г. Краснодар |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А15-1853/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Дагпостсбытстрой" (ИНН 0508000226, ОГРН 1090533000095), ответчика - Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572013913, ОГРН 1160571055040), третьих лиц: Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.2016 (судья Гаджимагомедов И.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А15-1853/2016, установил следующее.
ООО "Дагпостсбытстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан о взыскании 545 366 рублей 75 копеек, из них:
496 996 рублей 56 копеек - основной долг, 35 945 рублей 28 копеек - пени, 12 424 рубля 91 копейка - штраф.
Решением суда от 09.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2016, Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан заменено на его правопреемника - Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - комитет). В удовлетворении ходатайства комитета о привлечении Министерства финансов Республики Дагестан к участию в деле в качестве соответчика отказано. Исковое заявление удовлетворено частично. С комитета в пользу общества взыскано 496 996 рублей 56 копеек основного долга, 35 945 рублей 28 копеек пени и 13 590 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение от 09.08.2016 и постановление от 14.11.2016, в удовлетворении требований - отказать. Податель жалобы указывает, что задолженность у комитета образовалась из-за отсутствия финансирования. Суд неправомерно отказал в привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Республики Дагестан.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 22.06.2015 (протокол от 22.06.2015) общество (исполнитель) и Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (заказчик) заключили государственный контракт от 06.07.2015 N 10/151, согласно которому подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить ремонтные работы административного здания заказчика, и сдать их результат, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Срок выполнения работы - в течение 7 дней со дня заключения контракта, стоимость работ составляет 496 996 рублей 56 копеек.
Пунктом 9.2 контракта предусмотрена ответственность заказчика за просрочку исполнения обязательств по контракту в виде неустоек (штрафов, пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, т.е. в размере 2,5 процента цены контракта.
Выполнение истцом обязательств по контракту на сумму 496 996 рублей 56 копеек подтверждается справкой формы N КС-3 от 06.07.2015 и актом формы N КС-2 от 06.07.2015.
В связи с неоплатой заказчиком выполненных работ общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подрядные строительные работы (статья 740 Кодекса), проектные и изыскательские работы (статья 758 Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статьям 720 и 711 Кодекса заказчик в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика обязан осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику; после сдачи результата работ возникает обязанность заказчика оплатить выполненные работы.
Таким образом, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является факт передачи результата работ подрядчиком заказчику.
Согласно пункту 4 статьи 753 Кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
На основании статей 309 и 310 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из доказанности выполнения обществом работ, что подтверждается подписанными сторонами без замечаний и возражений актами выполненных работ формы N КС-2 и справками формы N КС-3.
Поскольку исполнение обществом своих обязательств установлено и подтверждено материалами дела, а доказательства оплаты работ не представлены, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылку заявителя на то, что комитет не имеет возможности оплатить задолженность в связи с отсутствием финансирования, следует отклонить. Отсутствие у лица, финансируемого из бюджета, находящихся в его распоряжении денежных средств, не является основанием для освобождения от оплаты выполненных работ и само себе не свидетельствует о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Довод комитета о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов Республики Дагестан подлежит отклонению.
В соответствии с Положением о комитете, утвержденном постановлением Правительства Республики Дагестан от 06.05.2016 N 120, комитет является органом исполнительной власти Республики Дагестан, юридическим лицом, имеющим право выступать заказчиком по соответствующим государственным контрактам, а также обращаться в суды с исками (пункты 1, 5.10, 5.17, 12 Положения). Комитет в лице правопредшественника - Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, является заказчиком (стороной) по контракту, в рамках которого общество выполнило для него работы.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А15-1853/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.