г. Краснодар |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А20-2723/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бивитекс" (ИНН 0711057075, ОГРН 1020700755459) - Третьяк А.А. (доверенность от 02.06.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2016 (судья Кустова С.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 (судьи Параскевова С.А., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А20-2723/2016, установил следующее.
ООО "Бивитекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) об обязании управления снять с расчетов 7824 рубля, начисленные в связи с применением пятикратного коэффициента, увеличивающего исчисленную обществом плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, поскольку общество является субъектом малого и среднего предпринимательства (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2017, действия управления признаны незаконными.
Судебные акты мотивированы тем, что поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, оно освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.12.2016 и постановление апелляционной инстанции от 07.03.2017, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. Заявитель жалобы считает, что при вынесении судебных актов суды не дали оценку применению пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, и последнего абзаца Письма Росприроднадзора от 25.12.2014 N АА-03-04-36/21176. Общество неверно рассчитало плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2015 год, так как не применило пятикратный повышающий коэффициент в отношении отходов. Управление применило в отношении начислений общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду пятикратный повышающий коэффициент в связи с непредставлением в 2016 году отчетности за 2015 год.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, письмом от 20.01.2016 N 06-19/5790, полученным обществом 16.05.2016, управление предложило обществу пересчитать четвертый раздел расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года с увеличивающим коэффициентом "5" и представить в управление откорректированные расчеты за 2015 год, дополнительно уплатив за 2015 год 7824 рубля платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Не согласившись с указанными действиями, общество обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали незаконными действия управления на основании того, что являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, общество в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632). Порядок N 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1).
По пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010 N 16796), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
В силу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Таким образом, в силу указанной нормы, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, оно освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Аналогичная позиция изложена в письме Росприроднадзора от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства". Указанным письмом разъяснено, что лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 указанного Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента, плата по кварталам также производится по факту.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в силу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В рамках данного дела общество оспаривает действия управления по корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год, рассчитанной обществом за указанный период в сумме 1956 рублей (489 рублей х 4), на коэффициент "5" (9780 рублей - 1956 рублей = 7824 рубля).
При этом общество представило в управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1 - 4 кварталы 2015 года соответственно 09.04.2015, 13.07.2015, 12.10.2015, 18.01.2016, о чем имеются отметки управления о принятии, в которых общество исчислило плату за размещение отходов в сумме 489 рублей за каждый квартал. Платежными поручениями от 10.04.2015 N 52, от 14.08.2015 N 114, от 14.10.2015 N 148, от 07.02.2016 N 22 общество уплатило исчисленную за 2015 год плату за размещение отходов. Указанное обстоятельство управление не оспаривает. Таким образом, суды установили, что за 2015 год общество исполнило обязанность по предоставлению отчетности и перечислило необходимые платежи за размещение отходов в указанном периоде в однократном размере.
Управление в материалы дела не представило доказательства того, что непредставление в срок отчетности может служить основанием для непринятия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Ссылка управления на пункт 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, и на последний абзац Письма Росприроднадзора от 25.12.2014 N АА-03-04-36/21176 отклоняется, поскольку нарушение указанных пунктов влечет для юридического лица административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не может служить основанием для непринятия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
Таким образом, поскольку управление при корректировке платы за 2015 год не приняло во внимание, что общество является субъектом малого предпринимательства, а в силу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ оно освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при этом общество исчислило и уплатило плату за размещение отходов за 2015 год, у общества отсутствует обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающего пятикратного коэффициента, поэтому действия управления по корректировке платы за размещение отходов на коэффициент "5" правомерно признаны судом незаконными, как нарушающие права и законные интересы общества.
Доводы подателя жалобы о его несогласии с состоявшимися судебными актами фактически направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для этого не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 по делу N А20-2723/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.