город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2017 г. |
дело N А32-22257/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Иваницкий С.В., паспорт, доверенность от 01.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.12.2016 по делу N А32-22257/2016 по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
(ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) к индивидуальному предпринимателю Приходько Олегу Евгеньевичу
(ИНН 231296794757, ОГРНИП 310231204200060) о взыскании задолженности, принятое в составе судьи Куликова О.Б.
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Приходько Олегу Евгеньевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании субсидий в размере 210 748 руб.
Исковые требования мотивированы нарушением предпринимателем условий предоставления субсидий, установленных Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 по делу N А32-22257/2016 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предоставленная департаментом субсидия была использована предпринимателем по целевому назначению.
Не согласившись с принятым решением, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном гл.34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования полностью, полагая, что предпринимателем ненадлежащим образом выполнены обязательства в нарушение принятых обязательств и требований закона и иных правовых актов.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Департамент явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" переименован в Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о Департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 N 1044 "О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края" Уполномоченный орган организует разработку и реализацию государственных программ Краснодарского края по развитию малого и среднего предпринимательства.
В период с 01.01.2014 по 31.12.2015 Уполномоченным органом осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В сентябре 2014 года предприниматель обратился в Уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования) и предоставил документы по договору финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2014 N Р14-15124-ДЛ.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" Уполномоченным органом принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также был включен ответчик.
23 декабря 2014 года между департаментом и предпринимателем заключен договор N 43/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - договор субсидирования). (т.1 л.д. 47-57).
В соответствии с пунктом 2.1 предметом договора субсидирования является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат предпринимателя на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) N Р14-15124-ДЛ от 22.05.2014, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг" в сумме 2 859 025, 74 руб.
Пунктом 2.2 договора субсидирования предусмотрено, что субсидии предоставляются в размере 70 % от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30 % от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) в сумме 210 748 руб.
Так, платежным поручением от 29.12.2014 N 390665 предпринимателю перечислены денежные средства в размере 210 748 рублей (т.1 л.д.58).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 N 40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Уполномоченный орган в соответствии с разделом 2 Порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы.
Пунктом 1.11.2 Порядка субсидирования установлено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены Уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами Уполномоченного органа:
- от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167);
- от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 168).
Указанные приказы являются нормативными правовыми актами и 24.09.2014 опубликованы на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, а также размещены на официальном сайте Уполномоченного органа и Интернет-сайте "Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края" www.mbkuban.ru.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в Уполномоченный орган:
- копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке;
- копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора);
- копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование);
- копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке;
- копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования:
- срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет;
- в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в Уполномоченный орган информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в Уполномоченный орган.
Согласно пункту 1.4 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 отчетность, указанная в пунктах 1.2, 1.3, предоставляется в Уполномоченный орган субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 2 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 168 субъект малого и среднего предпринимательства, получивший финансовую поддержку в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201, предоставляет в Уполномоченный орган анкету получателя поддержки. Сведения в анкете указываются субъектом малого и среднего предпринимательства на момент оказания поддержки, далее ежегодно в течение последующих двух календарных лет по состоянию на 1 января за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) и предоставляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Пунктами 4.2 - 4.8 договора субсидирования установлена аналогичная с приказами Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 и N 168 обязанность ответчика по предоставлению отчетности в Уполномоченный орган.
Согласно пункту 3.2 договора финансовой аренды (лизинга) от 22.05.2014 N Р14-15124-ДЛ, заключенному ответчиком с ОАО "ВЭБ-лизинг", срок действия указанного договора истекает до наступления четырнадцатого календарного дня после даты оплаты выкупной цены, указанной в графике платежей, то есть 26.04.2016 (т.1 л.д. 64-66).
Департамент направил предпринимателю уведомление от 18.05.2015 N 333-2672/16-02-03, в котором указал на необходимость возврата субсидий в краевой бюджет, которое предпринимателем не исполнено, что и послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных департаментом требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Договор субсидирования соответствует императивным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 209-ФЗ и Порядка субсидирования.
Как видно из материалов дела, договор финансовой аренды (лизинга), заключенный между сторонами, исполнен в полном объеме, вся сумма договора выплачена полностью, что подтверждается актом сверки б/н от 26.04.2016 (платежными поручениями, квитанциями об уплате), также договором купли-продажи от 26.04.2016 N Р14-15124-ДВ, копией паспорта транспортного средства, копией свидетельства о регистрации транспортного средства, которые свидетельствуют о переходе права собственности на предмет лизинга к предпринимателю.
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий. По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Подтверждение указанных обстоятельств из материалов дела и доводов истца не подтверждается.
Пунктами 4.3, 4.4, 4.6 договора субсидирования предусмотрено обязательство ответчика по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года, по истечении срока действия договоров финансовой аренды (лизинга), не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом, предоставлять истцу информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга) не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись условия о том, что срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет и что в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга ответчику, информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из Единого государственного реестра налогоплательщика, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее истцу.
Предприниматель в ходе рассмотрения спора предоставил в департамент необходимую отчетную документацию, что подтверждается сопроводительным письмом от 30.11.2016 N 6 (т. 2, л.д. 13-29).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что цель, на которую субсидия предоставлена, - компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга, достигнута, договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым предоставлена субсидия, не был признан недействительным, не изменялись условия договора лизинга, указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования (срок действия договоров финансовой аренды не превышает четырех лет; в договоре лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию).
Принимая во внимание нормы Бюджетного кодекса, положения краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" а также условия договора суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том что, полученные денежные средства израсходованы предпринимателем в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Непредставление предпринимателем установленной договором отчетности не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии.
Из предоставленных истцом в материалы дела документов, а также исходя из предоставленных предпринимателем в материалы дела доказательств следует, что ответчик является лицом, имеющим право на получение субсидии.
Ответчиком представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), а именно платежные поручения и договор выкупа предметов лизинга, подтверждающие переход права собственности на спорное транспортное средство.
Таким образом, субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) была направлена по целевому назначению.
Обстоятельств подтверждающих нецелевое использование субсидии, а также выдача субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований департамента о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 210 748 руб. отказано правомерно.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2016 по делу N А32-22257/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22257/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2018 г. N Ф08-4051/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Приходько О Е, Приходько Олег Евгеньевич
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4051/18
27.04.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3618/18
16.03.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2646/18
25.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-123/18
18.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2231/17
20.02.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-805/17
07.12.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22257/16