г. Краснодар |
|
05 июня 2017 г. |
Дело N А32-16306/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Элита" (ИНН 2329015340, ОГРН 1022303584962) - Рыбалко Е.В. (доверенность от 27.02.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элита" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2016 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-16306/2016, установил следующее.
ООО "Элита" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- признать незаконными решения кадастровой палаты об отказе в снятии с кадастрового учета недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:06:1902099:314, 23:06:1902099:317, 23:06:1902099:315;
- признать незаконными действия по внесению записи кадастрового учета строения литера "I" площадью 2,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Гулькевичи, ул. Короткова, 160, и по присвоению кадастрового номера 23:06:1902099:316;
- возложить обязанность в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу снять с кадастрового учета недвижимое имущество с кадастровыми номерами 23:06:1902099:316; 23:06:1902099:314, 23:06:1902099:317, 23:06:06:1902099:315, расположенное по адресу: г. Гулькевичи, ул. Короткова, 160.
Решением от 29.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.03.2017, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что с заявлением о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости вправе обратиться собственник объектов.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить его требования. По мнению заявителя, правовым последствием прекращения существования объекта недвижимости является снятие такого объекта с кадастрового учета. С заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, утратившего свойства недвижимости, может обратиться собственник земельного участка, на котором этот объект находится.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, обществу на основании договора купли-продажи от 26.02.2014 N 1955 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:06:1902099:306, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 12.05.2016 N 90-18503129, свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АМ N 877471.
В соответствии со сведениями государственного кадастра и ЕГРП на указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Лощилину В.И.:
- здание площадью 27,5 кв. м, кадастровый номер 23:06:1902099:314 (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АМ N 877075);
- иное сооружение производственного назначения (резервуар), литера "Г2" площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 23:06:1902099:317 (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АМ N 877074);
- иное сооружение производственного назначения (резервуар), литера "Г3" площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 23:06:1902099:315 (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АМ N 877076);
- сооружение литера "I" площадью 2,2 кв. м, кадастровый номер 23:06:1902099:316 (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АМ N 877134).
Право собственности Лощилина В.И. на указанные объекты недвижимого имущества признано вступившим в законную силу решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 13.02.2014.
31 марта 2014 года объекты недвижимости поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастровых номеров 23:06:1902099:316, 23:06:1902099:314, 23:06:1902099:317, 23:06:06:1902099:315, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами объектов от 23.11.2015.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что объекты недвижимости, принадлежащие Лощилину В.И., фактически прекратили свое существование в связи с полным разрушением в результате естественного износа.
Согласно экспертному заключению от 11.04.2016 N 497, выполненному ООО "Ассоциация юристов и экспертов", строение (литера Г2) площадью 27,5 кв. м, сооружение литера "I" площадью 2,2 кв. м, строение (литера Г2) площадью 24,8 кв. м и строение (литера Г3) площадью 24,8 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Короткова, 160, не являются капитальными объектами (недвижимым имуществом), так как они прекратили свое существование в связи с полным разрушением в результате естественного износа.
26 апреля 2016 года общество обратилось в кадастровую палату с заявлениями N 23-0-1-207/3101/2016-167, 23-0-1207/3101/2016-165, 23-0-1-207/3101/2016-166 о снятии объектов с кадастровыми номерами 23:06:1902099:314, 23:06:1902099:317, 23:06:1902099:315 с кадастрового учета объектов недвижимости в связи с прекращением их существования.
Решениями от 10.05.2016 N 2343/5/16-155551, 2343/5/16-155015, 2343/5/16-155026 заявителю (со ссылкой на письмо от 30.09.2015 N 10-3355-КЛ) отказано в снятии объектов с учета, поскольку общество является ненадлежащим лицом в соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Полагая, что решения об отказе в снятии объектов с кадастрового учета являются незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
С заявлением о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование (пункт 6 статьи 20 Закона о кадастре).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о кадастре для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются документы, в том числе копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объект недвижимости (пункт 6).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Из приведенных норм права следует, что подача заявления о снятии объекта с учета относится к числу распорядительных актов собственников имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Соответственно, как верно указали суды, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик объекта недвижимости без извещения и согласия собственника такого объекта нарушает положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей основания прекращения права собственности.
В оспариваемых решениях регистратор обоснованно сослался на письмо от 30.09.2015 N 10-3355-КЛ, содержащее разъяснение о том, что в случае обращения в орган кадастрового учета с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства собственников земельных участков, на которых расположены такие объекты недвижимости, и наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных в ЕГРП прав в отношении таких объектов недвижимости, органу кадастрового учета по результатам рассмотрения документов необходимо принимать решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что при наличии в государственном реестре прав сведений о наличии у Лощилина В.И. права собственности на объекты недвижимости, общество является ненадлежащим заявителем, поскольку не является собственником этих объектов. Кадастровая палата не вправе удовлетворять заявление общества о снятии объектов с учета независимо от фактического существования либо уничтожения объектов.
Наличие либо отсутствие факта существования объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 23:06:1902099:306 может быть установлено при разрешении спора о праве в отношении этих объектов (пункт 52 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). В рамках рассмотрения спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства установлению не подлежат.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А32-16306/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Соответственно, как верно указали суды, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик объекта недвижимости без извещения и согласия собственника такого объекта нарушает положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей основания прекращения права собственности.
В оспариваемых решениях регистратор обоснованно сослался на письмо от 30.09.2015 N 10-3355-КЛ, содержащее разъяснение о том, что в случае обращения в орган кадастрового учета с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства собственников земельных участков, на которых расположены такие объекты недвижимости, и наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных в ЕГРП прав в отношении таких объектов недвижимости, органу кадастрового учета по результатам рассмотрения документов необходимо принимать решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2017 г. N Ф08-2933/17 по делу N А32-16306/2016