г. Краснодар |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А01-2170/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Воробьевой Т.О. (доверенность от 28.02.2017), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (ИНН 0105044446, ОГРН 1050100535429), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.11.2016 (судья Шагуч Б.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А01-2170/2016, установил следующее.
Акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - управление) от 29.07.2016 N 562 (далее - предписание N 562).
Решением суда от 24.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2017, в удовлетворении требований отказано на том основании, что управление доказало нарушение обществом требований, предъявляемых к информации о находящемся в его реализации товаре, которая должна быть размещена на товаре (в т. ч. сведения о дате изготовления товара) в целях соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции, поэтому предписание N 562 законно и обоснованно.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, суды применили закон, не подлежащий применению; в ходе проверки управление не истребовало сопроводительную документацию на товар; указание судов на то, что при отсутствии потребительской тары маркировка с датой изготовления товара подлежит нанесению на ярлык товара, противоречит требованиям ГОСТ Р 50962-96 "Государственный стандарт Российской Федерации. Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия". Доказательства реализации обществом продукции легкой промышленности и низковольтного оборудования без соответствующей маркировки управление не доказало.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 17.06.2016 N 562 управление провело плановую выездную проверку в магазинах общества "Магнит Косметик Топовый" по адресу: г. Майкоп, ул. Пролетарская, 438, "Магнит Косметик Тушь" по адресу: г. Майкоп, ул. Депутатская, 16, "Магнит Косметик Маркер" по адресу: г. Майкоп, ул. Крестьянская, 221, в ходе которой выявило нарушения требований технических регламентов ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 (далее - ТР ТС 005/2011), ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 (далее - ТР ТС 017/2011), ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (далее - ТР ТС 004/2011), ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного Решением Евразийской Экономической Комиссии от 05.03.2011 N 28 (далее - ТР ТС 007/2011), требований ГОСТ Р 50962-96 "Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия" в части, предъявляемой к маркировке продукции, допущенной обществом в реализацию, а именно: товары легкой промышленности (комплекты постельного белья, трикотажные изделия 1-го слоя детские, мужские, женские, чулочно-носочные изделия, полотенца махровые) - отсутствие даты изготовления на маркировке, упаковке, самом изделии, листах-вкладышах, упаковке группы изделий, а также отсутствие транспортной упаковки на момент проверки; низковольтное оборудование (светильники-переноски, мультимедийная акустическая система) - отсутствие информации о дате изготовления, о месте нанесения и способе определения года изготовления на самом низковольном оборудовании, на его упаковке и в эксплуатационной документации; пакеты из полиэтиленовой пленки для упаковывания, транспортирования и хранения пищевой продукции в рулоне, в т. ч. повышенной прочности для заморозки продуктов питания и пакетов для мусора при отсутствии даты изготовления на маркировке, упаковке и представленных накладных; посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмассы и пленочных полимерных материалов в ассортименте - отсутствие даты изготовления как на самой посуде, так и на маркировке и упаковке.
По результатам проверки управление вынесло предписание N 562, обязывающее общество до 29.09.2016 выполнить требования Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 004/2011, ТР ТС 007/2011, ТР ТС 017/2011, обеспечить соблюдение порядка реализации товаров.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание управления в арбитражный суд.
Суды отказали обществу в удовлетворении требований, обоснованно исходя из следующего.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Пунктом 12 статьи 12 ТР ТС 017/2011 предусмотрено, что продукция легкой промышленности, соответствующая требованиям данного Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 3 TP ТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные данным Техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на упаковку (укупорочные средства).
Как установлено пунктами 2, 3 статьи 6 ТР ТС 005/2011, маркировка упаковки должна содержать цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), пиктограммы и символы в соответствии с Приложениями 3 и 4. Информация об упаковке должна быть приведена в сопроводительных документах и содержать наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, импортера, информацию для связи с ним (при их наличии).
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции (статья 9 ТР ТС 017/2011 и ТР ТС 007/2011).
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименования продукции, страны-изготовителя, изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Требования к маркировке низковольтного оборудования содержатся в статье 5 ТР ТС 004/2011, в том числе и относительно даты (месяца и года) изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления.
Суды указали, что в магазине "Магнит-Косметик Маркер" в продаже находилось низковольтное оборудование (светильники-переноски, мультимедийная акустическая система), не содержащее информацию о дате изготовления (месяц, год), о месте нанесения и способе определения года изготовления на самом низковольтном оборудовании, на его упаковке и в эксплуатационной документации, что является нарушением требований статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" ТР ТС 004/2011.
В ходе проверки в магазинах "Магнит Косметик Топовый" по адресу: г. Майкоп, ул. Пролетарская, 438, "Магнит Косметик Тушь" по адресу: г. Майкоп, ул. Депутатская, 16, "Магнит Косметик Маркер" по адресу: г. Майкоп, ул. Крестьянская, 221 установлена реализация пакетов из полиэтиленовой пленки для упаковывания, транспортирования и хранения пищевой продукции в рулоне, в том числе повышенной прочности для заморозки продуктов питания и пакетов для мусора с отсутствием на маркировке, упаковке и в представленных товарных накладных даты изготовления.
Суды правильно указали, что в соответствии с пунктом 3 статьи 6 ТР ТС 005/2011 информация об упаковке (укупорочных средствах) должна быть приведена в сопроводительных документах и содержать: информацию о назначении упаковки (укупорочных средств), условиях хранения, транспортирования, возможности утилизации, способе обработки (для многооборотной упаковки), наименовании и местонахождении изготовителя (производителя), информацию для связи с ним, наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, импортера и информацию для связи с ним (при их наличии), дату изготовления (месяц, год), срок хранения (если установлен изготовителем (производителем).
Согласно Методическим рекомендациям по применению ТР ТС 005/2011 под сопроводительными документами понимаются документы, сопровождающие готовую продукцию - упаковку. Такими документами могут быть бирки, этикетки и т. п. документы, удостоверяющие качество готовой продукции (паспорта качества, сертификаты качества, удостоверения о качестве и т. п.), товарно-транспортные документы (накладные, товарные накладные и т. п.).
Суды обоснованно указали, что при оценке соблюдения требований ТР ТС 005/2011 установлено, что изготовитель (ООО "Пластиктрейд") каждый рулон пакетов сопровождает маркировочным ярлыком (этикеткой), на котором представлена вся информация в соответствии со статьей 6 ТР ТС 005/2011, за исключением даты изготовления. Кроме того, изготовитель довел до потребителей информацию о гарантийном сроке хранения изделий - 15 месяцев и заявил, что дата изготовления указана на упаковке. Однако ввиду отсутствия даты изготовления на упаковке и маркировочном ярлыке потребитель лишен возможности установить период гарантийного срока хранения, так как неизвестно, от какой даты необходимо исчислять гарантийный срок изделия - 15 месяцев.
Поскольку на маркировочный ярлык (этикетку), прикрепленный к каждой потребительской единице товара (рулон пакетов), изготовитель (ООО "Пластиктрейд") нанес информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 6 ТР ТС 005/2011, за исключением даты изготовления, маркировочный ярлык (этикетка) является сопроводительным документом, на котором должна быть нанесена вся необходимая для потребителя информация. Следовательно, отсутствие на маркировке изделий даты изготовления является нарушением требований ТР ТС 005/2011.
В соответствии с пунктом 3.9.4 ГОСТ Р 50962-96 "Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия" на потребительскую тару наносят маркировку, содержащую для отечественной продукции: наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак, его юридический адрес, наименование изделия (комплекта), номер партии; количество изделий (комплектов), дату изготовления (месяц, год), номер или фамилию упаковщика, штамп отдела технического контроля, правила эксплуатации (при необходимости), обозначение настоящего стандарта.
С 01.07.2013 в ГОСТ Р50962-96 внесены изменения N 2 и пункт 3.9.4 дополнен пунктом 3.9.4.2: "для импортной продукции установлены требования к маркировке: наименование изделия (комплекта), количество изделий (комплектов), дата изготовления (месяц, год), наименование фирмы и страны изготовителя, наименование фирмы-поставщика".
Маркировка - это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и другое.
Потребительская тара (упаковка) - это первичная упаковка товаров, реализуемая вместе с товаром, а транспортная тара предназначена для транспортирования и хранения товаров в первичной упаковке или без нее.
Между тем, как правильно указали суды, в ходе плановой проверки в магазине "Магнит Косметик Тушь" по адресу г. Майкоп, ул. Депутатская, 16, в реализации находилась посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмассы и пленочных полимерных материалов в ассортименте, на упаковке и маркировке которой, а также на самой посуде не указана дата изготовления, предусмотренная требованиями ГОСТ Р 50962-96 "Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 25.09. 1996 N 598).
Суды мотивированно отклонили доводы общества о том, что ТР ТС 005/2011 не содержит требования к маркировке потребительской тары: требования Технического регламента "О безопасности упаковки" на посуду и изделия хозяйственного назначения из пластмасс не исключают соблюдение требований ГОСТа Р 50962-96.
Следовательно, отсутствие на маркировке изделий даты изготовления является нарушением требований пункта 3.9.4 ГОСТа Р 50962-96 "Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия", являющегося обязательным и подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Положениями пункта 1 статьи 1 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" установлено, что данный Технический регламент распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства в соответствии с Приложением 5, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
При этом согласно статье 2 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" обращение на рынке - процессы перехода упаковки (укупорочных средств) от изготовителя к потребителю (пользователю), которые проходит упаковка (укупорочные средства) после завершения ее изготовления.
Суды правильно указали, что положения ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" о необходимости соблюдения пункта 2 статьи 6 требования к маркировке упаковки (укупорочных средств) распространяется и на лиц, осуществляющих в процессе обращения на рынке продажу соответствующих товаров.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о доказанности управлением фактов нарушений обществом требований технических регламентов к реализуемой им продукции.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 по делу N А01-2170/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.