Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 марта 2017 г. N Ф08-1619/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2016 г. |
дело N А32-8378/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.
судей Ванина В.В., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юрченко Н.Н.,
при участии:
от заявителя (истца): представитель не явился,
от заинтересованного лица (ответчика): представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гелиодор" (ИНН 2304053505, ОГРН 1082304002153)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 г. по делу N А32-8378/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гелиодор" (ИНН 2304053505, ОГРН 1082304002153)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
об обязании исключить из состава лесопарковой зоны лесной участок,
принятое в составе судьи Семушина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гелиодор" (далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - ответчик) об обязании исключить из состава лесопарковой зоны лесной участок площадью 22 га с кадастровым номером 23:40:0414009:112, расположенный в Геленджикском лесничестве, Кабардинском участковом лесничестве, квартал 44А, выдел 9.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для исключения участка из состава лесопарковой зоны, так как на момент заключения договора оспариваемый участок уже входил в состав защитных лесов и изменение вида разрешенного использования по требованию заинтересованных лиц в целях ведения сельского хозяйства лесное законодательство не содержит.
Общество с ограниченной ответственностью "Гелиодор" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение от 12.09.2016 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Ответчик в нарушение требований лесного законодательства, запрещающего ведение сельскохозяйственной деятельности в лесопарковых зонах, подготовил техническую документацию и провел аукцион, по результатам которого передал в аренду лесной участок, относящийся к лесопарковой зоне, для ведения сельского хозяйства. Представленные в материалы дела доказательства подтверждают правомерность позиции истца, который мотивирует свои требования соблюдением со своей стороны порядка участия в аукционе и заключения договора аренды лесного участка. Ответчиком не представлены доказательства невозможности исключения арендованного истцом участка из лесопарковой зоны и установления лесопарковой зоны в иных границах. По мнению заявителя, вынесенное решение суд обосновывает только тем, что предоставленный в аренду лесной участок до заключения договора аренды уже входил в состав лесопарковой зоны. Однако, суд не принял во внимание то обстоятельство, что указанный лесной участок по вине ответчика был выкуплен истцом на аукционе, как участок, пригодный для ведения сельского хозяйства. В настоящее время спор по иску Министерства о расторжении договора в судебном порядке не рассмотрен, предложений для мирного урегулирования спора от ответчика не поступало. Также общество указывает на то, что является добросовестным арендатором, которому будет нанесен значительный экономический ущерб при прекращении спорного договора по вине ответчика.
Заявитель (истец) и заинтересованное лицо (ответчик) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Заинтересованное лицо (ответчик) отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством природных ресурсов Краснодарского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Гелиодор" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности N 14-01а-045 от 24.03.2014 г., согласно условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола аукциона N 14-01а-045 от 12.03.2014 г., обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2. договора (пункт 1.1. договора).
Лесной участок площадью 22 га, предоставляемый в аренду по договору, имеет местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 44А, часть выдела 9. Номер учетной записи в государственной лесном реестре: 23-05-01-06-01694 (пункты 1.2., 1.3. договора).
В пункте 1.5. договора указано, что лесной участок передается Арендатору для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (ведение сельского хозяйства - пчеловодство, сенокошение).
Договор зарегистрирован в установленном порядке, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-05-01-06-01694, кадастровый номер 23:40:0414009:112.
Согласно Проекту организации и ведения лесного хозяйства Геленджикского опытного лесхоза (1998 г.) квартал 44 Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества относится к лесопарковой зоне (л.д. 10-12).
Сведения о принадлежности данного участка к лесам лесопарковых зон также отражены в карте-схеме деления лесов Геленджикского лесничества Краснодарского края по целевому назначению и категориям защитных лесов и таблице 1.1.1.2. "Перечень лесных кварталов, вошедших в состав участковых лесничеств" лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества, утверждённого приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.12.2008 N 1081 (в редакции приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 20.07.2011 N 759).
Так как в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов Краснодарского края в 2015 году обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Гелиодор" о признании недействительным договора аренды лесного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2016 г. по делу N А32-15350/2015 указанное исковое требование удовлетворено. Решение не вступило в законную силу, так как дело находится на рассмотрении в апелляционной инстанции по жалобе ООО "Гелиодор".
По мнению истца, договор аренды будет сохранен, если ответчик совершит действия, согласно пункта 23 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьями 79, 82 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство природных ресурсов Краснодарского края выступает организатором аукциона и продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Пункт 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации содержит перечень документации об аукционе, которую обязан подготовить организатор. В данный перечень, в частности, входит подробная информация о лесном участке и проект договора аренды лесного участка.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на то, что спорный лесной участок проектом организации и ведения лесного хозяйства Геленджикского опытного лесхоза отнесен к лесопарковой зоне. Данный факт был установлен после регистрации договора.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, относятся к защитным лесам и, таким образом, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации определены виды лесов, отнесенных к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов:
- леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- зеленые зоны;
- лесопарковые зоны;
- городские леса;
- леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Выбор и использование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества.
Из приложения N 3 к договору аренды лесного участка N 14-01а-045 от 24.03.2014 следует, что участок предоставлен для ведения сельского хозяйства (пчеловодство, сенокошение) (л.д. 25).
В соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
Согласно статье 13 Лесного кодекса Российской Федерации допускается создание объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов) в целях использования лесов.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в зеленых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства.
Вместе с тем, пунктами 2, 3 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 509, такие виды деятельности из состава сельскохозяйственных работ, как пчеловодство и сенокошение, в качестве исключения разрешены только в зеленых зонах, в то время как в лесопарковых зонах запрещено ведение любых видов деятельности сельского хозяйства.
Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 (далее - Положение N 1007) устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).
Согласно пунктам 2, 4 Положения лесопарковые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов) в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.
Из представленных в материалы дела лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества Департамента лесного хозяйства Краснодарского края 2010 года с приложением картографического материала, проекта организации и ведения лесного хозяйства 1998 года, пояснительной записки к нему, выписки из государственного лесного реестра с приложением карты-схемы расположения и границы лесного участка, заключения специалиста от 29.10.2015 г. следует, что спорный лесной участок, расположенный в части выдела 9 квартала 44А Кабардинского участкового лесничества Геленджикского лесничества, относится к защитным лесам, категории: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны (л.д. 106-125).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 509, в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства.
В связи с невозможностью ведения сельского хозяйства на данном участке истец просит исключить его из числа лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 23 Положения N 1007, изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).
Данным Положением регламентирован следующий порядок определения и утверждения лесопарковых зон.
Проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктом 15 настоящего Положения, в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 16 Положения).
Подготовку проектной документации осуществляют лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству или землеустройству в установленном порядке (далее - разработчик).
Согласно пункту 17 Положения в состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:
а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;
б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;
в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;
г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;
д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.
При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах (пункт 18 Положения).
В соответствии с пунктом 19 Положения проектная документация до ее представления разработчиком в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органом местного самоуправления, в границах муниципального образования которого устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.
В случае если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ эксплуатационных лесов, ценных лесов и резервных лесов, проектная документация до ее представления разработчиком в орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий по установлению границ этих лесов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления разработчиком проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку (пункт 20 Положения).
Таким образом, указанным положением регламентирован специальный порядок определения лесопарковых зон, в том числе ее изменения, который сопряжен с привлечением специалистов в области проектирования лесопарковых зон для разработки документации.
Кроме того, согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. N 258, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка. Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов Краснодарского края. Доказательств обращения по установленной процедуре к ответчику с заявлением о выводе земельного участка площадью 22 га с кадастровым номером 23:40:0414009:112, расположенного в Геленджикском лесничестве, Кабардинском участковом лесничестве, квартал 44А, выдел 9, из состава лесопарков и приведении договора аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (платежное поручение N 12 от 12.10.2016 г.) по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 года по делу N А32-8378/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8378/2016
Истец: ООО "Гелиодор"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края