г. Краснодар |
|
30 марта 2017 г. |
Дело N А53-22504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "РН-Ростовнефтепродукт" (ИНН 6165029228, ОГРН 1036165019043) - Ким В.О. (доверенность от 12.09.2016), Фролова И.А. (доверенность от 26.12.2016), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ПромМаш Тест" (ИНН 5029124262, ОГРН 1095029001792) - Фролова И.О. (доверенность от 09.03.2017), в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ростову-на-Дону Управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, Главному управлению МЧС России по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "РН-Ростовнефтерпродукт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2016 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-22504/2016, установил следующее.
АО "РН-Ростовнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ростову-на-Дону Управления надзорной деятельности и профилактики работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, Главному управлению МЧС России по Ростовской области (далее - отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене решения о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекта защиты от 24.05.2016 и признании незаконным и отмене решения от 21.06.2016 по результатам рассмотрения жалобы.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ПромМашТест".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что представленный обществом отчет не содержит всей необходимой информации, установленной в технических регламентах по пожарной безопасности.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. Как считает общество, отчет по оценке пожарного риска на АЗС N 5, подготовленный ООО "ПромМашТест", выполнен в полном объеме в соответствии с требованиями пожарной безопасности, установленными техническими регламентами.
ООО "ПромМашТест" в отзыве поддерживает подателя кассационной жалобы и указывает на то, что расчет пожарного риска на объекте выполнен правильно.
Отдел в отзыве на кассационную жалобу ссылается на то, что в конкретных пунктах отчета отсутствуют конкретные сведения именно по исследуемому объекту. Административный орган полагает, что судебные акты являются законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзывов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения отдела от 23.10.2015 N 227-3 на территории и в помещениях АЗС N 5 общества, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 105а, в период с 12.11.2015 по 30.11.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности. По результатам проверки обществу выдано предписание от 30.11.2015 N 3-225/1/1, в соответствии с которым общество в срок до 01.04.2016 обязано устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Во исполнение предписания обществом проведена оценка пожарного риска и составлен отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "ПромМашТест". Согласно отчету величина пожарного риска на объекте составляет 2,05*10-5, что соответствует требованиям части 3 статьи 93 Федерального Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
С целью контроля исполнения предписания от 30.11.2015 N 3-225/1/1, выданного обществу, на основании распоряжения от 20.04.2016 N 1-32 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено следующее. Для определения частоты реализации пожароопасных ситуаций на объекте не использовалась информация о гидрометеорологической обстановке в районе размещения объекта; не рассматривались следующие процессы, возникающие при реализации пожароопасных ситуаций и пожаров или являющиеся их последствиями (в зависимости от типа оборудования и обращающихся на объекте горючих веществ): растекание жидкости при разрушении оборудования; пожар в помещении; определение расчетных величин пожарного риска на объекте не осуществлено на наличии систем обеспечения пожарной безопасности зданий, а именно: автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на объекте защиты расстояние от АЗС до общественного здания составляет менее 25 м; на объекте защиты расстояние от АЗС до автомобильной дороги составляет менее 12 м, что является нарушением подпункта "г" пункта 3, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" (далее - Правила проведения расчетов), подпунктов "г", "д" пункта 13, пункт 16 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Российской Федерации от 10.07.2009 N 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" (далее - Приказ N 404), пункта 1 части 1 статьи 6 и части 2 статьи 71 Закона N 123-ФЗ.
По результатам проверки обществу направлено решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 24.05.2016.
Считая решение отдела от 24.05.2016 незаконным, общество обратилось с жалобой в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области. Решением от 21.06.2016 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области признало решение административного органа от 24.05.2016 законным.
Не согласившись с решением о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 24.05.2016 и решением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области от 21.06.2016 по результатам рассмотрения жалобы, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативно-правовым основанием для проведения независимой оценки пожарных рисков и расчетов пожарного риска являются Закон N 123-ФЗ, Правила проведения расчетов и постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 "Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска".
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.06.2012 N 375 исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами. В пункте 48.1 Административного регламента предусмотрено, что в случае проведения аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 43 Административного регламента.
На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 43 Административного регламента в случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Правила оценки), которые устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" утверждены Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска (далее - Правила проведения расчетов).
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил проведения расчетов и подпунктов "г" и "д" пункта 3 Приказа N 404 определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития и наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений
Пунктом 5 Правил проведения расчетов установлено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Для определения частоты реализации пожароопасных ситуаций на объекте используется информация: о гидрометеорологической обстановке в районе размещения объекта; о географических особенностях местности в районе размещения объекта (пункты "г", "д" подпункты "г", "д" пункта 13 Приказа N 404).
При построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития учитываются: тепловое излучение при факельном горении, пожарах проливов горючих веществ на поверхность и огненных шарах; избыточное давление и импульс волны давления при сгорании газопаровоздушной смеси в открытом пространстве; избыточное давление и импульс волны давления при разрыве сосуда (резервуара) в результате воздействия на него очага пожара; избыточное давление при сгорании газопаровоздушной смеси в помещении; концентрация токсичных компонентов продуктов горения в помещении; снижение концентрации кислорода в воздухе помещения; задымление атмосферы помещения; среднеобъемная температура в помещении; расширяющиеся продукты сгорания при реализации пожара-вспышки.
Оценка величин указанных факторов проводится на основе анализа физических явлений, протекающих при пожароопасных ситуациях, пожарах, взрывах. При этом рассматриваются следующие процессы, возникающие при реализации пожароопасных ситуаций и пожаров или являющиеся их последствиями (в зависимости от типа оборудования и обращающихся на объекте горючих веществ): истечение жидкости из отверстия; истечение газа из отверстия; двухфазное истечение из отверстия; растекание жидкости при разрушении оборудования; выброс газа при разрушении оборудования; формирование зон загазованности; сгорание газопаровоздушной смеси в открытом пространстве; разрушение сосуда с перегретой легковоспламеняющейся жидкостью, горючей жидкостью или сжиженным горючим газом; тепловое излучение от пожара пролива или огненного шара; реализация пожара-вспышки; испарение жидкости из пролива; образование газопаровоздушного облака (газы и пары тяжелее воздуха); сгорание газопаровоздушной смеси в технологическом оборудовании или помещении; пожар в помещении; факельное горение струи жидкости и/или газа; тепловое излучение горящего оборудования; вскипание и выброс горящей жидкости при пожаре в резервуаре. Также при необходимости рассматриваются иные процессы, которые могут иметь место при возникновении пожароопасных ситуаций и пожаров (пункт 16 Приказа N 404).
Пунктом 2 статьи 71 Закона N 132-ФЗ предусмотрено, что противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к Техническому регламенту, согласно которой противопожарное расстояние от АЗС с подземными резервуарами до общественного здания составляет не менее 25 метров, а от АЗС с подземными резервуарами до автомобильной дороги не менее 12 метров.
Изучив материалы дела, суды пришли к верному выводу о законности вынесенного решения административного органа о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты от 24.05.2016, исходя из того, что суть составления отчета заключается в подтверждении факта соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Суды исследовали содержание расчета и сочли подтвержденными выводы административного органа о том, что в пункте 3.5 расчета по оценке пожарного риска, выполненного ООО "ПромМашТест" от 04.04.2016, отсутствуют сведения о наличии систем обеспечения пожарной безопасности зданий, а именно: автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В таблице 3.6 имеются данные о наличии таких систем, а именно АУПС и СОУЭ только в помещении операторной. Однако на территории АЗС расположены и иные объекта: навес, ТРК, резервуарный парк, площадка для слива топлива, люки технологических отсеков, колодцы ливневых стоков. При этом не указано, какое именно оборудование установлено и какой тип системы оповещения и управления эвакуацией выбран в помещении операторной.
Также в пункте 3.3 расчета по оценке пожарного риска отсутствуют сведения о рассмотрении следующих процессов, возникающих при реализации пожароопасных ситуаций и пожаров или являющиеся их последствиями (в зависимости от типа оборудования и обращающихся на объекте горючих веществ): растекание жидкости при разрушении оборудования; пожар в помещении, а в пунктах 3.2, 3.1.4 и 4.1 расчета отсутствуют конкретные сведения о гидрометеорологической обстановке в районе размещения объекта.
Кроме того, обществом в полном объеме не выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, а именно: на объекте защиты расстояние от АЗС до общественного здания составляет менее 25 м, а до автомобильной дороги - менее 12 м.
Применение сертифицированной компьютерной программы само по себе не гарантирует составления надлежащего отчета при не введении необходимых данных. Административный орган не обязан проверять параметры программы, а в исследуемом отчете необходимые данные указаны не в полном объеме.
Кроме того, выявлены нарушения по расположению АЗС от иных объектов, чего отчет не отражает. При этом в общих положениях отчета указано только соответствующее техническим регламентам расстояние до иных объектов.
Исходя из изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что при указанных обстоятельствах является обоснованным вывод административного органа о несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 по делу N А53-22504/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.