. рублей) |
27. |
Индекс физического объема оборота платных услуг населению (%) |
28. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих в расчете на 10 тыс. населения |
29. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%) |
30. |
Площадь территории, в том числе по категориям и угодьям (кв. км) |
31. |
Распределение предприятий по видам экономической деятельности (на конец года, в ед., в % к итогу) |
32. |
Основные показатели исполнения местных бюджетов Курской области |
33. |
Финансовые результаты деятельности организаций муниципальных образований (тыс. рублей) |
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по разработке и корректировке стратегий социально-экономического
развития муниципальных образований Курской области и планов
мероприятий по их реализации
План мероприятий
по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования
N |
Наименование мероприятия, ключевого события |
Срок реализации мероприятия, ключевого события |
Ожидаемый результат реализации мероприятия, ключевого события |
Источник финансового обеспечения/наименование муниципальной программы Курской области |
Ответственный исполнитель |
Приоритетное направление ... _______________________________ | |||||
Цель ... | |||||
Задача ... | |||||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета по экономике и развитию Курской области от 4 февраля 2021 г. N 6-о "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Курской области и планов мероприятий по их реализации"
Вступает в силу с 4 февраля 2021 г.
Опубликование:
единая система информационных ресурсов официальных сайтов органов исполнительной власти Курской области и государственных учреждений Курской области (курск.рф) 4 февраля 2021 г.