г. Краснодар |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А53-16381/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Лунякина И.Е. (доверенность от 07.12.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление Ленинского района" (ИНН 6164014540, ОГРН 1026103290454) - Кандыбка А.И. (доверенность от 10.04.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление Ленинского района" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2016 (судья Танова Д.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 (судьи Авдонина О.Г., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А53-16381/2016, установил следующее.
АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Ремонтно-строительное управление Ленинского района" (далее - общество) о взыскании 1 107 508 рублей 45 копеек задолженности по договору от 24.08.2015 N 660-К на подключение (технологическое присоединение) объекта.
До разрешения спора по существу водоканал отказался от иска в части взыскания 213 537 рублей 75 копеек, поскольку в счет оплаты по спорному договору зачел платеж ответчика по договору от 24.08.2015 N 660-В, и просил взыскать с общества 893 970 рублей 70 копеек.
Решением от 16.11.2016, оставленным без изменения постановлением от 09.02.2017, принят отказ от иска и прекращено производство по делу в части требования о взыскании 213 537 рублей 75 копеек. В остальной части иск удовлетворен в полном объеме. Суды исходили из того, что в силу статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) услуги по подключению должны быть оплачены независимо от того, требуется ли для подключения модернизация существующих сетей. Размер платы основан на утвержденном в установленном порядке тарифе.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что на земельном участке, на котором общество строит дом, ранее располагались девять жилых строений, которые были подключены к водопроводу и канализации и впоследствии снесены для строительства жилого дома. Водоканал неправомерно взимает плату, не принимая во внимание объемы водопотребления и водоотведения снесенных строений на месте строящегося дома. Водоканал ущемляет интересы общества, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", злоупотребляет правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суды необоснованно отклонили ссылку ответчика на судебную практику, указав, что данная практика основывается на нормативном акте, прекратившем свое действие (Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360; далее - Правила N 360). Суд не принял во внимание, что жилой дом строится на основании разрешения на строительство с 2007 года на месте снесенных домов, которым предоставлялась услуга водоснабжения и водоотведения, без увеличения мощности. Первые технические условия на подключение выданы и начали исполняться в период действия Правил N 360. Правила N 360 распространяются на правоотношения между истцом и ответчиком. Договором на подключение мероприятия по созданию новых водопроводных и канализационных сетей и (или) каких-либо иных сооружений, необходимых для подключения к городским сетям, не предусмотрены. Для подключения объекта к городским водопроводно-канализационным сетям увеличение мощности и (или) пропускной способности существующих сетей не требуется. Согласно многочисленной судебной практике суды отказывают организациям водопроводно-канализационного хозяйства в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчиков платы за подключение, поскольку для подключения объекта строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требовались мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети. Поскольку технические условия на подключение сетей водоотведения ответчиком выполнены согласно техническим условиям в период действия Правил N 360, истцу не пришлось нести затраты на присоединение сетей ответчика к сетям водоотведения истца. В деле отсутствуют доказательства затрат истца на присоединение сетей ответчика к сетям водоотведения истца. Доказательства того, что из-за присоединения спорного жилого дома истцу пришлось увеличивать мощность систем водоотведения, также отсутствуют. Сети водоотведения дома были присоединены к уличным сетям водоотведения до 2013 года, однако они заглушены до приема дома в эксплуатацию. Для работы системы водоотведения на сети водоканала необходимо поставить только пропускной вентиль.
В отзыве на жалобу водоканал указал на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.08.2015 общество обратилось к водоканалу с заявлением, в котором просило заключить договор о подключении объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 46, к сетям водоотведения и выдать условия подключения. В марте 2016 года общество просило продлить срок подключения объекта.
Водоканал (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и общество (заказчик) заключили договор от 24.08.2015 N 660-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения объекта.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом "е" пункта 10 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась выполнить действия по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с техническими условиями на подключение согласно приложению N 1 подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик - внести плату за подключение (технологическое присоединение) в размере и сроки, которые установлены договором, и выполнить технические условия.
Пунктом 13 договора предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) согласно приложению N 4 составляет 1 703 859 рублей 16 копеек.
В пункте 14 договора заказчик обязался внести плату, указанную в пункте 13 договора, на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства в следующем порядке: 255 578 рублей 87 копеек (15%) - в течение 15 дней с даты заключения договора; 851 929 рублей 58 копеек (50%) - в течение 90 дней с даты заключения договора, но не позднее даты фактического подключения; 596 350 рублей 71 копейку (35%) - в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения по форме согласно приложению N 5, но не позднее выполнения технических условий.
Досудебной претензией от 12.04.2016 N 399/16 истец уведомил ответчика о неисполнении им своего обязательства по внесению 15% и 50% платы за подключение (технологическое присоединение) в размере 1 107 508 рублей 45 копеек и необходимости его исполнения в течение пяти рабочих дней с момента получения данной претензии. Неудовлетворение обществом претензии послужило основанием для обращения водоканала в суд.
Суды обоснованно удовлетворили иск ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Договор от 24.08.2015 N 660-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения соответствует типовой форме договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, включая наличие в договоре положения о поэтапном порядке внесения заказчиком по договору рассчитанной платы за подключение (15%, 50% и 35% соответственно).
Согласно пункту 6 договора перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе водоотведения и обязательства сторон по их выполнению, включая мероприятия, выполняемые заявителем в пределах границ его земельного участка, мероприятия, выполняемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства до границы земельного участка заявителя, на котором располагается объект, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) централизованной системы водоотведения и мероприятия по фактическому присоединению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоотведения, составляются по форме согласно приложению N 2.
В приложении N 2 к договору стороны согласовали перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе водоотведения. Водоканал обязался выполнить строительство канализационной сети до границы земельного участка объекта с созданием точки подключения, финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству и модернизации объектов водоотведения, обеспечивающих подключение вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения на территории города Ростова-на-Дону в 2013 - 2016 годах.
Водоканал указал, что для подключения объекта ответчика к централизованной системе водоотведения необходимо строительство канализационной сети водоотведения от магистральной сети до границ земельного участка, на котором расположен объект, с созданием точки подключения.
Представитель истца пояснил, что канализационная система, оставшаяся от строений, которые были снесены, непригодна для оказания услуг по водоотведению возводимого жилого дома. Агент водоканала общество с ограниченной ответственностью "Водоканалстройкомплект" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "ВТК" договоры подряда от 19.09.2016 N 754, от 19.09.2016 N 755 и от 10.11.2016 N 830 на выполнение работ по строительству и реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения для подключения объекта "Жилой дом с объектами общественного назначения и встроено-пристроенной подземной автостоянкой по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 46". Согласно данным договорам подрядные работы должны быть выполнены до конца февраля 2017 года.
Общество не опровергло доказательствами необходимость строительства новых канализационных сетей для подключения объекта к централизованной системе водоотведения. Ответчик не представил достоверных доказательств того, что ранее проложенные к снесенным домам канализационные сети пригодны для водоотведения.
При наличии у организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных инвестиционных программ и тарифов на подключение, лица, осуществляющие подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации, вносят плату за подключение, рассчитанную исходя из установленных тарифов на подключение (части 2, 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 изменена редакция пункта 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), ранее допускавшая подключение без взимания платы. Из указанной нормы о возможности бесплатного подключения исключены отношения по подключению к системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, пункт 11 Правил N 83 в новой редакции, действовавшей на момент заключения сторонами договора от 24.08.2015 N 660-К, исключал возможность бесплатного подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения при наличии у исполнителя инвестиционной программы.
Согласно пункту 8 статьи 2 Закона N 416-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - это программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения).
Суды обоснованно указали, что плата за подключение определяется в зависимости не только от наличия мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сети, к которой непосредственно присоединяется объект капитального строительства, но и мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей водопровода и канализации, водозаборных сооружений, канализационно-насосных станций, очистных сооружений и других инженерных объектов, входящих в единую систему коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемую исполнителем (организацией водопроводно-канализационного хозяйства).
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.10.2012 N 349 в инвестиционную программу водоканала, утвержденную решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.11.2010 N 26, внесены изменения, направленные на обеспечение прироста нагрузок по водоснабжению и водоотведению для подключения вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения, а также существующего жилого фонда, подлежащего подключению к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, на территории города Ростова-на-Дону (II раздел инвестиционной программы), и мероприятия, направленные на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов водоснабжения и водоотведения, обеспечивающие подключение вновь возводимого жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения на территории города Ростова-на-Дону (III раздел инвестиционной программы). Единственным источником финансирования мероприятий инвестиционной программы является плата за подключение (пункты 3.2 и 3.3 программы).
Суды обоснованно отметили, что названная инвестиционная программа направлена на развитие системы коммунальной инфраструктуры города Ростова-на-Дону в целом, а не отдельных районов или участков трубопроводов.
Водоканал, являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города Ростова-на-Дону, обязан нести затраты на модернизацию инженерно-технических сетей, входящих в единую систему коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования, повышение качества оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению, обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города и реки Дон.
Суды правомерно отклонили ссылку ответчика на технические условия от 08.05.2013 N 1076 водоснабжения и канализования объекта. Согласно данным условиям срок их действия составляет два года. К моменту заключения договора от 24.08.2015 N 660-К срок действия данных условий истек. В связи с этим обществу выданы новые технические условия на подключение объекта к сетям водоотведения, являющиеся приложением N 1 к договору.
Согласно части 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 25.12.2012 N 1175 утверждены тарифы водоканала на подключение к системам водоснабжения (797 563 рубля 28 копеек (с учетом НДС) за 1 куб. м в час) и водоотведения (494 445 рублей 49 копеек (с учетом НДС) за 1 куб. м в час).
Суды проверили и признали правильным расчет платы за подключение исходя из часовых нагрузок объекта, указанных ответчиком в пункте 5 договора, и тарифа на подключение к системе водоотведения (3,446 куб. м в час x 494 445 рублей 49 копеек = 1 703 859 рублей 16 копеек).
Поскольку ответчик не внес в договорные сроки плату в размере 893 970 рублей 70 копеек, суды правомерно удовлетворили иск.
Довод жалобы о том, что подключение в действительности осуществлено до 2013 года, когда это допускалось бесплатно, противоречит его же доводам о том, что до 2013 года произведен лишь первый этап подключения. Общество не опровергает достоверность технического задания на подключение от 22.06.2016.
Довод общества о злоупотреблении истцом правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) противоречит материалам дела, свидетельствующим о соблюдении водоканалом нормативных актов, регулирующих отношения по подключению к системам водоснабжения и водоотведения.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А53-16381/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.