г. Ессентуки |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А63-5619/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жуков Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хлебороб" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2015 по делу N А63-5619/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хлебороб", Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ОГРН 1042600482418, к министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, Правительству Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601978607, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Константиновский психоневрологический интернат", Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, публичное акционерное общество "Сбербанк России", г. Москва, ОГРН 1027700132195, о признании бездействия незаконным (судья Карпель В.Л.), при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Хлебороб": Луниной Ж.А. - представителя по доверенности от 01.06.2015 и Богославской О.Ю. - представителя по доверенности от 11.06.2013; от Министерства имущественных отношений Ставропольского края: Соколец М.А. - представителя по доверенности от 09.11.2015; от Правительства Ставропольского края: Соколец М.А. - представителя по доверенности от 23.10.2015; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хлебороб" (далее - ООО "Хлебороб", общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - минимущество края), в котором просило: признать незаконным бездействие минимущества края, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 430 000 кв.м, с кадастровым номером 26:08:050801:43, находящегося в 15,1 км по направлению на юго-запад от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Дедовского, 2 - "а" (далее - земельный участок); обязать минимущество края рассмотреть заявление общества о предоставлении ему в собственность земельного участка, подготовить и заключить с ООО "Хлебороб" договор купли продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Правительство Ставропольского края (далее - правительство края).
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Константиновский психоневрологический интернат" (далее - государственное стационарное учреждение) и публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - Сбербанк России) привлечены к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 25.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением общество, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на бездействие минимущества края, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка.
Минимущество края и правительство направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители минимущества края и правительства просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:08:050801:43 площадью 430 000 кв. м с местоположением примерно в 15,1 км по направлению на юго-запад от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Ледовского, 2 - "а" на основании постановления главы администрации Петровского района Ставропольского края от 13.09.1996 N 247 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования государственного стационарного учреждения (запись регистрации N 26-26-08/017/2008-176 от 16.01.2009) и право собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края (запись регистрации N 26-26-12/116/2009-931 от 16.01.2009), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 26 АЕ N 677573 и 26 АЖ N 044076.
Распоряжением минимущества края от 01.09.2010 N 1238 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственного стационарного учреждения на основании его заявления.
В соответствии с распоряжением минимущества края от 29.11.2010 N 1607 по результатам имевшей место процедуры публикации сообщения в газете "Петровские вести" минимущество края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.11.2010 N 3-08, по условиям которого арендатору на срок с 29.11.2010 по 28.11.2020 передан в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:08:050801:43 площадью 430 000 кв. м с местоположением примерно в 15,1 км по направлению на юго-запад от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Петровский район, с. Константиновское, ул. Ледовского, 2-"а", в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного использования.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 13.01.2011, номер регистрации в ЕГРИП 26-26-26/038/2010-652. Участок передан арендатору по акту от 29.11.2009.
Со ссылкой на подпункт 1, пункта 3, статьи 11 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон края N 21-кз) общество 31.10.2014 обратилось в минимущество края с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:08:050801:43. К заявлению общество приложило копии регистрационных документов юридического лица, договор аренды от 29.11.2010 N 3-08/505, справку о крупности и заинтересованности общества в приобретении земельного участка в собственность за плату, акт обследования земельного участка.
24.02.2015 общество обратилось в минимущество края с жалобой на бездействие исполнительного органа государственной власти, так как последним не было представлено информации о ходе рассмотрения заявления общества от 31.10.2014.
Также из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения заявления общества от 31.10.2014 минимуществом края подготовлены: проект распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района", с приложением расчета цены выкупа земельного участка, завизированный первым заместителем председателя правительства края, заместителем председателя правительства края - министром финансов края, заместителем председателя правительства края, руководителем аппарата правительства края, временно исполняющей обязанности начальника государственно-правового управления Губернатора края и правительства края, начальником управления делопроизводства и архива аппарата правительства края; пояснительная записка к проекту распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района", согласно которой надлежащее использование обществом земельного участка подтверждается письмами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 на осуществление государственного земельного надзора: Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ставропольскому краю от 16.02.2015 N ФССК-ДК-01-04/263, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 02.02.2015 N 01-15/554, Петровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 03.02.2015 N 26-21-37/62.
В порядке, установленном постановлением правительства края от 20.11.2013 N 419-п "О Регламенте Правительства Ставропольского края" (далее - Регламент) вопрос "О проекте распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" был включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15 апреля 2015 года.
Согласно выписке из протокола заседания правительства края от 15.04.2015 N 6 проект распоряжения Правительства Ставропольского края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" снят с рассмотрения.
О результатах рассмотрения в правительстве края заявки на выкуп земельного участка минимущество края информировало общество в письме от 29.05.2015 N 4606.
Общество полагая, что минимуществом края допущено незаконное бездействие, повлекшее нарушение его прав и законных интересов на приобретение земельного участка в собственность, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением в минимущество края) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Следовательно, приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения в таком случае обусловлено совокупностью двух условий: использования земельного участка по договору аренды не менее 3-х лет; использование земельного участка должно осуществляться надлежащим образом.
Согласно подпункту 1, пункта 3, статьи 11 Закона края N 21-кз (действовавшей на дату обращения общества с заявлением в минимущество края), выкупная цена земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых гражданами и юридическими лицами, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ, устанавливается в размере кадастровой стоимости земельных участков - по истечении трех лет со дня заключения договора аренды этих земельных участков.
Абзац 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в настоящее время не утвержден. В то же время данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от обязанности доказать факт надлежащего использования таких участков.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Из материалов дела следует, что документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, общество при подаче заявки о выкупе земельного участка в органы исполнительной власти не представило. Доказательств надлежащего использования участка, представлено также не было.
Изложенное свидетельствует, что при подаче заявления о выкупе земельного участка сельскохозяйственного назначения обществом не соблюдены условия в части представления доказательств надлежащего использования земельного участка.
Кроме того заявленные требования о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц по предоставлению в собственность обществу земельного участка путем выкупа, вытекают из публичных правоотношений и подлежат рассмотрению судом по правилам главы 24 АПК РФ.
Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 АПК РФ требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, заинтересованные лица должны доказать законность оспариваемого бездействия, а общество в свою очередь обязано доказать правомерность заявленного требования, в том числе наличие противоправного бездействия заинтересованных лиц, а также соблюдения условий земельного законодательства, предусматривающего право на приобретение в собственность земельного участка.
Согласно ст. 2 Закона края N 21 -кз, действовавшей на дату обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, осуществляются правительством края и органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона края N 36-кз управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ставропольского края (собственность Ставропольского края), а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в рамках переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляются правительством края и уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с их компетенцией.
К числу полномочий правительства края по управлению и распоряжению земельными участками, указанным в ч. 1 ст. 4 Закона края N 36-кз, отнесено принятие решения об отчуждении земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края (за исключением случаев отчуждения земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, при отчуждении расположенных на них объектов недвижимости, находящихся в собственности Ставропольского края, если в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края полномочие на отчуждение таких объектов недвижимости из собственности Ставропольского края предоставлено иным государственным органам Ставропольского края, государственным унитарным предприятиям Ставропольского края, государственным учреждениям Ставропольского края), и наделение органа исполнительной власти Ставропольского края правом совершать соответствующие сделки (пп. 3 ч.2 ст. 4 Закона края N 36-кз).
При рассмотрении заявления о выкупе спорного земельного участка минимущество края действовало в соответствии с Положением "О министерстве имущественных отношений Ставропольского края", утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137 (далее - Положение).
Согласно подпунктов "г", "д" пункта 32 Положения к полномочиям минимущества края в соответствии с возложенными на него задачами относится в том числе: внесение предложений в правительство края о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности, в иные формы собственности; заключение сделок о купле-продаже и об ином отчуждении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на основании решений правительства края.
В связи с имевшим место заявлением общества о выкупе спорного земельного участка минимущество края в рамках предоставленных ему полномочий, осуществило следующие действия: в январе, феврале 2015 года направило письма в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 на осуществление государственного земельного надзора (в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ставропольскому краю, в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, в Петровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю) о предоставлении информации по фактам нарушения обществом режима пользования земельным участком; подготовило, согласовало и в апреле 2015 года внесло на рассмотрение в правительство края проект распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровского района"; в письме от 29.05.2015 N 4606 информировало ООО "Хлебороб" о результатах рассмотрения в правительстве края заявки общества на выкуп земельного участка.
Также, в соответствии со ст. 28 Закона Ставропольского края от 06.11.1997 N 32-кз "О правительстве Ставропольского края" (далее - Закон края N 32-кз) исключительно на заседаниях правительства края принимаются решения о залоге, мене, продаже и ином отчуждении земельных участков (в том числе долей в праве общей собственности на земельные участки), находящихся в государственной собственности Ставропольского края.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что в порядке, установленном Регламентом, вопрос "О проекте распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" был включен в повестку заседания правительства края, состоявшегося 15 апреля 2015 года. На заседании правительства края в соответствии с п. 78 Регламента было принято решение о снятии проекта распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район" с рассмотрения.
В письме от 29.05.2015 N 4606 минимущество края информировало ООО "Хлебороб" о результатах рассмотрения в правительстве края заявки общества на выкуп земельного участка.
Таким образом, минимущество края действуя в пределах предоставленных ему полномочий, совершило необходимые и достаточные действия, направленные на рассмотрения заявки общества на выкуп земельного участка.
Приняв во внимание наличие решения правительства края о снятии с рассмотрения проекта распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район", суд в определении от 23.10.2015 привлек правительство края в качестве второго заинтересованного лица и предложил обществу уточнить заявленные требования.
Соответствующих уточнений требований, адресованных, в том числе к правительству края обществом не заявлено.
При этом удовлетворение первоначально заявленных требований, при наличии решения о снятии с рассмотрения проекта распоряжения правительства края "О предоставлении в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования, Петровский район", принятого правительством края в порядке ст.78 Регламента, неоспоренного и непризнанного незаконным, не обеспечит восстановление прав и законных интересов общества.
Таким образом, общество избрало ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, что является основанием для отказа в удовлетворении требования.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2015 по делу N А63-5619/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5619/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2017 г. N Ф08-3020/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ХЛЕБОРОБ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения "Константиновский психоневрологический интернат", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Лунина Ж А, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ФГБУ "ФКП Росреестра по СК"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3020/17
14.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-16/16
23.12.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-5619/15
22.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4398/16
23.03.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-16/16
25.11.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-5619/15