г. Краснодар |
|
21 апреля 2017 г. |
Дело N А32-32281/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Деметра" (ИНН 2349029950, ОГРН 1082349000238) - Григорьевой Ю.С. (доверенность от 01.09.2016), от заинтересованного лица - Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6164231544, ОГРН 1056164007316) - Белоусова С.В. (доверенность от 22.03.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деметра" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2016 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-32281/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Деметра" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 22.08.2016 N 676/10-03/16 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 14.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2017, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на доказанность управлением наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным и снижение санкции ниже низшего предела.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт, удовлетворив заявление общества в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в данном случае состав правонарушения отсутствует, поскольку при осуществлении авиационно-химических работ командир воздушного судна Кайшев Н.Ф. выполнил все требования воздушного законодательства, запросил разрешение на использование воздушного пространства у диспетчера аэродрома государственной авиации "Крымск", находился на связи с диспетчером. Суды неполно установили обстоятельства по делу и не оценили все представленные в материалы дела доказательства и доводы общества, в т. ч. основанные на свидетельских показаниях директора общества Даниленко А.В. и командира воздушного судна Кайшева Н.Ф.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.07.2015 и 25.07.2015 из отдела в г. Крымске Управления Федеральной службы безопасности по Краснодарскому краю и отдела МВД России по Крымскому району Краснодарского края в управление поступили материалы, содержащие сведения о возможных нарушениях воздушного законодательства при выполнении авиационно-химических работ в районе станицы Троицкая Крымского района Краснодарского края, а именно: 24.06.2016 в районе станицы Троицкая Крымского района Краснодарского края при выполнении авиационно-химических работ общество осуществляло полеты на воздушном судне АН-2 с бортовым номером RA-43972 под управлением командира воздушного судна Кайшева Н.Ф. с нарушением требований воздушного законодательства, в частности Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Правила N 138).
По данному факту управление составило протокол от 09.08.2016 N 402347 об административном правонарушении и вынесло постановление от 22.08.2016 N 676/10-03/16 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суды отказали обществу в удовлетворении требований, правомерно исходя из следующего.
Частью 1 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства.
Отношения по использованию воздушного пространства регулируются нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, Правилами N 138, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации" (вместе с "Положением о единой системе организации воздушного движения Российской Федерации"), приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Правила N 128).
Согласно статье 16 Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.
В соответствии с приказом Минтранса России от 15.03.2016 N 64 "Об утверждении границ зон (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов A, C и G воздушного пространства" станица Троицкая Краснодарского края находится в диспетчерской зоне аэродрома государственной авиации "Крымск" и относится к зоне ответственности Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Ростовский зональный центр).
Воздушное пространство диспетчерской зоны аэродрома государственной авиации "Крымск" классифицируется как воздушное пространство класса C.
В силу подпункта "б" пункта 10 Правил N 138 в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации класса C разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил N 138.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды сделали вывод о законности постановления управления о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно исходя из того, что общество нарушило федеральные правила использования воздушного пространства, не запросив в установленном порядке разрешение и условия на использование воздушного пространства у Ростовского зонального центра (в зоне ответственности которого находится станица Троицкая Краснодарского края, где общество выполняло авиационно-химические работы), не уведомив Ростовский зональный центр о начале и окончании работ, не выходя с ним на радиосвязь.
Документально данные выводы судов общество не опровергло.
Суды проверили процедуру привлечения общества к административной ответственности и установили, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела административном правонарушении общество надлежаще извещено; оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в пределах установленного срока; санкция, примененная к обществу, соразмерна характеру совершенного нарушения. Суды не усмотрели оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и снижения штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, оценены по правилам норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А32-32281/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.