г. Краснодар |
|
09 июня 2017 г. |
Дело N А32-45047/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ПАО "Кубаньэнерго") - Залюбовского М.В. (доверенность от 18.01.2017), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю - Литвиненко А.В. (доверенность от 03.04.2017), в отсутствие третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, открытого акционерного общества "Центр судремонта "Звездочка"", администрации муниципального образования город-курорт Анапа, закрытого акционерного общества "Совместное хозяйство Архипо-Осиповский", муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа N 20 муниципального образования город-курорт Анапа, муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска", общества с ограниченной ответственностью "Боливарстрой", администрации муниципального образования город Новороссийск, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, закрытого акционерного общества "Абрау-Дюрсо", общества с ограниченной ответственностью "Виноградники Абрау-Дюрсо", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2016 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 (судьи Мисник Н.Н., Глазунова И.Н., Ильина М.В.) по делу N А32-45047/2015, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание (ЗТП НО-1-314) с кадастровым номером 23:01:0903002:1059, площадью 7,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пос. Новый, ул. Грушки, 1;
- нежилое здание (ЗТП Э-1-208) с кадастровым номером 23:01:0904103:1069, площадью 5,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Абинский район, ст. Холмская, ул. Народная, 172;
- нежилое здание (ЗТП НП-2-22) с кадастровым номером 23:01:0301002:2032, площадью 27,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Абинский района, село Варнавинское, северная окраина;
- нежилое здание (ЗТП С-1-113) с кадастровым номером 23:37:1005001:3258, площадью 7,9 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, пос. Сукко, ул. Советская - между домами 72 и 74;
- нежилое здание (ЗТП С-5-121) с кадастровым номером 23:37:1004001:2275, площадью 36,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, пос. Варваровка, пер. Школьный/ул. Кавказская;
- нежилое здание (ЗТП Г-5-742) с кадастровым номером 23:37:0602003:3730, площадью 45,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст. Гостагаевская, ул. Украинская;
- нежилое здание (ЗТП Г-1-711) с кадастровым номером 23:37:0602004:3644, площадью 10,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ст. Гостагаевская, ул. Комсомольская, 100;
- нежилое здание (ЗТП Ап-5-103) с кадастровым номером 23:37:1001001:14785, площадью 8,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с. Су-Псех, ул. Тургенева - в 20 м от Тургенева, 16;
- нежилое здание (ЗТП Г-5-751) с кадастровым номером 23:37:0602003:3728, площадью 47,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, ст. Гостагаевская, ул. Линейная - на территории школы N 15;
- нежилое здание (ЗТП БР 1-13) с кадастровым номером 23:40:0804015:118, площадью 23,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Пшада, ул. Школьная, N 26;
- нежилое здание (ЗТП АО 10-332) с кадастровым номером 23:40:1002036:56, площадью 42 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, Горный - рядом с Архипо-Осиповским сетевым участком;
- нежилое здание (ЗТП БР 1-30) с кадастровым номером 23:40:0804008:2, площадью 42 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Пшада, ул. Красная - на территории стадиона;
- нежилое здание (ЗТП АО 6-318) с кадастровым номером 23:40:1002012:45, площадью 42,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ул. Школьная, 25;
- нежилое здание (ЗТП АО 2-340) с кадастровым номером 23:40:1003031:44, площадью 47,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ул. Пограничная, 6;
- нежилое здание (ЗТП АО 10-354) с кадастровым номером 23:40:1002004:110, площадью 50,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, Специальные ремонтные мастерские с-за "Архипо-Осиповка";
- нежилое здание (ЗТП АО-2-309) с кадастровым номером 23:40:1002014:67, площадью 24,2 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ул. Красных Партизан, 7;
- нежилое здание (ЗТП БР-3-4) с кадастровым номером 23:40:0605000:61, площадью 32,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Михайловский Перевал, ул. Школьная, 1;
- нежилое здание (ЗТП КП-6-231), с кадастровым номером 23:15:0822002:145, площадью 24,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с. Молдаванское, ул. Тельмана-на территории школы N 16;
- нежилое здание (ЗТП НУ-4-126), площадью 7.8 кв. м, кадастровый номер 23:15:0901005:275, расположенное по адресу: Краснодарский край, Крымский район, х. Новоукраинский, ул. Зеленая, на территории мельницы;
- нежилое здание (ЗТП Ва-5-584), с кадастровым номером 23:15:0102235:126, площадью 62,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст. Варениковская, молочно-товарная ферма к-за Кубань;
- нежилое здание (ЗТП ТВ-5-22), с кадастровым номером 23:15:0505010:770, площадью 37,2 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст. Троицкая ул. Советская, 60;
- нежилое здание (ЗТП Ва-11-568), с кадастровым номером 23:15:0102245:612, площадью 26,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст. Варениковская, ул. Юбилейная-Железнодорожная;
- нежилое здание (ЗТП ТВ-2-84), с кадастровым номером 23:15:0505005:433, площадью 26,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст. Троицкая, пересечение ул. Пушкина и ул. Колхозной;
- нежилое здание (ЗТП ТВ-5-32), с кадастровым номером 23:15:0504000:1842, площадью 45,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст. Троицкая, ул. Восточная, на территории фруктохранилища;
- нежилое здание (ЗТП А-3-906) с кадастровым номером 23:47:0116045:149, площадью 23,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, ул. Ленина, д. 10;
- нежилое здание (ЗТП Сл 20-910) с кадастровым номером 23:47:0116029:86, площадью 5,2 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, ул. Мира, д. 18;
- нежилое здание (ЗТП АД-4-966) с кадастровым номером 23:47:0117057:70, площадью 25,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Южная Озерейка, ул. Мира, д. 14;
- нежилое здание (ЗТП ШБ-12-986) с кадастровым номером 23:47:0117052:1175, площадью 48,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Южная Озерейка, ул. Ильича, д. 37;
- нежилое здание (ЗТП Сл 28-923) с кадастровым номером 23:47:0116011:214, площадью 24,4 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Большие хутора, в 1 км северо-западнее х. Большие Хутора;
- нежилое здание (ЗТП Сл 28-918) с кадастровым номером 23:47:0116013:117, площадью 24,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, х. Большие Хутора, ул. Майская, 5;
- нежилое здание ЗТП (АД -9-904) с кадастровым номером 23:47:0116042:79, площадью 20 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, ул. Промышленная, 19;
- нежилое здание (ЗТП Сл 24-905) с кадастровым номером 23:47:0116040:84, площадью 17 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, ул. Промышленная, 34;
- нежилое здание (ЗТП КНС-3) с кадастровым номером 23:47:0116022:771, площадью 69,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, ул. Первомайская;
- нежилое здание (ЗТП Ра-9-314) с кадастровым номером 23:47:0104020:43, площадью 10,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, х. Ленинский Путь, ул. Южная, 5;
- нежилое здание (ЗТП Рк 5-222) с кадастровым номером 23:47:0103005:39, площадью 12,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, ул. Пушкина, 2 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"", Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, ЗАО "Совместное хозяйство Архипо-Осиповский", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа N 20 муниципального образования город-курорт Анапа, МУП "Водоканал города Новороссийска", ООО "Боливарстрой", Администрация муниципального образования город Новороссийск, государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ЗАО "Абрау-Дюрсо", ООО "Виноградники Абрау-Дюрсо".
Решением от 05.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в иске. По мнению заявителя, план приватизации не содержит сведений о передаче обществу спорных подстанций в составе приватизированного имущества. Ссылка на то, что стоимость зданий учтена в строке "Оборудование" не подтверждена. Ввиду отсутствия должной индивидуализации объектов в плане приватизации, невозможно сделать вывод о возникновении права собственности у общества. Если здания трансформаторных подстанций создавались как объекты недвижимого имущества в 1960 - 1990 годы, общество обязано доказать законность возведения зданий (нет доказательств того, что правопредшественник общества получал в пользование сформированный земельный участок под каждой подстанцией, на которую было бы выдано разрешение на строительство в соответствии со статьями 12, 13 и 18 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970). Фактическое владение недвижимым имуществом без наличия должного правового титула не порождает право собственности. В материалы дела не представлены доказательства проведения полной инвентаризации в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР".
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в соответствии с планом приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в состав приватизируемого предприятия было включено структурное подразделение Юго-Западные электрические сети (г. Новороссийск).
Государственное предприятие "Краснодарэнерго" относилось к федеральной собственности.
Согласно Уставу ОАО "Кубаньэнерго" общество образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
В обоснование иска общество ссылается на то, что приобрело спорное имущество в порядке приватизации. До 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе оборудование. План приватизации, зарегистрированный 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенный Фондом государственного имущества Краснодарского края, содержит сведения о включении объектов имущества - ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ. В приложении N 3 акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 к плану приватизации пообъектная расшифровка оборудования и машин не дана ввиду того, что в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством она не требовалась.
Управление не оспаривает использование спорных зданий трансформаторных подстанций истцом и нахождение их во владении общества, в том числе на момент приватизации и в период после приватизации государственного предприятия "Краснодарэнерго".
Спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается письмами департамента, управления, администраций сельских поселений.
Как указывает общество, оно лишено возможности зарегистрировать право собственности на спорные 35 объектов (закрытые трансформаторные подстанции) во внесудебном порядке, ввиду отсутствия пообъектного перечня имущества в плане приватизации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и приобретение имущества в порядке приватизации, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности", Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности.
На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
В силу статьи 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации.
Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого.
Согласно кадастровым паспортам здания трансформаторных подстанций построены в 1963 - 1989 годах, то есть до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепившего понятие самовольного строительства, поэтому основания для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольным постройкам отсутствуют.
Кроме того, спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается материалами дела.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера.
Преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу. Спорное имущество не вошло в состав имущества, которое не подлежало приватизации. Данные обстоятельства установлены по делам N А32-15697/2011, А32-55523/2009 и А32-8172/2013.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств установленных судами и фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по делу N А32-45047/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности.
...
В силу статьи 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации.
...
Согласно кадастровым паспортам здания трансформаторных подстанций построены в 1963 - 1989 годах, то есть до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), закрепившего понятие самовольного строительства, поэтому основания для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольным постройкам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2017 г. N Ф08-3030/17 по делу N А32-45047/2015