г. Краснодар |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А61-375/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Сифуд групп ЛТД (Seafood Group LTD) (и/к 202458802) - Казакова И.В. (доверенность от 16.05.2016), от заинтересованного лица - Северо-Осетинской таможни (ИНН 1503011586, ОГРН 1021500675371) - Хохлова А.В. (доверенность от 29.12.2016), Гатеева В.М. (доверенность от 26.04.2017), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Баграта Гвичия (ИК 1065027026459), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Осетинской таможни на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания (судья Сидакова З.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 (судьи Параскевова С.А., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А61-375/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Баграт Гвичия (далее - предприниматель) и Сифуд групп ЛТД (Seafood Group LTD) (далее - компания) обратились в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к Северо-Осетинской таможне (далее - таможня) со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации требованиями:
- признать незаконным решение таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни, выраженное в форме уведомления от 19.11.2015 об отказе в выпуске транзитной декларации N 10803040/161115/0037915;
- признать незаконными действия таможенного поста МАПП Верхний Ларс по произведению отбора проб и образцов по актам от 19.11.2015 N 10803040/191115/000001, 10803040/191115/000002;
- признать незаконными действия таможенного поста МАПП Верхний Ларс, совершенные в период с 20.11.2015 по 15.02.2016, выразившиеся в отказах в приеме и регистрации транзитной декларации на товар - замороженная рыба (форель), общим весом 18244,3 кг, отгруженного по CMR от 13.11.2015 N 18668 в рамках контракта от 19.10.2015 N RST-SEA-20151910 по инвойсу от 25.10.2015 N 15/150810 (далее - товар);
- признать незаконными действия таможенного поста и таможни, выразившиеся в задержании товара в период с 20.11.2015 по 15.02.2016.
Решением суда от 26.10.2016 отказано в удовлетворении требований в части признания незаконными действий таможенного поста МАПП Верхний Ларс и таможни, выразившихся в задержании товара в период с 20.11.2015 по 15.02.2016, поскольку в период с 20.11.2015 по 15.02.2016 таможня не требовала от заявителей помещения товара на временное хранение или под любую иную таможенную процедуру, следовательно, не было фактического задержания товара. В остальной части требования заявителей удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что являются незаконными решение таможенного поста МАПП Верхний Ларс, выраженное в форме уведомления от 19.11.2015 об отказе в выпуске транзитной декларации N 10803040/161115/0037915, а также действия по отбору проб и образцов, оформленных актами от 19.11.2015 N 10803040/191115/000001 и 10803040/191115/000002, действия по уклонению от приема и регистрации транзитных деклараций, представленных в таможню в период с 20.11.2015 по 15.02.2016.
Постановлением от 06.02.2017 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 26.10.2016 в части отказа в признании незаконными действий таможенного поста МАПП Верхний Ларс и таможни, выразившихся в задержании товара. Суд признал незаконными действия таможенного поста МАПП Верхний Ларс и таможни, выразившиеся в задержании товара в период с 20.11.2015 по 15.02.2016.
Судебный акт мотивирован тем, что длительное нахождение товара на таможенной территории Таможенного союза с 20.11.2015 по 15.02.2016 с ведома таможни и без помещения товара под какую-либо таможенную процедуру допустимо лишь в одном случае - при задержании товара. Действия таможни суд охарактеризовал как задержание товара с нарушением установленного порядка его задержания.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.10.2016 и постановление апелляционной инстанции от 06.2.2017, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Заявитель жалобы считает, что суды не правильно применили нормы права, не полностью выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. В деле отсутствуют доказательства незаконного удержания товара, равно как и отсутствуют доказательства обращения заявителей в таможню для декларирования и помещения товара под любую избранную таможенную процедуру.
В отзыве на кассационную жалобу компания считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель компании в судебном заседании просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, компания в рамках контракта от 19.10.2015 N RST-SEA-20151910 в адрес ООО "Россторг" по инвойсу от 25.10.2015 N 15/150810 ввезла на территорию Таможенного союза из Грузии товар, транспортировку которого осуществлял предприниматель на транспортном средстве DAF гос. номер GGS-103/IK-777-A (CMR от 13.11.2015 N 18668).
Транспортное средство прибыло на таможенную территорию ЕАЭС 15.11.2015, где товар предъявлен к ветеринарному и фитосанитарному контролю.
По результатам ветеринарно-санитарного досмотра установлено, что товар соответствует установленным требованиям, проставлен штамп "Ветеринарный надзор. Ввоз разрешен", составлен акт ветеринарно-санитарного досмотра от 15.11.2015 N 649643.
В целях отработки мер по минимизации риска с кодом 109 (таможенный досмотр товаров) на основании профиля риска N 13/10800/230915/53664 (1) в отношении товара таможенный пост МАПП Верхний Ларс 15.11.2015 инициировал проведение таможенного досмотра. Предпринимателю вручено уведомление о проведении 16.11.2015 в 09:00 таможенного досмотра и требование о проведении операций в отношении товара и транспортных средства, в части представления грузовых мест для идентификации товаров, взвешивания, пересчета грузовых мести и т.п.
Таможенный пост МАПП Верхний Ларс 16.11.2015 провел таможенный досмотр товара, по результатам которого составил акт таможенного досмотра N 10803040/161115/000323. Нарушения таможенного законодательства Таможенного союза не выявлены.
Предприниматель 16.11.2015 подал на таможенный пост МАПП Верхний Ларс транспортные (перевозочные) документы для регистрации в качестве транзитной декларации для перемещения товара в Москву для осуществления его таможенной очистки, после проверки которых таможня осуществила регистрацию в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных документов) за N 10803040/161115/0037915.
В целях отработки мер по минимизации риска с кодом 109 (таможенный досмотр товаров) на основании профиля риска N 55/10000/110620008/00229 (8) в отношении товара таможенный пост МАПП Верхний Ларс повторно 16.11.2015 инициировал таможенный досмотр (поручение на таможенный досмотр N 10803040/161115/000326).
Предпринимателю вручено уведомление о проведении 17.11.2015 в 12:30 таможенного досмотра в зоне таможенного контроля Владикавказского таможенного поста таможни. При этом, товар не помещен под таможенную процедуру таможенный транзит и перемещен таможней в место проведения таможенного досмотра под таможенным наблюдением.
В период с 17.11.2015 по 19.11.2015 в зоне таможенного контроля Владикавказского таможенного поста проведен таможенный досмотр товара, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра N 10803040/171115/000326. Нарушений таможенного законодательства Таможенного союза не выявлено.
19 ноября 2015 года произведены отборы проб и образцов товара, по результатам которых составлены два акта N 10803040/191115/000001 и 10803040/191115/000002.
В связи с тем, что предприниматель не представил таможенную декларацию в письменной форме, таможня 19.11.2015 приняла решение в форме уведомления об отказе в выпуске транзитной декларации N 10803040/161115/0037915, в связи с чем предпринимателю 20.11.2015 возвращены транспортные (перевозочные) документы, которые он предоставил в таможню для помещения товара под таможенную процедуру "Таможенный транзит".
Считая незаконными решение таможни об отказе в выпуске транзитной декларации N 10803040/161115/0037915 и действия таможни по отбору проб и образцов, по отказу в приеме и регистрации транзитных деклараций, а также действия таможенного поста, выразившиеся в задержании товара в период с 20.11.2015 по 15.02.2016, заявители обратились в суд с заявлением.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Под действием понимается комплекс мер, связанных с предъявлением на границе товара и товаросопроводительных документов, обеспечение уплаты причитающихся таможенных платежей при ввозе, соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров.
Аналогичное определение термина "ввоз товаров" содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которому под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) данным Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 150 Кодекса все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 2 статьи 150 Кодекса). Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза (пункт 3 статьи 150 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 153 Кодекса установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункта 2 статьи 153 Кодекса пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры.
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с пунктом 1 статьи 182 Кодекса таможенному органу представляется транзитная декларация.
Пунктом 2 статьи 182 Кодекса установлено, что в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 3 данной статьи.
Статьей 183 Кодекса определен перечень документов, необходимых к представлению при таможенном декларировании, одним из таких документов является транспортный (перевозочный) документ, который заполняется перевозчиком, следует вместе с товаром и на котором таможенными службами, при пересечении границы, проставляются отметки о прохождении таможенного контроля. Требовать от декларанта представления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 3 статьи 182 Кодекса таможенный орган не вправе.
Статьей 202 Кодекса в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются виды таможенных процедур, к которым, в частности, относится процедура таможенного транзита.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита установлены статьей 216 Кодекса, согласно которой, помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий: товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории; в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия; представлена транзитная декларация; в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со статьей 217 Кодекса; обеспечена идентификация товаров в соответствии со статьей 109 Кодекса; транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определяется Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 (далее - Порядок N 438).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 438 регистрация транзитной декларации является отдельной таможенной операцией, которую совершают уполномоченные должностные лица таможенного органа отправления.
Таможенный орган регистрирует транзитную декларацию в срок не более двух часов с момента ее подачи (пункт 6 Порядка N 438).
Пунктом 9 Порядка N 438 установлено, что таможенный орган отправления отказывает в регистрации транзитной декларации в следующих случаях: транзитная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать транзитные декларации; транзитная декларация подана не уполномоченным лицом; в транзитной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьей 182 Кодекса; транзитная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Пункты 9 и 10 Порядка N 438 в своей совокупности накладывают на таможенные органы обязанность по проведению форматно-логистического контроля в отношении подаваемых транспортных (перевозочных) документов до их регистрации в качестве транзитных декларации.
В случае, если транзитная декларация подана в таможенный орган с соблюдением установленного порядка по надлежащей форме, таможенный орган регистрирует декларацию и присваивает ей регистрационный номер, в соответствии с пунктом 7 Порядка N 438, о чем свидетельствует проставление регистрационного номера на транзитной декларации.
Согласно пункту 12 Порядка N 438 таможенный орган отправления осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита после регистрации транзитной декларации и предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 и статьей 216 Кодекса.
Системное толкование Порядка N 438 позволяет сделать вывод, что при предъявлении в таможенный орган любых документов в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления должен принять соответствующие документы и либо зарегистрировать их в соответствии с пунктами 5 - 7 Порядка, либо отказать в регистрации в соответствии с пунктами 9 - 10 Порядка.
В случаях, если таможенным органом отправления будет установлено несоблюдение заявленных сведений в транзитной декларации условиям, установленным пунктом 1 статьи 195 и статьей 216 Кодекса, таможенный орган в соответствии с пунктом 15 Порядка N 438, отказывает в выпуске товаров.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 16.11.2015 при помещении товара под таможенную процедуру таможенный транзит предприниматель представил полный комплект транспортных (перевозочных) документов.
Регистрации предоставленного комплекта документов в качестве транзитной декларации за N 10803040/161115/0037915 свидетельствует о том, что транзитная декларация подана в надлежащем виде по установленной форме с приложением всех требуемых документов, содержащих необходимые сведения для помещения товара под таможенный транзит.
При регистрации документов, представленных предпринимателем в качестве транзитной декларации N 10803040/161115/0037915, таможня подтвердила соответствие представленных документов требованиям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
С учетом того, что предпринимателем соблюдены все условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 195 и статьи 216 Кодекса, а в результате проведения таможенного контроля таможней нарушений таможенного законодательства Таможенного союза не установлено, оснований для отказа в выпуске транзитной декларации N 10803040/161115/0037915 у таможни не имелось.
Пунктом 5 статьи 160 Кодекса установлено, что доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Пунктом 2.1.4 Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 23.04.2014 N 767 установлено, что в случае недостаточности оснащенности места для проведения таможенного досмотра в требовании о предъявлении товаров дополнительно указывается перечень зон таможенного контроля, где может быть проведен таможенный досмотр.
Пункт 3 Приказа Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 N 2688 устанавливает, что в случае отзыва таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении этих товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации такие товары помещаются на временное хранение, поскольку они не могут рассматриваться как товары, в отношении которых совершены таможенные операции. Помещение указанных товаров на временное хранение осуществляется уполномоченным лицом в течение 3 часов с момента наступления соответствующего события.
При этом пункт 4 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 26.05.2011 N 1067 указывает на то, что именно должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями (должностными регламентами) входят обязанности по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля товаров и транспортных средств в автомобильных пунктах пропуска, осуществляют контроль помещения товаров и транспортных средств на временное хранение и (или) размещения их в зоне таможенного контроля.
Суды учли, что таможня не дала осуществить предпринимателю доставку товара под таможенным транзитом в место проведения таможенного досмотра, а доставила товар на Владикавказский таможенный пост под таможенным наблюдением.
Пунктом 7 статьи 138 Кодекса установлено, что таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 144 Кодекса должностные лица таможенных органов отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. Пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 144 Кодекса пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.
Порядок отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, установлен приказом Федеральной таможенной службы от 20.11.2014 N 2264 (далее - Порядок N 2264).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 2264 отбор проб (образцов) товаров осуществляется на основании вынесенного должностным лицом таможенного органа решения о назначении таможенной экспертизы.
Пробы (образцы) товаров отбираются не позднее 5 рабочих дней со дня уведомления таможенным органом декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, или их представителей о назначении таможенной экспертизы.
Пунктом 8 Порядка N 2264 установлено, что минимальное количество проб (образцов) товаров (в массе, объеме, штуках) указано в сведениях о минимальном количестве проб (образцов) товаров, обеспечивающем возможность их исследования (приложение N 1 к Порядку).
Отбор товара "рыба свежая и охлажденная, мороженная, сушеная, соленая, копченая, филе рыбное, ракообразные, моллюски, водные беспозвоночные, не расфасованные для розничной продажи" осуществляется в количестве: 3 образца по 1 блоку, каждый весом не менее 1 кг и образец упаковки или ярлыка (пункт 38 Приложения N 1 к Порядку N 2264).
Таможня не представила доказательств уведомления заявителей о назначении таможенной экспертизы, для которых производились отборы проб и образцов товара, оформленных актами от 19.11.2015 N 10803040/191115/000001 и 10803040/191115/000002.
Как следует из актов отбора проб и образцов N 10803040/191115/000001 и 10803040/191115/000002 таможня отобрала в каждом случае по 3 образца по 2 штуки товара - форель размерного ряда 2,7 - 3,6 кг/шт.
Доводы, обосновывающие отбор проб и образцов товара по акту N 10803040/191115/000001 в двойном объеме и проведение второго отбора проб и образцов, оформленного актом N 10803040/191115/000002, в материалы дела не представлены.
Заявители в период с 20.11.2015 по 15.02.2016 регулярно обращались на таможенные посты и непосредственно в таможню с документами в качестве транзитных деклараций для помещения товара под таможенную процедуру таможенный транзит или для перемещения в зоны действия иных таможенных органов для осуществления последующего выпуска товара для внутреннего потребления, или для перемещения товара с таможенного поста Владикавказский на таможенный пост МАПП Верхний Ларс для реэкспорта товара. Однако таможня отказала в принятии предоставляемых заявителями документов без проставления соответствующих отметок, что подтверждается материалами дела.
Как указано выше, отказ в выпуске товара по таможенной декларации совершен в форме, исключающей устранение несущественного нарушения, что косвенно подтверждает заявление об уклонении таможни от регистрации подаваемых декларантом документов.
Суды учли показания свидетеля Медоева Т.С., который подтвердил, что предприниматель обращался к нему, в том числе, заявляя об уклонении таможни от регистрации документов.
Наличие в действиях сотрудников таможни нарушений таможенного законодательства также подтверждено решением заместителя транспортного прокурора Владикавказской транспортной прокуратуры от 03.03.2016 N 22ж-2016/354.
При таких обстоятельствах суды пришли к верным выводам о том, что обоснованы и подлежат удовлетворению требования заявителей о признании незаконным решения таможни, выраженного в форме уведомления от 19.11.2015 об отказе в выпуске транзитной декларации N 10803040/161115/0037915; о признании незаконными действия таможни по отбору проб и образцов, оформленных актами N 10803040/191115/000001 и 10803040/191115/000002; о признании незаконным действия по уклонению от приема и регистрации транзитных деклараций, представленных в таможню и на его таможенные посты в период с 20.11.2015 по 15.02.2016.
Отменяя решение суда в части отказа заявителям в удовлетворении требований в части признания незаконными действий таможни по задержанию товара, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как видно из материалов дела, 17.11.2015 предпринимателю вручено уведомление о проведении таможенного досмотра. В соответствии с данным уведомлением таможенный досмотр должен состояться на Владикавказском таможенном посту (т. е. в зоне деятельности иного таможенного органа).
В то же время, пункт 2.1.4 Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 23.04.2014 N 767, не содержит полномочий таможни на перемещение товара в указанное место для проведения таможенного досмотра под таможенным наблюдением (на что безосновательно ссылалась таможня в рамках рассматриваемого дела).
Таможня не дала перевозчику осуществить доставку товара в место проведения таможенного досмотра под таможенным транзитом, а фактически задержала товар и доставила его на Владикавказский таможенный пост под таможенным наблюдением.
С учетом незаконности доставки товара на Владикавказский таможенный пост, вывоз товара из зоны деятельности указанного поста без таможенного наблюдения был невозможен.
Реэкспорт товара осуществлен только после того, как таможня дозволила предпринимателю сделать это и доставила товар в место убытия товара, где предприниматель смог подать заявление.
Решение об отказе в помещении товара под таможенную процедуру таможенный транзит вынесено 19.11.2015. В то же время, в период с 20.11.2015 по 15.02.2016 таможня не требовала от заявителей помещения товара на временное хранение или под любую иную таможенную процедуру, кроме того не давала предпринимателю и собственнику товара совершить действия по его помещению под таможенные процедуры таможенного транзита или реэкспорта.
При этом, длительное нахождение товара на таможенной территории Таможенного союза с ведома таможни и без помещения товара под какую-либо таможенную процедуру допустимо лишь в одном случае - при задержании товара. Следовательно, действия таможни правомерно охарактеризованы судом апелляционной инстанции, как задержание товара с нарушением установленного порядка задержания товаров.
Кроме того, в отношении товара таможня проводила проверочные мероприятия по установлению того, относится ли данный товар к запрещенной к ввозу продукции, включенной в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, если бы по результатам проверки таможня установила, что товар является запрещенным к ввозу, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778, то данный товар подлежал бы уничтожению.
Данное обстоятельство также подтверждает тот факт, что таможня в период с 20.11.2015 по 15.02.2016 задержала товар для его проверки на предмет, является ли он запрещенным к ввозу, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778. Таким образом, материалами дела подтверждается факт задержания таможней товара без соблюдения процессуального порядка задержания, при этом нарушение указанного порядка не свидетельствует о том, что задержание не проводилось.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования заявителей о признании незаконным действий таможенного поста и таможни, выразившихся в незаконном задержании товара в период с 20.11.2015 по 15.02.2016.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм материального или процессуального права, являющиеся основанием для отмены постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 по делу N А61-375/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.