г. Краснодар |
|
15 июня 2017 г. |
Дело N А32-26372/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ричмен" (ИНН 2312227699, ОГРН 1152312004613) - Кэдман И.В. (доверенность от 01.12.2016), органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Согоян Д.А. (доверенность от 11.03.2017), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 (судья Корейво Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 (судьи Новик В.Л., Величко М.Г., Пономарева И.В.) по делу N А32-26372/2016, установил следующее.
ООО "Ричмен" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявление к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о возложении на Управление торговли и бытового обслуживания населения муниципального образования г. Краснодара обязанности заключить с обществом договоры на аренду места под размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по итогам конкурса.
Заявленные требования мотивированы необоснованным уклонением уполномоченного лица от заключения договоров на размещение НТО.
Решением от 23.12.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 20.03.2017, заявленные требования удовлетворены. Суды признали незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от заключения договоров на право размещения НТО с обществом, как не соответствующее положению о порядке проведения конкурса на право размещения НТО на территории муниципального образования г. Краснодар - приложению N 1 к постановлению главы муниципального образования г. Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар". На администрацию возложена обязанность в недельный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить обществу проекты договоров на размещение НТО согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 N 45/3. Судебные акты мотивированы тем, что администрация незаконно уклоняется от заключения с обществом договоров на право размещения НТО. Изложенные в письме от 25.04.2016 основания для отказа в заключении договоров суды признали несостоятельными и неподтвержденными.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, судебные акты неисполнимы, поскольку предоставленное обществу по результатам конкурса право на размещение двух НТО на территории муниципального образования г. Краснодар по адресу: ул. Ставропольская/ул. Стасова (вблизи строения N 168/1) невозможно ввиду размещения на указанных местах торговых объектов, принадлежащих ООО "Золотая Нива", ООО "Савва" и Тирских Г.П. Заключение с обществом договоров на размещение НТО возможно после сноса (демонтажа) других объектов. Решениями Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-32818/2014 и А32-20047/2015 администрации отказано в удовлетворении исковых заявлений, предъявленных к ООО "Золотая Нива", ООО "Сава" и ООО "Оскар", об освобождении самовольно занятых участков путем демонтажа временных сооружений из сборно-разборных конструкций и приведении земельных участков в пригодное для использования состояние.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества возражал против отмены апелляционного постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по итогам конкурса на размещение НТО на территории муниципального образования г. Краснодар (протокол оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 N 45/3) заявителю предоставлено право на размещение с 01.04.2016 по 31.03.2019 двух павильонов площадью 15,16 кв. м и 16 кв. м по реализации непродовольственных товаров по адресу: ул. Ставропольская/ул. Стасова (вблизи строения N 168/1).
В письме от 25.04.2016 заявителю разъяснено, что договоры о предоставлении права на размещение НТО будут заключены после реализации судебной процедуры о сносе торговых объектов, размещенных на испрашиваемых заявителем местах (л. д. 32).
Общество, полагая, что действия (бездействие) администрации нарушают принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Частью 3 статьи 3 данного Закона органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ НТО определяются как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (части 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Положения о размещении НТО на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденного постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Краснодар" (далее - Положение), размещение НТО осуществляется путем проведения конкурса по предоставлению права на размещение НТО на территории муниципального образования г. Краснодар, а также путем выдачи разрешения на размещение НТО в дни проведения праздничных (торжественных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 названного постановления.
Пунктом 39 Положения предусмотрено, что по результатам конкурса заключается договор о предоставлении права на размещение НТО. Договор заключается не позднее чем через тридцать календарных дней с даты размещения на официальном Интернет-портале протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или с даты начала периода размещения НТО (пункт 40 Положения).
В пункте 43 Положение содержатся основания для отказа от заключения договора или его расторжения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что общество является победителем конкурса на право размещения НТО - двух павильонов площадью 15,16 кв. м и 16 кв. м по реализации непродовольственных товаров по адресу: ул. Ставропольская/ул. Стасова (вблизи строения N 168/1; протокол оценки и сопоставления заявок от 10.03.2016 N 45/3). Доказательства недействительности результатов итогов конкурса на размещение НТО стороны не представили. Основания для отказа в заключении договоров на право размещения НТО, закрепленные в пункте 43 Положение, отсутствуют. Не установив законных оснований для отказа в заключении с обществом, как победителем конкурса на право размещения на территории муниципального образования г. Краснодар НТО, договоров, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Довод подателя жалобы о том, что судебные акты неисполнимы, поскольку предоставленное обществу по результатам конкурса право на размещение двух НТО на территории муниципального образования г. Краснодар по адресу: ул. Ставропольская/ул. Стасова (вблизи строения N 168/1) невозможно ввиду размещения на указанных местах торговых объектов, принадлежащих ООО "Золотая Нива", ООО "Савва" и Тирских Г.П., был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Апелляционный суд, проанализировав судебные акты по делам N А32-20047/2015 и А32-32818/2014, на которые администрация ссылалась в качестве доказательства, подтверждающего занятия спорных мест для размещения НТО общества, не установил тождества спорных объектов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 23.12.2016 и апелляционного постановления от 20.03.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 по делу N А32-26372/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размещение таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (части 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 23.12.2016 и апелляционного постановления от 20.03.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июня 2017 г. N Ф08-3912/17 по делу N А32-26372/2016
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19631/17
15.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3912/17
09.06.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26372/16
20.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2040/17
23.12.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26372/16