г. Краснодар |
|
31 марта 2017 г. |
Дело N А32-8378/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Крохмаля Д.А. (доверенность от 30.12.2016), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Гелиодор" (ИНН 2304053505, ОГРН 1082304002153), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гелиодор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2016 (судьи Маштакова Е.А., Ванин В.В, Нарышкина Н.В.) по делу N А32-8378/2016, установил следующее.
ООО "Гелиодор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о возложении на министерство обязанность исключить из состава лесопарковой зоны лесной участок площадью 22 га с кадастровым номером 23:40:0414009:112, расположенный в Геленджикском лесничестве, Кабардинском участковом лесничестве, квартал 44А, выдел 9.
Решением от 12.09.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 09.12.2016, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что основания для исключения указанного участка из состава лесопарковой зоны отсутствуют, поскольку на момент заключения договора аренды от 24.03.2014 N 14-01а-045 оспариваемый лесной участок уже входил в состав защитных лесов и изменение вида разрешенного использования по требованию заинтересованных лиц в целях ведения сельского хозяйства лесное законодательство не содержит. Истец не представил доказательств обращения по установленной процедуре к ответчику с заявлением о выводе земельного участка с кадастровым номером 23:40:0414009:112 из состава лесопарков и приведении договора аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что министерство в нарушение требований лесного законодательства, запрещающего ведение сельскохозяйственную деятельность в лесопарковых зонах, подготовило техническую документацию и провело аукцион, по результатам которого с обществом заключен договор от 24.03.2014 N 14-01а-045 аренды лесного участка, относящегося к лесопарковой зоне, для ведения сельского хозяйства. Вина истца в сложившейся ситуации отсутствует. Ответчик не представил доказательства невозможности исключения арендованного истцом участка из лесопарковой зоны и установления лесопарковой зоны в иных границах. Вывод судов о том, что предоставленный в аренду лесной участок до заключения договора аренды уже входил в состав лесопарковой зоны не имеет правового значения, поскольку спорный лесной участок приобретен истцом на аукционе, как участок, пригодный для ведения сельского хозяйства, по вине ответчика.
В судебном заседании представитель министерства возражал против отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола аукциона от 12.03.2014 N 14-01а-045 министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 24.03.2014 N 14-01а-045 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда площадью 22 га с кадастровым номером 23:40:0414009:112 (пункт 1.1, 1.2, и 1.3 договора). Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В пункте 1.5. договора установлено, что лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (ведение сельского хозяйства - пчеловодство, сенокошение).
Согласно Проекту организации и ведения лесного хозяйства Геленджикского опытного лесхоза 1998 года квартал 44 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества относится к лесопарковой зоне (т. 1, л. д. 10 - 12).
Сведения о принадлежности данного участка к лесам лесопарковых зон, в частности, отражены в карте-схеме деления лесов Геленджикского лесничества Краснодарского края по целевому назначению и категориям защитных лесов и таблице 1.1.1.2 "Перечень лесных кварталов, вошедших в состав участковых лесничеств" лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.12.2008 N 1081 (в редакции приказа от 20.07.2011 N 759).
Указывая, что в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, министерство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о признании договора аренды от 24.03.2014 N 14-01а-045 недействительным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2016 по делу N А32-15350/2015 исковые требования министерства удовлетворены. Решение не вступило в законную силу, так как находится на рассмотрении в апелляционной инстанции.
Полагая, что ответчик обязан совершить действия, предусмотренные пунктом 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 (далее - Положение N 1007), общество обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса (в редакции на момент заключения договора) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случае, установленных в части 3 настоящей статьи.
Особенности организации и порядка проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 79, 80 Лесного кодекса.
В пункте в.1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса закреплено, что к защитным лесам относятся лесопарковые зоны.
Как следует из материалов дела, спорный лесной участок относится к лесопарковой зоне и предоставлен для ведения сельского хозяйства (пчеловодство, сенокошение;
л. д. 10 - 12).
Порядок использования лесов для ведения сельского хозяйства (на землях лесного фонда) закреплен в статье 38 Лесного кодекса, согласно части 1 которой леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
По условиям пункта 2 части 5 статьи 105 Лесного кодекса в зеленых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.
Положение N 1007 устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).
Исследовав представленные в материалы дела лесохозяйственный регламент Геленджикского лесничества Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 2010 года с приложением картографического материала, проект организации и ведения лесного хозяйства от 1998 года и пояснительную записку к нему, выписку из государственного лесного реестра с приложением карты-схемы расположения и границ лесного участка, заключение специалиста от 29.10.2015, судебные инстанции установили, что спорный лесной участок, расположенный в части выдела 9 квартала 44А Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества, относится к защитным лесам, категории - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны (т. 1, л. д. 106 - 125).
Согласно подпункту 3 части 3 статьи 105 Лесного кодекса в лесопарковых зонах запрещаются ведение сельского хозяйства.
Частью 6 статьи 105 Лесного кодекса установлено, что изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В соответствии с пунктом 23 Положения N 1007, изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением. Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, в силу пункта 16 которого проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктом 15 Положения, в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Подготовку проектной документации осуществляют лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству или землеустройству в установленном порядке.
По условиям пункта 19 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон проектная документация до ее представления разработчиком в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органом местного самоуправления, в границах муниципального образования которого устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны. В случае если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ эксплуатационных лесов, ценных лесов и резервных лесов, проектная документация до ее представления разработчиком в орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий по установлению границ этих лесов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления разработчиком проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку (пункт 20 указанного Положения).
Судебными инстанциями установлено, что истец в установленном названным Положением порядке в уполномоченный орган (министерство) с требованием об исключении из состава лесопарковой зоны лесного участка площадью 22 га с кадастровым номером 23:40:0414009:112, не обращался. Изменение границ таких лесов без соблюдения установленного порядка недопустимо.
При этом общество не лишено возможности защитить принадлежащие ему права, нарушенные предоставлением недостоверной информации о лесном участке, в рамках иного способа защиты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 12.09.2016 и постановления от 09.12.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 07.02.2017 N 4).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2016 по делу N А32-8378/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.