г. Краснодар |
|
01 июня 2017 г. |
Дело N А63-2128/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии от ответчиков: федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Крутько Е.В. (доверенность от 31.01.2017), Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Касатова Я.И. (доверенность от 22.12.2016), в отсутствие истца - товарищества собственников недвижимости в многоквартирном доме "Луч" (ИНН 2636035517, ОГРН 1022601991170), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2016 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 (судьи Сулейманов З.М., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А63-2128/2016, установил следующее.
Товарищество собственников недвижимости в многоквартирном доме "Луч" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - учреждение), ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство) о взыскании 68 549 рублей 05 копеек задолженности по жилищно-коммунальным платежам с 16.10.2013 по 31.01.2016 (уточненные требования).
Истец отказался от иска к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае.
Решением от 02.11.2016, оставленным без изменения постановлением от 14.02.2017, принят отказ от иска к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, производство по делу в этой части прекращено. Иск удовлетворен за счет министерства. В иске к учреждению отказано. Суды установили, что на учреждении не лежит обязанность по содержанию спорной квартиры в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановление и отказать в иске. Министерство указывает, что за ним не зарегистрировано право оперативного управления на спорную квартиру, в связи с чем на него не может быть возложена ответственность по оплате содержания общего имущества. Право оперативного управления на квартиру зарегистрировано за учреждением, которое и должно нести обязанность по ее содержанию.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, представитель учреждения возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей министерства и учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене в части.
Как следует из материалов дела, товарищество осуществляет деятельность по содержанию и ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг собственникам квартир жилого дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Макарова, 16. Расположенная в указанном доме двухкомнатная квартира N 148 площадью 76,5 кв. м принадлежит на праве собственности Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2016 N 26/001/403/2016-882), которую в спорных отношениях представляет министерство (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец на основании решения собственников о выборе управляющей компании и в соответствии с условиями заключенного с собственниками договора управления многоквартирным домом оказывал собственникам коммунальные услуги и услуги по содержанию и текущему ремонту данного дома.
Однако собственник квартиры N 148 не оплатил оказанные истцом с 16.10.2013 по 31.01.2016 услуги, а также коммунальные услуги, поэтому за ним образовалось 68 549 рублей 05 копеек задолженности.
Суды удовлетворили иск за счет министерства и отказали в иске учреждению, исходя из следующего.
Как установили суды, до распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае от 02.10.2013 N 1309 и регистрации 03.10.2013 права собственности Российской Федерации на квартиру ее прежними собственниками были граждане Козловы, которые фактически проживали в ней до 15.10.2013. По состоянию на 15.10.2013 товарищество сняло показания приборов учета потребления коммунальных услуг, о чем составлен акт, и рассчитало сумму задолженности за услуги. В этот же день Козлова Л.В. полностью погасила данную задолженность. Начисления ответчикам за коммунальные услуги по данной квартире стали производиться с 16.10.2013.
Квартира передана во владение учреждению 09.10.2013 по акту приема-передачи.
С 16.10.2013 по 31.01.2016 не вносилась плата за содержание, техобслуживание и текущий ремонт в многоквартирном доме, задолженность составила 68 549 рублей 05 копеек, что послужило основанием для предъявления иска в суд.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 249 названного Кодекса установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций является Министерство обороны Российской Федерации.
По смыслу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В силу Устава учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств. Учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность. Учреждение находится в ведомственном подчинении министерства. Содержание и эксплуатация недвижимого имущества не входят в полномочия и задачи учреждения.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства должны расходоваться исключительно по целевому назначению, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, суды сочли, что учреждение не является обязанным лицом по несению расходов на содержание недвижимого имущества в многоквартирном доме, и отказала в иске к данному ответчику.
Однако суды не учли следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2016 за учреждением 31.10.2014 зарегистрировано право оперативного управления на спорную квартиру. Сведения о передаче квартиры кому-либо по договору социального найма в материалах дела отсутствуют.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 названного Кодекса право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества нрава владения, пользования и распоряжения им. Предоставляя учреждению как самостоятельному субъекту регулируемых гражданским правом имущественных отношений правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом путем наделения его правом оперативного управления, представляющим самостоятельное производное вещное право, собственник тем самым возлагает на учреждение бремя содержания соответствующего имущества. Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования статьи 30, частей 1, 2, и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги. С учетом приведенных правовых норм бремя содержания квартиры, принадлежащей Российской Федерации, лежит на собственнике в лице министерства, а с момента возникновения у учреждения права оперативного управления - на учреждении. Обязанность по содержанию соответствующего имущества лежит на учреждении в силу закона независимо от включения соответствующих средств в смету.
Товарищество предъявило к взысканию задолженность, сложившуюся с 16.10.2013 по 31.01.2016. Правовые основания для освобождения учреждения от обязанности по содержанию находящейся у нее в оперативном управлении квартиры с 31.10.2014 отсутствуют. Суды не определили размер задолженности, приходящейся на министерство с 16.10.2013 по 30.10.2014, и размер задолженности, приходящейся на учреждение за последующий период.
В связи с этим судебные акты в части решения в отношении учреждения и министерства подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для выяснения указанных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А63-2128/2016 в части прекращения производства по делу по иску к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае оставить без изменения.
В остальной части решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества нрава владения, пользования и распоряжения им. Предоставляя учреждению как самостоятельному субъекту регулируемых гражданским правом имущественных отношений правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом путем наделения его правом оперативного управления, представляющим самостоятельное производное вещное право, собственник тем самым возлагает на учреждение бремя содержания соответствующего имущества. Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования статьи 30, частей 1, 2, и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги. С учетом приведенных правовых норм бремя содержания квартиры, принадлежащей Российской Федерации, лежит на собственнике в лице министерства, а с момента возникновения у учреждения права оперативного управления - на учреждении. Обязанность по содержанию соответствующего имущества лежит на учреждении в силу закона независимо от включения соответствующих средств в смету."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2017 г. N Ф08-3240/17 по делу N А63-2128/2016
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6645/19
31.05.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5301/16
15.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1632/18
16.01.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5301/16
09.10.2017 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2128/16
01.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3240/17
14.02.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5301/16
02.11.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2128/16