г. Краснодар |
|
14 апреля 2017 г. |
Дело N А32-39511/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Гордейко С.А. и Бабенко Б.А. (доверенности от 25.05.2015 и 22.01.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Туапсенефтепродукт" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Иосифиди Л.Л. (доверенность от 29.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Туапсенефтепродукт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2016 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-39511/2015, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Туапсенефтепродукт" (далее - общество) об урегулирования разногласий, возникших при заключении договора от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги.
Решением от 17.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.12.2016, на общество возложена обязанность заключить с ОАО "РЖД" указанный договор от 08.06.2015 N 10/7, изложив спорные условия в следующей редакции:
абзац 4 пункта 7: "вагоны подаются перевозчиком на места погрузки-выгрузки в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад";
абзац 9 пункта 7: "для вагонов, выгрузка которых производится с использованием приборов верхнего слива, устанавливается следующее технологическое время: мазут - не более 5 часов в теплый период года, не более 10 часов в холодный период года, светлые нефтепродукты - не более 3 часов";
абзац 10 пункта 7: "за подформирование вагонов, выгрузка которых не осуществлялась по техническим причинам, пользователь уплачивает перевозчику сбор за маневровую работу по ставкам Таблицы N 12 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги. Время, затрачиваемое на маневровую работу, отражается в акте общей формы";
пункт 9 "О готовности вагонов к уборке пользователь передает уведомление перевозчику: оператор пользователя письменно уведомляет приемосдатчика станции Туапсе. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 4-х часов, с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке. В случае когда операции, связанные с очередной подачей вагонов совмещены с операциями по уборке вагонов, очередная подача на ж/д путь, с которого убраны вагоны производится перевозчиком в течение 1,25 часа с момента уборки предыдущей группы вагонов. В случае когда операции по уборке вагонов не совмещены с очередной подачей вагонов, очередная подача груженых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, осуществляется в течение 3,0 часов после передачи перевозчиком Пользователю уведомления о подаче вагонов";
пункт 12: "максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет: светлые нефтепродукты 300 вагонов, в том числе: бензин - 180 вагонов, дизельное топливо - 120 вагонов; мазут топочный М100 - в осенне-зимний период 96 вагонов, в весенне-летний период 168 вагонов. При производстве налива бензина, перерабатывающая способность по сливу бензина и дизельного топлива уменьшается в зависимости от количества наливаемых в сутки вагонов-цистерн";
подпункт "б" пункта 14: "пользователь вносит перевозчику плату за нахождение на ж/д путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ. Плата за нахождение ж/д подвижного состава на ж/д путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на ж/д путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 N 127-т/1".
В кассационной жалобе общество просило отменить судебные акты. По мнению заявителя жалобы, абзац 9 пункта 7 договора в утвержденной судом редакции противоречит пунктам 5.51, 5.48 Правил технической эксплуатации нефтебаз (утверждены приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2013 N 232; далее - Правила N 232) и Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности (утверждена указанием МПС РФ от 17.11.1998 N И-1312у). Абзац 10 пункта 7 договора неправомерно утвержден в редакции истца со ссылкой на пункт 2.7.15 Тарифного руководства N 3, поскольку данный пункт не определяет время, затрачиваемое на маневровую работу. Такое время должно быть определено в договоре на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования (статья 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ; далее - УЖТ), пункт 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 N 26), пункт 1.4 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утвержден приказом МПС России от 29.09.2003 N 67)). Ответчик представил расчет норм времени на уборку (подачу) вагонов, который выполнен с учетом требований названных норм, технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и утвержден начальником станции Туапсе, однако суд не оценил этот расчет. Пункт 9 договора принят в редакции истца необоснованно, так как суд не оценил его в полном объеме. Суд не учел представленный ответчиком расчет норм времени на уборку и подачу вагонов с ж/д необщего пользования общества, согласно которому норма времени на уборку (подачу) вагонов с такого пути составляет 2 часа 52 минуты, но не 4 часа, как требует истец. Суд также не оценил представленный ответчиком расчет норм времени на уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования общества, согласно которому норма времени на уборку вагонов с такого пути составляет 1 час 35 минут. При утверждении редакции пункта 12 договора суд не учел, что максимальная перерабатывающая способность определяется не памятками приемосдатчика или расчетом суточной перерабатывающей способности, а технологией функционирования ж/д необщего пользования. Согласно Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путей путях необщего пользования N 1 - 6 общества, утвержденной ОАО "РЖД" и обществом 16.04.2010, общее число подаваемых вагонов на сливо-наливные железнодорожные эстакады определяется количеством сливных и наливных устройств. Мощность железнодорожной эстакады определяется рабочим проектом "Техперевооружение железнодорожной сливо-наливной эстакады N 3 и сливной насосной N 1" (разработан ОАО "Институт Нефтепродуктпроек" по заданию общества). Выводы суда о противоречии предлагаемой ответчиком редакции подпункту "б" пункта 14 договора статье 39 УЖТ не обоснованы. Правила N 232 и Обязательные постановления в морском порту Туапсе (утверждены приказом Минтранса России от 06.07.2012 N 197) предусматривают обстоятельства, при наличии которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, что в силу статьи 39 УЖТ освобождает ответчика от платы за пользование вагонами.
Определением кассационного суда от 29.03.2017 судебное разбирательство по жалобе общества отложено на 12.04.2017, сторонам предложено урегулировать спорные условия договора во внесудебном порядке.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что все спорные условия договора (за исключением подпункта "б" пункта 14) между ними согласованы, в подтверждение чего представили пописанное их руководителями дополнительное соглашения от 11.04.2017 к договору.
Таким образом, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет правомерность судебных актов только в отношении условий подпункта "б" пункта 14 договора.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить судебные акты в части оспариваемого пункта без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" и общество подписали договор от 08.06.2015 N 10/7 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для общества при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги с протоколом согласования разногласий от 05.08.2015.
На основании статьи 60 УЖТ и пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" суд установил, что заключение данного договора является для сторон обязательным, поэтому разногласия по спорным условиям договора рассмотрены по существу.
Подпункт "б" пункта 14 принят судом в редакции истца: "пользователь вносит перевозчику плату за нахождение на ж/д путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ. Плата за нахождение ж/д подвижного состава на ж/д путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на ж/д путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 N 127-т/1".
Общество предложило дополнить спорный пункт условиями, предусматривающими обстоятельства, при наступлении которых ответчик освобождается от внесения платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования и промежуточных станциях (гроза и скорость ветра 12,5 м/с и более; скорость ветра 15 м/с и более; грозовые разряды; обледенения; пожар; авария; непостановка судов к причалу вследствие непогоды на море при наличии судов на рейде; невозможности вывода недогруженного судна от причала на рейд вследствие непогоды на море).
Суд счел требования ответчика необоснованными, а редакцию истца - соответствующей закону.
При этом суд исходил из того, что в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статями 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за услуги, оказываемые ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
Размер платы за пользование вагонами перевозчика определяется по ставкам Таблицы N 9 Тарифного руководства N 2. Размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, установлен в Тарифном руководстве (утверждено приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1), содержащим положения, при которых вносится плата за время нахождения вагонов, порядок определения расчетного времени и прочие условия, которые могут оказать влияние на размер платы.
Суд исходил из того, что стороны не вправе своим соглашением менять условия внесения платы, в том числе устанавливать какие-либо дополнительные ограничения для внесения законной платы, отличные от определенных законодателем.
Доводы ответчика о правомерности его редакции со ссылкой на положения Правил N 232, содержащих перечень случаев, при наличии которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, не принимаются.
В силу абзаца 10 статьи 39 УЖТ грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
Истец возражает против включения соответствующих условий в пункт 14 договора. Кроме того, некоторые случаи, указанные в Правилах N 232, касаются запрета на проведение сливоналивочных операций судов, т. е. не относятся к правоотношениям сторон. Вместе с тем с учетом приведенной нормы УЖТ при наступлении обстоятельств непреодолимой силы общество (независимо от условий договора) не лишено возможности требовать освобождения от платы за пользование вагонами, представляя соответствующие доказательства.
Учитывая изложенное, основания для отмены судебных актов в оспариваемой части отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 по делу N А32-39511/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.