г. Краснодар |
|
02 июня 2017 г. |
Дело N А20-1909/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1030700200024), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Питомники Кабардино-Балкарии" (ИНН 0725002277, ОГРН 1100725000716) и третьего лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Питомники Кабардино-Балкарии" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2016 (судья Бечелов А.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-1909/2016, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Питомники Кабардино-Балкарии" (далее - общество) 1 015 800 рублей выплаченной обществу субсидии, в том числе 861 400 рублей - в доход федерального бюджета, 154 400 рублей - в доход республиканского бюджета.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 12.07.2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление).
Решением суда от 28.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2017, требования удовлетворены на том основании, что министерство документально подтвердило несоблюдение условий предоставления субсидий.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды сделали вывод о нарушении обществом условий предоставления субсидий лишь на основании сведений, содержащихся в предписании управления, не истребовав у министерства подлинный экземпляр заявки общества на предоставление субсидии и не уточнив, на предоставление субсидии на строительство какого объекта общество подавало заявку. Общество не участвовало при проведении проверки министерства, что лишило его возможности дать пояснения относительно проверяемых обстоятельств. Кроме того, суды не учли, что общество возвратило часть субсидии на расчетный счет министерства.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство и управление не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 13.01.2016 N 8 управление провело проверку министерства по вопросу использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", в ходе которой выявило нарушение законодательства при предоставлении субсидии обществу.
По данному факту управление выдало министерству предписание от 04.03.2017 N 04-03-07/246 о необходимости устранения нарушений путем взыскания с общества предоставленной субсидии.
Во исполнение предписания от 04.03.2017 N 04-03-07/246 министерство направило обществу письмо от 31.03.2016 N 21-07-02-2/1056 с предложением возвратить в бюджет 1 015 800 рублей раннее выданной субсидии.
В связи с оставлением письма от 31.03.2016 N 21-07-02-2/1056 без рассмотрения, министерство обратилось с заявлением о взыскании неправомерно выданной обществу субсидии в арбитражный суд.
Суды обоснованно удовлетворили исковые требования министерства, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики сельскохозяйственным товаропроизводителям могут выделяться бюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По правилам частей 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2012 N 272-ПП "О Правилах предоставления в 2012 - 2020 годах в Кабардино-Балкарской Республике сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (внутрихозяйственных мелиоративных систем), принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке" (далее - Правила N 272-ПП) для получения субсидий сельхозтоваропроизводитель в срок, устанавливаемый приказом министерства, подает в министерство прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью сельхозтоваропроизводителя документы: заявление на предоставление субсидий по форме согласно приложению N 1 к Правилам N 272-ПП; справку-расчет по форме согласно приложению N 2 к Правилам N 272-ПП (отдельно по субсидиям из федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики); копию проектной сметной документации на проведение гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий; копию положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы на проектную сметную документацию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта строительства (реконструкции, технического перевооружения); пояснительную записку к рабочему проекту объекта строительства, реконструкции, технического перевооружения; копию сводного сметного расчета; акт выполненных работ по форме КС-2; справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3; акт о приеме-передаче оборудования в монтаж по форме N ОС-15 (в случае приобретения оборудования, требующего монтажа); акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1 (по впервые принятым на баланс объектам) или акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3 (по реконструированным объектам); копии договоров на приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг и поставленных на балансовый учет сельскохозяйственными товаропроизводителями) с приложением копий платежных документов, подтверждающих оплату по договору; копии договоров на выполнение строительно-монтажных работ с приложением копий платежных документов, подтверждающих оплату выполненных работ (при выполнении работ подрядным способом); в случае выполнения строительно-монтажных работ сельхозтоваропроизводителем самостоятельно (хозспособом) - документы, подтверждающие: стоимость использованных в строительно-монтажных работах расходных материалов, расходы на оплату труда работников, занятых на строительных работах хозспособом, в том числе отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда, расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов; копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками, зарегистрированными в установленном законодательством порядке, заверенные сельхозтоваропроизводителем; копии договоров аренды оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, заверенные сельхозтоваропроизводителем; уведомление об открытии расчетного счета в российской кредитной организации с указанием банковских реквизитов сельхозтоваропроизводителя для перечисления субсидий, полученное не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления на предоставление субсидий; справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданную Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления на предоставление субсидий (предоставляется по собственной инициативе); опись представленных документов.
Согласно пункту 9 Правил N 272-ПП основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: несоблюдение сельхозтоваропроизводителем условий, указанных в пункте 4 Правил N 272-ПП; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил N 272-ПП, в установленные сроки; установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Как видно из материалов дела, при проверке министерства управление установило нарушение Правил N 272-ПП, а именно: к заявке на получение субсидии по монтажу системы капельного орошения сада в с. Псыкод Урванского района Кабардино-Балкарской Республики приложены документы и пояснительная записка к рабочему проекту по строительству иного объекта - системы с механической водоподачей на 31,3 га в с. п. ст. Черек Урванского района Кабардино-Балкарской Республики, что противоречит пунктам 5 и 9 Правил N 272-ПП. По результатам проверки управление выдало министерству предписание от 17.03.2016 N 04-03-07/246, которым предписало министерству взыскать с общества 1 015 800 рублей выплаченной обществу субсидии, в том числе 861 400 рублей - в доход федерального бюджета, 154 400 рублей - в доход республиканского бюджета.
Поскольку при выплате субсидии нарушены условия ее предоставления, в силу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации данная субсидия подлежит возврату.
На основании правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам и их совокупной оценки с представленными в материалы дела доказательствами суды сделали вывод о том, что предоставленная обществу субсидия подлежит возврату как выданная без надлежащего документального подтверждения.
Доказательств возврата обществом субсидии в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования министерства.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 по делу N А20-1909/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.