г. Краснодар |
|
18 мая 2017 г. |
Дело N А32-22257/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Шакшовой Ю.А. (доверенность от 11.01.2017), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Приходько Олега Евгеньевича (ИНН 231296794757, ОГРН 310231204200060) - Иванницкого С.В. (доверенность от 01.02.2017), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 (судьи Нарышкина Н.В., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-22257/2016, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Приходько Олегу Евгеньевичу (далее - предприниматель) о взыскании субсидий в размере 210 748 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017, в удовлетворении заявленных департаментом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предоставленная предпринимателю субсидия использована по целевому назначению.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с предпринимателя 210 748 рублей. По мнению департамента, предприниматель нарушил условия договора от 23.12.2014 N 43/14C о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства. Предпринимателем ненадлежащим образом выполнены обязательства в нарушение принятых обязательств и требований закона и иных правовых актов.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 уполномоченным органом департамента осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"".
В сентябре 2014 года предприниматель обратился в департамент с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования) и предоставил документы по договору финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2014 N Р14-15124-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 2 859 025 рублей 74 копеек.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" департаментом принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который в том числе включен предприниматель.
Как установил суд, департамент и предприниматель заключили договор от 23.12.2014 N 43/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - договор субсидирования). На основании платежного поручения от 29.12.2014 N 390665 предприниматель получил денежные средства в размере 210 748 рублей.
Департамент счел, что предприниматель не выполнил условия предоставления субсидий (состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации), установленные договором от 23.12.2014 N 43/14С и приказами уполномоченного органа департамента от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - Приказ N 167) и от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - Приказ N 168). Департамент направил предпринимателю уведомление от 18.05.2015 N 333-2672/16-02-03, в котором указал на необходимость возврата субсидий в краевой бюджет, которое предприниматель не исполнил, что и послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования предусмотрено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 1.1 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в уполномоченный орган: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией - лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в уполномоченный орган информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в уполномоченный орган информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган (пункт 1.3 Приказа N 167).
Согласно пункту 1.4 Приказа N 167 отчетность, указанная в пунктах 1.2, 1.3 данного приказа, предоставляется в уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
В пункте 2 Приказа N 168 указано, что субъект малого и среднего предпринимательства, получивший финансовую поддержку в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201, предоставляет в уполномоченный орган анкету получателя поддержки. Сведения в анкете указываются субъектом малого и среднего предпринимательства на момент оказания поддержки, далее ежегодно в течение последующих двух календарных лет по состоянию на 1 января за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) и предоставляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Требования, установленные в Приказах от 23.09.2014 N 167 и 168 содержаться и в пунктах 4.2 - 4.8 договора субсидирования от 23.12.2014 N 43/14С, заключенного между предпринимателем и департаментом.
Как видно из материалов дела и установлено судами, договор финансовой аренды (лизинга), заключенный между предпринимателем и департаментом, исполнен в полном объеме. Вся сумма договора выплачена полностью, что подтверждается актом сверки от 26.04.2016 (платежными поручениями, квитанциями об уплате), договором купли-продажи от 26.04.2016 N Р14-15124-ДВ, копией паспорта транспортного средства, копией свидетельства о регистрации транспортного средства, которые свидетельствуют о переходе права собственности на предмет лизинга к предпринимателю.
Суды обоснованно исходили из того, что возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий. По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Как указывает суд, данные обстоятельства не подтверждаются материалами дела и не следуют из доводов департамента.
Суды приняли во внимание тот факт, что предприниматель исполнил пункты 4.3, 4.4, 4.6 договора субсидирования и представил в ходе рассмотрения спора в департамент необходимую отчетную документацию, что подтверждается сопроводительным письмом от 30.11.2016 N 6.
Суды указали, что цель, на которую субсидия предоставлена, - компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга, достигнута, договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым предоставлена субсидия, не был признан недействительным, не изменялись условия договора лизинга.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о том что, полученные денежные средства израсходованы предпринимателем в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства. Несвоевременное представление предпринимателем установленной договором отчетности при установленных судами обстоятельствах не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. Предпринимателем представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), а именно платежные поручения и договор выкупа предметов лизинга, подтверждающие переход права собственности на спорное транспортное средство.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 по делу N А32-22257/2016, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.