г. Краснодар |
|
14 июля 2017 г. |
Дело N А63-7872/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ставропольскому краю - Кучеровой Е.В. (доверенность от 21.11.2016), Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю - Карпий Ю.А. (доверенность от 05.06.2017), в отсутствие заявителей: Небучина Владимира Ивановича, Небучина Владимира Владимировича, Домненко Александра Петровича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2016 (судья Рева И.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-7872/2016, установил следующее.
Небучин В.И., Небучин В.В., Домненко А.П. обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) и Управлению по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными решение налоговой инспекции от 15.04.2016 N 4900390А и решение управления от 17.05.2016 об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО "Терское казачье войско" (далее - общество);
- возложить обязанность на налоговую инспекцию провести государственную регистрацию общества.
Решением от 13.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2017, требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе и дополнении к ней налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, запрет на включение в фирменное наименование коммерческих организаций полных или сокращенных наименований общественных объединений, установленный в подпункте 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полной мере применим и в случае включения в фирменные наименования коммерческих организаций полных или сокращенных наименований казачьих обществ, которые являются одной из форм общественного объединения граждан, обладают одинаковыми сущностными признаками с общественными объединениями (добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей), что следует из абзаца 1 статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ), статей 6 и 6.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Закон N 154-ФЗ). Сокращенное наименование казачьего общества "Терское войсковое казачье общество" - "Терское казачье войско", а не "ТВКО", как ошибочно указано в первоначально направленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и посчитали суды. Выбранное заявителями наименование вводит в заблуждение потребителей и противоречит общественным интересам.
В отзыве на жалобу управление поддерживает доводы налоговой инспекции, просит отменить обжалуемые судебные акты.
От учредителя общества Домненко А.П. поступило заявление, в котором он просит удовлетворить жалобу налоговой инспекции, указывая, что был введен в заблуждение при подписании учредительных документов общества Небучиным В.И. и Небучиным В.В. Указанные лица в настоящее время не выходят с ним на связь и разыскиваются казаками Кубани, Дона и Дальнего Востока за противоправные действия.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и управления поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей налоговой инспекции и управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 12.04.2016 Небучин В.И., Небучин В.В. и Домненко А.П. обратились в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации общества.
По результатам рассмотрения представленных на регистрацию документов налоговая инспекция со ссылкой на подпункты "а" и "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) приняла решение от 15.04.2016 N 4900390А об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Заявители обжаловали решение от 15.04.2016 в управление.
Решением управления от 17.05.2016 в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с указанными решениями, заявители обратились с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ непредставление определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; в подпункте "ж" указано на случаи несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в статье 12 Закона N 129-ФЗ и является исчерпывающим.
В соответствии со статьей 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.
Суды установили, что заявители направили в регистрирующий орган все необходимые документы, перечисленные в статье 12 Закона N 129-ФЗ.
Поводом к оспариваемому отказу послужило то обстоятельство, что фирменное наименование общества "Терское казачье войско" включает в себя сокращенное наименование казачьего общества "Терское войсковое казачье общество", которое внесено в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Отказ в регистрации мотивирован несоответствием фирменного наименования общества требованиям федерального закона (подпункту 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации); указание в наименовании общества "Терское казачье войско" противоречит общественным интересам, вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов, создает для организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием иной некоммерческой формой самоорганизации граждан - Терским войсковым казачьи обществом.
В силу пункта 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII названного Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Согласно пункту 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель. Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании пункта 5 статьи 1473 названного Кодекса предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 этой статьи.
Данная правовая позиция изложена в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, вопросы нарушения требований гражданского законодательства относительно тождественности наименования не могут затрагивать обязанности регистрирующего органа по проведению действий по регистрации вновь создаваемого юридического лица
Кроме того, в материалы дела представлена выписка из ЕГРЮЛ от 12.08.2016 N 7389В/2016, согласно которой полное наименование юридического лица - "Терское войсковое казачье общество", а сокращенное - "ТВКО". При этом казачье общество зарегистрировано 30.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1021500581574 по месту нахождения в Республике Северная Осетия - Алания, по адресу: г. Владикавказ, проспект Мира, 34; из устава Терского войскового казачьего общества видно, что создано путем объединения окружных казачьих обществ и является некоммерческой организацией.
Как следует из устава регистрируемого общества, оно создано в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли его участника, то есть в данном случае имеются существенные различия, как в наименованиях, так и в деятельности указанных юридических лиц.
Между тем суды не учли следующего.
В соответствии с положениями подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Закон N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться сокращенные наименования общественных объединений.
В представленном на регистрацию уставе общества указано наименование "Терское казачье войско".
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в ЕГРЮЛ.
В материалах дела имеется устав Терского войскового казачьего общества, в котором указано его сокращенное наименование - "Терское казачье войско" (пункт 2 устава, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.08.2011 N 405 и зарегистрированного в ЕГРЮЛ 30.09.2011; регистрационный номер 2111500006044).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.02.2017 N 5100943В/2017 сокращенное наименование Терского войскового казачьего общества - "Терское казачье войско" (т. 2, л. д. 171).
Таким образом, в силу учредительных документов и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, наименование общества полностью совпадает с сокращенным наименованием Терского войскового казачьего общества.
В абзаце 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Однако суды не применили данные нормы права, не оценили все представленные в дело доказательства и не устранили имеющиеся в них противоречия (в уставе общества, выписках из ЕГРЮЛ от 09.02.2017 и 12.08.2016 N 7389В/2016; т. 1, л. д. 45, т. л. д. 171); не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, - правильное сокращенное наименование Терского войскового казачьего общества.
Кроме того, суды не учли, что отказ налоговой инспекции в регистрации юридического лица осуществлен по мотиву несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона, то есть основан на положениях подпункта 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не пункта 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации (прекращение по требованию правообладателя использования фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения), в связи с чем при наличии соответствующих условий, указанных в подпункте 4 пункта 4 статьи 1473 названного Кодекса, отказ в регистрации допускается в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.02.2013 по делу N А40-87094/2012, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2015 N ВАС-6202/13).
Суды также оставили без оценки доводы налоговой инспекции о том, что отсутствие сущностных различий между общественными объединениями (организациями) и казачьими обществами (абзац 1 статьи 5 Закона N 82-ФЗ, статьи 6 и 6.2 Закона N 7-ФЗ, статья 2 Закона N 154-ФЗ) позволяет применять запрет, установленный в подпункте 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае включения в фирменное наименование коммерческой организации названия казачьего общества.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле обстоятельствам.
С учетом изложенного судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить изложенные недостатки, исследовать все доказательства, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А63-7872/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Однако суды не применили данные нормы права, не оценили все представленные в дело доказательства и не устранили имеющиеся в них противоречия (в уставе общества, выписках из ЕГРЮЛ от 09.02.2017 и 12.08.2016 N 7389В/2016; т. 1, л. д. 45, т. л. д. 171); не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, - правильное сокращенное наименование Терского войскового казачьего общества.
Кроме того, суды не учли, что отказ налоговой инспекции в регистрации юридического лица осуществлен по мотиву несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона, то есть основан на положениях подпункта 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не пункта 4 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации (прекращение по требованию правообладателя использования фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения), в связи с чем при наличии соответствующих условий, указанных в подпункте 4 пункта 4 статьи 1473 названного Кодекса, отказ в регистрации допускается в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.02.2013 по делу N А40-87094/2012, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2015 N ВАС-6202/13).
Суды также оставили без оценки доводы налоговой инспекции о том, что отсутствие сущностных различий между общественными объединениями (организациями) и казачьими обществами (абзац 1 статьи 5 Закона N 82-ФЗ, статьи 6 и 6.2 Закона N 7-ФЗ, статья 2 Закона N 154-ФЗ) позволяет применять запрет, установленный в подпункте 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае включения в фирменное наименование коммерческой организации названия казачьего общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2017 г. N Ф08-3795/17 по делу N А63-7872/2016
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2017 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-7872/16
14.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3795/17
28.02.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5169/16
13.10.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-7872/16