г. Краснодар |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А63-5619/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Хлебороб" (ИНН 2617011246, ОГРН 1042600482418) - Богославской О.Ю. (доверенность от 15.04.2016), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), Правительства Ставропольского края (ИНН 2634011856, ОГРН 1022601978607) и третьих лиц - государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Константиновский психоневрологический интернат", публичного акционерного общества "Сбербанк России", публичного акционерного общества "Банк ВТБ 24", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2016 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Макарова Н.В.) по делу N А63-5619/2015, установил следующее.
ООО "Хлебороб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43, находящегося в 15,1 км по направлению на юго-запад от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Ледовского, 2 - "а";
- обязать министерство рассмотреть заявление общества о предоставлении ему в собственность земельного участка, подготовить и заключить с обществом договор купли-продажи указанного земельного участка.
Заявление мотивировано следующим. Общество обладает правом на приобретение арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов по основаниям, указанным в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Бездействие уполномоченного органа по вопросу о предоставлении земельного участка нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 23.10.2015 (т. 2, л. д. 21, 22) к участию в деле в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, привлечено Правительство Ставропольского края (далее - правительство края).
Определениями от 03.08.2015 и от 02.09.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Константиновский психоневрологический интернат" (далее - учреждение) и ПАО "Сбербанк России" (т. 1, л. д. 137 - 139, 298, 299).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что на основании договора от 29.11.2010 N 3-08/505 обществу передан в аренду земельный участок площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43 с местоположением примерно в 15,1 км по направлению на юго-запад от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Ледовского, 2-"а", в границах, указанных в кадастровом паспорте. Срок аренды установлен с 29.11.2010 по 28.11.2020. Участок передан арендатору по акту для сельскохозяйственного использования, договор зарегистрирован в установленном порядке. Общество 31.10.2014 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43, к которому приложило копии регистрационных документов, договор аренды от 29.11.2010 N 3-08/505, справку о крупности и заинтересованности общества в приобретении участка в собственность за плату, акт обследования земельного участка. В связи с тем, что информация о ходе рассмотрения заявления общества от 31.10.2014 не представлена, 24.02.2015 общество обратилось в министерство с жалобой на бездействие исполнительного органа государственной власти. Полагая, что министерством допущено бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов общества на приобретение земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43 в собственность, последнее обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями. При проверке доводов общества о незаконности отказа уполномоченного органа судебные инстанции руководствовались нормами Закона N 101-ФЗ, положениями Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 21-кз) и Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз). Судебные инстанции пришли к выводу о непредставлении обществом доказательств выполнения установленных Законом N 101-ФЗ условий предоставления земельного участка в части надлежащего его использования. Кроме того, после получения заявления общества министерство выполнило все действия в соответствии с Положением "О министерстве имущественных отношений Ставропольского края", утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137 (далее - Положение). В порядке, установленном постановлением правительства края от 20.11.2013 N 419-п "О Регламенте Правительства Ставропольского края" (далее - Регламент) вопрос "О проекте распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район"" включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15.04.2015. Из выписки из протокола заседания правительства края от 15.04.2015 N 6 следует, что проект распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" снят с рассмотрения. О результатах рассмотрения в правительстве края заявки на выкуп земельного участка министерство информировало общество в письме от 29.05.2015 N 4606. Министерство не является органом исполнительной власти, полномочным принимать решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка. В пределах предоставленных ему полномочий министерство совершило необходимые и достаточные действия в целях принятия соответствующего решения правительством края, наделенным полномочиями на принятие решения (статья 28 Закона от 06.11.1997 N 32-кз). Констатация судом законности (либо незаконности) бездействия министерства сама по себе не восстанавливает прав заявителя в отношении спорного участка. Заявляя требование о признании незаконным бездействия министерства, при наличии решения правительства края о снятии проекта распоряжения с рассмотрения, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты нарушенных прав. Поэтому судебные инстанции со ссылкой на положения статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2016 решение от 25.11.2015 и апелляционное постановление от 23.06.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Окружной суд признал необоснованным вывод судебных инстанций о том, что общество при подаче заявления о приобретении в собственность земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства не представило в уполномоченный орган (министерство) документы, подтверждающие надлежащее его использование. Данный вывод сделан судами первой и апелляционной инстанций без исследования документов, представленных обществом в обоснование доводов о надлежащем использовании земельного участка, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса. В процессе рассмотрения дела ни министерство, ни правительство края, не ссылались на наличие обстоятельств, подтверждающих ненадлежащее использование обществом земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43. Письмо министерства от 29.05.2015 N 4606, на которое суд сослался в решении, не содержит мотивов отказа в предоставлении спорного участка, связанных с ненадлежащим использованием его арендатором (обществом). Является преждевременным и вывод судов о недоказанности обществом обстоятельств, свидетельствующих о незаконности бездействия министерства по рассмотрению заявления от 31.10.2014 о предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43. Данный вывод сделан судами без анализа положений Административного регламента по оказанию государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность", утвержденного приказом министерства от 28.03.2012 N 79 (далее - Административный регламент), о порядке и сроках оказания государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков. Суды не учли, что заявление подано обществом в министерство 31.10.2014, тогда как проект распоряжения "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района" внесен на рассмотрение в правительство края уполномоченным органом в апреле 2015 года. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что письмо от 29.05.2015 N 4606, на которое суды сослались в подтверждение недоказанности бездействия министерства, направлялось обществу (либо вручалось представителю заявителя). Вывод о том, что при наличии решения правительства края, не оспоренного и непризнанного незаконным, заявленные требования не обеспечат восстановление нарушенных прав общества, сделан судами без учета требований Кодекса, положений Административного регламента, а также содержания ходатайства общества о привлечении к участию в деле правительства края. Общество заявило ходатайство о привлечении правительства края в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, которое мотивировано тем, что министерство не вправе заключать договор купли-продажи земельного участка без распоряжения правительства края о предоставлении его в собственность (статья 4 Закона N 36-кз). Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство общества и определением от 23.10.2015 привлек к участию в деле правительство края. В отзыве на заявление общества правительство края указало на соответствие своих действий положениям пункта 78 Регламента и отсутствие, в связи с этим, оснований для удовлетворения требований. После привлечения правительства края к участию в деле, выяснения его правовой позиции по существу спора и установления обстоятельств невозможности разрешения требований без оценки законности решения о снятии с рассмотрения проекта распоряжения о предоставлении спорного участка, отказ в удовлетворении заявления общества (со ссылкой на наличие такого решения) не может быть признан законным. Таким образом, принятые по делу судебные акты не соответствуют основным задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 Кодекса).
При новом рассмотрении общество уточнило требования и просило суд:
- признать незаконным отказ министерства, выраженный в письме от 29.05.2015 N 4606;
- признать незаконным решение правительства края от 15.04.2015 о снятии с рассмотрения проекта распоряжения правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район";
- обязать правительство края в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка кадастровый номер 26:08:050801:43, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь 430 тыс. кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 15,1 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Ледовского, 2 "а";
- обязать министерство в срок не позднее 15 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу подготовить проект и заключить с обществом договор купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Банк ВТБ 24" в лице филиала в г. Ставрополе (т. 3, л. д. 38 - 40).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017, требования удовлетворены. Признаны незаконными отказ министерства, выраженный в письме от 29.05.2015 N 4606, а также решение правительства края от 15.04.2015 о снятии с рассмотрения проекта распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район". На правительство края возложена обязанность в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43, а на министерство - подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка. С правительства края и министерства в пользу общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 3 тыс. рублей (по 1 500 рублей с каждого).
Судебные инстанции исходили из того, что на момент обращения с соответствующим заявлением общество более трех лет являлось арендатором земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается договором аренды от 29.11.2010 N 3-08/505, заключенным на срок с 29.11.2010 по 28.11.2020. При этом пунктом 6.4.3 договора на общество как арендатора возложена обязанность по использованию участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Факт надлежащего использования обществом спорного земельного участка подтверждается письмами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ставропольскому краю от 16.02.2015 N ФССК-ДК-01-04/263, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 02.02.2015 N 01-15/554, Петровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 03.02.2015 N 26-21-37/62. Из содержания названных писем следует, что они направлялись федеральными органами исполнительной власти в министерство в связи с запросами последнего о предоставлении информации по фактам нарушения обществом режима пользования земельным участком. Названные документы приняты министерством (при подготовке проекта распоряжения), а также судами (при разрешении спора) в качестве надлежащих доказательств соблюдения одного из предусмотренных пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ условий приобретения обществом испрашиваемого участка без проведения торгов (условия о соблюдении целевого использовании земельного участка). Вопрос о предоставлении в собственность общества за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования был включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15.04.2015, которое приняло решение о снятии проекта распоряжения с рассмотрения. Однако данное решение уполномоченным органом не мотивировано, в письме министерства от 29.05.2015 N 4606 также не указаны причины отказа в предоставлении земельного участка обществу в собственность, что не соответствует требованиям пункта 20 Административного регламента. В нарушение правил части 5 статьи 200 Кодекса министерство и правительство края не представили доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в принятии решения о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка и снятия с рассмотрения проекта распоряжения о его предоставлении обществу. Поскольку общество документально подтвердило право на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов, а действия уполномоченных органов являются незаконными и нарушают права заявителя, суды признали его требования обоснованными (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса). В порядке устранения нарушенных прав общества суд обязал правительство края и министерство принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса). Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом, возложены на правительство края и министерство в соответствии с положениями статьи 110 Кодекса.
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения обусловлено совокупностью двух условий: его использование по договору аренды не менее трех лет и надлежащее использование земельного участка. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не утвержден. Данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от обязанности доказать факт надлежащего использования таких участков. Спорный участок предназначен для сельскохозяйственного производства. Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ. Суд не учел постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и от 19.07.2012 N 736 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", применяемые при принудительном изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращении прав на такие участки при неиспользовании земель по целевому назначению. В деле отсутствуют заключения об отсутствии признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной сельскохозяйственной деятельности; заключение об отсутствии значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных законодательством требований рационального использования земель. Документы, подтверждающие надлежащее использование испрашиваемого в собственность участка, к заявлению от 06.11.2014 не прилагались. Сроки, ограничивающие процедуру согласования проекта, Административным регламентом не установлены. Предоставление земельных участков, а равно подписание договора купли-продажи земельного участка, из государственной собственности Ставропольского края осуществляется на основании решения правительства края. Министерство в письме от 29.05.2015 N 4606 проинформировало общество о результатах рассмотрения в правительстве края заявки общества о выкупе земельного участка. Не являются достаточным доказательством надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения отсутствие установленных фактов нецелевого использования соответствующих земель, либо фактов досрочного прекращения договора аренды в связи с нарушением арендатором принятых на себя обязательств. Представленные обществом в обоснование факта надлежащего использования земельного участка документы не могут свидетельствовать об указанных обстоятельствах. Заявление общества о приобретении в собственность земельного участка основано на положениях пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Учету подлежит не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение. Сведения о выращиваемой сельскохозяйственной продукции и об урожайности ежегодно не предоставлялись. К заявлению о приобретении участка документы, характеризующие добросовестность арендатора, не приложены. При этом арендодатель имеет право, но не обязан осуществлять контроль за использованием и охраной земель, переданных в аренду. В данном случае указанные действия он может выполнять в порядке исполнения условий договора аренды, а не в качестве уполномоченного органа земельного контроля (надзора). Заявитель не указал также цель приобретения испрашиваемого земельного участка.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и представленным в дело доказательствам.
От министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации Петровского района Ставропольского края от 13.09.1996 N 247 (т. 1, л. д. 220) на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования учреждения (запись регистрации от 16.01.2009 N 26-26-08/017/2008-176) и право собственности Ставропольского края (запись регистрации от 16.01.2009 N 26-26-12/116/2009-931), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 26 АЕ N 677573 и 26 АЖ N 044076 (т. 1, л. д. 218, 225).
Распоряжением министерства от 01.09.2010 N 1238 (т. 1, л. д. 216) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком учреждения на основании заявления землепользователя (т. 1, л. д. 217, 233). Учреждение прекратило деятельность в связи с ликвидацией 21.06.2013 (т. 1, л. д. 128).
После публикации информационного сообщения в газете "Петровские вести" (т. 1, л. д. 203 - 205) на основании распоряжения министерства от 29.11.2010 N 1607, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 29.11.2010 N 3-08/505. По условиям договора обществу передан в аренду находящийся в государственной собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 430 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:08:050801:43 на срок с 29.11.2010 по 28.11.2020. Участок передан арендатору по акту, договор зарегистрирован в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2011, номер регистрации 26-26-26/038/2010-652 (т. 1, л. д. 11 - 19).
31 октября 2014 года общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43. К заявлению общество приложило копии регистрационных документов юридического лица, договор аренды от 29.11.2010 N 3-08/505, справку о крупности и заинтересованности общества в приобретении участка в собственность за плату, акт обследования земельного участка (т. 1, л. д. 9).
Информация о ходе рассмотрения заявления общества от 31.10.2014 представлена не была, поэтому общество 24.02.2015 обратилось в министерство с жалобой на бездействие исполнительного органа государственной власти (т. 1, л. д. 10).
В дело представлено письмо министерства от 29.05.2015 N 4606, в котором оно информировало общество о результатах рассмотрения в правительстве края заявки на выкуп земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43 (т. 1, л. д. 280).
Судами также установлено, что министерством подготовлен проект распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района", с приложением расчета цены выкупа земельного участка. Проект согласован должностными лицами в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Ставропольского края от 19.02.2008 N 20. В соответствии с Регламентом министерством подготовлена пояснительная записка к проекту распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района". В ней указано, что право общество на приобретение в собственность земельного участка основано на положениях пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, на который мораторий, установленный статьей 16 Закона N 21-кз, не распространяется. Надлежащее использование обществом земельного участка подтверждается письмами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 на осуществление государственного земельного надзора: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ставропольскому краю от 16.02.2015 N ФССК-ДК-01-04/263, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 02.02.2015 N 01-15/554, Петровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 03.02.2015 N 26-21-37/62 (т. 1, л. д. 49 - 52).
В порядке, установленном Регламентом вопрос "О проекте распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" был включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15 апреля 2015 года.
Согласно выписке из протокола заседания правительства края от 15.04.2015 N 6 проект распоряжения "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" снят правительством края с рассмотрения (т. 1, л. д. 48).
Полагая, что уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации допущено незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав общества на приобретение земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43 в собственность, последнее обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса организации, граждане и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных процессуальных норм обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.
По общему правилу, содержащемуся в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением в министерство) закреплялось, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) также предусматривалось, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ставропольского края, регулировались в спорный период Законами N 21-кз и (с 09.04.2015) N 36-кз.
В силу приведенных правовых норм отношения, связанные с предоставлением заинтересованным лицам в собственность участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом, Законом N 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Предусмотренный (специальный) механизм приобретения права собственности установлен законодателем для тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях). Данный подход обусловлен спецификой земельных правоотношений, при которых публичному собственнику небезразлична личность покупателя земельного участка в связи с тем, что общественный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи. Поэтому обстоятельства соответствия арендатора установленным требованиям входят в предмет доказывания по спору о приобретении им в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения, относящегося к публичной собственности, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Закона 101-ФЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие существенные для правильного разрешения спора обстоятельства. До обращения с заявлением о приобретении земельного участка сельскохозяйственного назначения общество более трех лет являлось его арендатором по договору от 29.11.2010 N 3-08/505, заключенному на срок по 28.11.2020. Пунктом 6.4.3 договора на арендатора возложена обязанность по использованию участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Министерство и правительство края не представили доказательств, свидетельствующих о том, что общество не использовало земельный участок по целевому назначению, либо допустило иное ненадлежащее использование земли. Факт надлежащего использования испрашиваемого в собственность участка подтверждается документами, направленными в адрес министерства Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ставропольскому краю, департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, Петровским отделом управления Росреестра по Ставропольскому краю (т. 1, л. д. 11 - 23). Данная информация направлялась федеральными органами исполнительной власти в министерство в связи с запросами последнего (январь-февраль 2015 года) о предоставлении сведений по фактам нарушения обществом режима пользования участком с кадастровым номером 26:08:050801:43. Письмо министерства от 29.05.2015 N 4606 не содержит мотивов отказа в предоставлении земельного участка, связанных с ненадлежащим использованием его арендатором (обществом). Напротив, в пояснительной записке к проекту распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района" министерство указало, что надлежащее использование земельного участка подтверждается информацией федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (т. 3, л. д. 91, 92). Документы, подтверждающие, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства осуществлялось обществом способами, причиняющими вред земле как природному объекту, в том числе приводящими к деградации, загрязнению земель, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, уполномоченными органами судам также не представлены.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности заявителем обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении обществом одного из предусмотренных пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ условий приобретения земельного участка в собственность без проведения торгов (условия о надлежащем использовании земельного участка).
Вопросы приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ставропольского края также регулировались в спорный период Законами N 21-кз и (с 09.04.2015) N 36-кз.
Согласно статье 2 Закона N 21-кз (действовавшей на дату обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, осуществлялось правительством края и органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с их компетенцией.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 36-кз управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ставропольского края (собственность Ставропольского края), а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в рамках переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляются правительством края и уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с их компетенцией.
К числу полномочий правительства края по управлению и распоряжению земельными участками, отнесено принятие решения об отчуждении земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края (за исключением случаев отчуждения земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, при отчуждении расположенных на них объектов недвижимости, находящихся в собственности Ставропольского края, если в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края полномочие на отчуждение таких объектов недвижимости из собственности Ставропольского края предоставлено иным государственным органам Ставропольского края, государственным унитарным предприятиям Ставропольского края, государственным учреждениям Ставропольского края), и наделение органа исполнительной власти Ставропольского края правом совершать соответствующие сделки (подпункт 3 части 2 статьи 4 Закона N 36-кз).
Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 32 Положения к полномочиям министерства в соответствии с возложенными на него задачами относится в том числе: внесение предложений в правительство края о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, в иные формы собственности; заключение сделок о купле-продаже и об ином отчуждении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на основании решений правительства края.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность заинтересованного лица, является государственной услугой.
В соответствии с пунктом 16 действовавшего в спорный период Административного регламента указанная государственная услуга предоставляется министерством. Действие Административного регламента распространяется и на случаи предоставления в собственность земельных участков на основании пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Одним из результатов предоставления государственной услуги является отказ в ее предоставлении с направлением заявителю уведомления с указанием причины отказа (пункт 20 Административного регламента). Срок предоставления государственной услуги при подаче заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату составляет 70 календарных дней со дня регистрации документов (пункт 22 Административного регламента). Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату подготавливает проект распоряжения правительства края о предоставлении земельного участка в собственность за плату и проводит его согласование; в течение 10 рабочих дней со дня принятия правительством края распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность за плату подготавливает проект договора купли-продажи земельного участка (пункт 58 Административного регламента).
Судебными инстанциями при разрешении спора учтено, что заявление подано обществом в министерство 31.10.2014, однако проект распоряжения "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района" внесен министерством на рассмотрение в правительство края только в апреле 2015 года.
В соответствии с положениями статьи 28 Закона N 32-кз, пункта 32 Положения и пункта 58 Административного регламента решения об отчуждении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, принимаются (в виде распоряжений) правительством края. Вопрос о предоставлении в собственность общества за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования был включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15.04.2015. Правительство края приняло решение о снятии проекта распоряжения с рассмотрения в соответствии с пунктом 78 Регламента.
Судами при разрешении установлено, что решение правительства края о снятии с рассмотрения проекта распоряжения "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования" не мотивировано. В письме министерства от 29.05.2015 N 4606 не указаны причины отказа в предоставлении земельного участка обществу в собственность, что не соответствует требованиям пункта 20 Административного регламента. В нарушение требований части 5 статьи 200 Кодекса уполномоченные органы документально не подтвердили наличие предусмотренных законом оснований для отказа в принятии решения о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка (для снятия с рассмотрения проекта распоряжения о предоставлении участка обществу). При этом судами учтено, что спорный участок сформирован, определен на местности с указанием границ и площади, поставлен на кадастровый учет, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии каких-либо ограничений в отношении оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43, либо об отнесении его к участкам, приватизация которых запрещена законом.
Таким образом, общество подтвердило свое право на приобретение земельного участка в собственность (без проведения торгов), а отказ министерства (письмо от 29.05.2015 N 4606) и решение правительства края от 15.04.2015 (о снятии с рассмотрения проекта распоряжения о предоставлении земельного участка) незаконны и нарушают право заявителя (надлежащего арендатора) на приватизацию земельного участка. Поэтому судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы министерства о недоказанности обстоятельств, подтверждающих надлежащее использование обществом земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43 в период до обращения с заявлением о его приобретении в собственность окружным судом отклоняются.
Направляя данное дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 22.07.2016 указал на необоснованность вывода судов первой и апелляционной инстанций о том, что общество при подаче заявления о приобретении в собственность земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства не представило в уполномоченный орган (министерство) документы, подтверждающие надлежащее его использование. Суду предлагалось исследовать (оценить) документы, представленные обществом в обоснование доводов о надлежащем использовании земельного участка, а также иные имеющиеся в деле документы.
При новом рассмотрении судебные инстанции исследовали соответствующие доказательства и оценили их по правилам статей 65 и 71 Кодекса. Доводы заявителя не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора. Приведенные в жалобе доводы (обстоятельства, на которые ссылается заявитель), были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о том, что материалы дела подтверждают надлежащее использование земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43. Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Иные доводы, приведенные министерством в кассационной жалобе, не влияют на правомерность вывода судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Эти доводы не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А63-5619/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.