г. Краснодар |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А32-15191/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - администрации города Сочи, ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, третьего лица - Федоровой Людмилы Викторовны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 (судьи Ковалева Н.В., Маштакова Е.А., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-15191/2016, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 790 кв. м (кадастровый номер 23:49:0402007:475), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Чкалова, при жилом доме N 8/2 "для индивидуального жилищного строительства"; об истребовании указанного земельного участка из незаконного владения Российской Федерации; признании права собственности муниципального образования город Сочи на данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федорова Л.В.
Решением от 11.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.01.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суды указали, что администрация не представила доказательства фактического или опосредованного владения спорным земельным участком;
кроме того, истец пропустил срок исковой давности, о применении которого заявил ответчик.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на отсутствии оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок. Суды не установили условий, с наличием которых действующее законодательство связывает возможность отнесения участков к федеральной собственности. В соответствии с частью 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ) право собственности на земельные участки перешло к муниципальному образованию город-курорт Сочи. Регистрация права собственности Российской Федерации на рассматриваемый земельный участок осуществлена с нарушением норм действующего законодательства и препятствует поступлению денежных средств в виде арендных платежей в бюджет муниципального образования.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. Участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в порядке статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 27.06.2006 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402007:475, а также о праве аренды сроком с 27.07.2006 по 01.10.2053 в пользу Федоровой Л.В., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 19.11.2015 N 23/050/418/2015-1763 (л. д. 10).
14 декабря 2015 года в адрес территориального управления направлено обращение главы города Сочи о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402007:475 из федеральной собственности в муниципальную - города-курорта Сочи (л. д. 7, 8).
Не получив ответ территориального управления, полагая, что основания для государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402007:475 отсутствовали, администрация обратилась с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
В пунктах 32, 36, 52, 58 и 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено следующее. Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 1 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
Передача указанных в частях 1 - 4 данной статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 данной статьи (часть 5 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ).
Таким образом, Законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ предусмотрен заявительный порядок передачи земельных участков (переоформления прав на участки из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Особенности передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность муниципальных образований земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые ранее было зарегистрировано в ЕГРП, закреплены в частях 5 и 6 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Материалы дела подтверждают, что в адрес территориального управления администрация 14.12.2015 направила обращение о передаче рассматриваемого земельного участка в собственность муниципального образования на основании части 6 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ (л. д. 7, 8).
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402007:475 зарегистрировано 27.07.2006 (до вступления в силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ), который находится в фактическом владении третьего лица. Следовательно, после вступления в силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ право собственности на данный участок не могло перейти к муниципальному образованию в силу норм названного Закона. Для переоформления прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402007:475 требуется соблюдение процедуры его передачи, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Не являясь собственником спорного земельного участка и не владея им, муниципальное образование не вправе защищать нарушенное право в отношении данного недвижимого имущества с использованием (путем предъявления в суд) заявленных вещно-правовых исков (пункты 36, 52 и 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
С учетом обстоятельств данного спора и разъяснений, содержащихся в постановлении от 29.04.2010 N 10/22, коллегия арбитражного суда округа приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Иные мотивы отказа в удовлетворении исковых требований администрации, приведенные судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах, не повлияли на правильность разрешения спора по существу.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 11.10.2016 и апелляционного постановления от 23.01.2017 отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 по делу N А32-15191/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции при разрешении спора установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402007:475 зарегистрировано 27.07.2006 (до вступления в силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ), который находится в фактическом владении третьего лица. Следовательно, после вступления в силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ право собственности на данный участок не могло перейти к муниципальному образованию в силу норм названного Закона. Для переоформления прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402007:475 требуется соблюдение процедуры его передачи, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Не являясь собственником спорного земельного участка и не владея им, муниципальное образование не вправе защищать нарушенное право в отношении данного недвижимого имущества с использованием (путем предъявления в суд) заявленных вещно-правовых исков (пункты 36, 52 и 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
С учетом обстоятельств данного спора и разъяснений, содержащихся в постановлении от 29.04.2010 N 10/22, коллегия арбитражного суда округа приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Иные мотивы отказа в удовлетворении исковых требований администрации, приведенные судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах, не повлияли на правильность разрешения спора по существу.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 11.10.2016 и апелляционного постановления от 23.01.2017 отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф08-1350/17 по делу N А32-15191/2016