г. Краснодар |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А25-1685/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахтаова С.М. (ИНН 090500937511, ОГРНИП 307091601700122) - Биджиева М. С.-М. (доверенность от 06.02.2017), в отсутствие представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, третьих лиц: администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.11.2016 (судья Шишканов Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А25-1685/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Ахтаов С.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) по приостановлению 31.08.2016 государственной регистрации договоров аренды от 29.04.2016 N 17, 18 земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850, расположенных по адресу: Карачаево- Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге; признании незаконными действий управления по отказу 30.09.2016 в государственной регистрации названных договоров и возложении на управление обязанности провести государственную регистрацию договоров аренды от 29.04.2016 N 17, 18 (с учетом изменения предмета заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике (далее - кадастровая палата).
Решением от 14.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2017, заявление (с учетом отказа от части требований) удовлетворено. Признаны незаконными как несоответствующие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) действия управления по приостановлению государственной регистрации договоров аренды от 29.04.2016 N 17, 18, выраженные в уведомлениях от 31.08.2016; а также по отказу в государственной регистрации, выраженные в сообщениях от 30.09.2016, по заявлениям предпринимателя от 24.05.2016 о государственной регистрации договоров аренды земельных участков: с кадастровым номером 09:09:0000000:2850 (площадь 307 546 кв. м) и 09:09:0000000:2849 (площадь 350 тыс. кв. м), расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге. На регистрирующий орган возложена обязанность в срок не позднее 10 дней, с даты вступления в законную силу судебного решения, осуществить государственную регистрацию договоров от 29.04.2016 N 17, 18. В удовлетворении остальной части заявленных требований производство по делу прекращено, распределены судебные расходы. Суды признали оспариваемые действия и отказ управления в государственной регистрации договоров аренды незаконными, нарушающими права и охраняемые законом интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Довод управления о наличии пересечений границ испрашиваемых заявителем земельных участков с границами иных участков в качестве основания приостановления и последующего отказа в государственной регистрации договоров аренды суды отклонили. Сведения о наличии пересечений границ земельных участков 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850, 09:09:0010801:67, 09:09:0010801:27 отражены в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) ввиду технических ошибок в автоматизированном программном комплексе. Фактическое пересечение границ данных объектов отсутствовало. Указание в отношении земельных участков 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", с учетом содержания данного понятия, определенного нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) и согласующегося с классификатором, не является препятствием для государственной регистрации договоров аренды земельных участков, предоставленных заявителю для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с нормами Федеральных законов от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Отраженный в сведениях ГКН вид разрешенного использования в отношении спорных земельных участков соответствует виду разрешенного использования исходных земельных участков. Отсутствие адресообразующего элемента "Страна", "Городское или сельское поселение" не является препятствием для совершения регистрационных действий. Испрашиваемые заявителем земельные участки индивидуализированы в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поставлены на государственный кадастровый учет. В договорах аренды от 29.04.2016 N 17, 18 отражены индивидуализирующие признаки земельных участков (кадастровые номера, местонахождение, площадь и целевое назначение), позволяющие определенно установить земельные участки, подлежащие передаче арендатору в качестве объекта аренды. Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). В порядке устранения нарушения прав предпринимателя на управление возложена обязанность по государственной регистрации договоров аренды от 29.04.2016 N 17, 18.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 14.11.2016 и постановление апелляционного суда от 15.02.2017, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, указывая, что незаконность действий (бездействия) государственного органа должна устанавливаться на момент их совершения. Приостановление является промежуточным решением государственного регистратора, направленным на устранение причин, препятствующих государственной регистрации. Управление неоднократно запрашивало у кадастровой палаты кадастровые паспорта спорных объектов, которые получены с данными в графе 15 "Особые отметки": "Граница земельного участка пересекает границы участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26, 09:09:0010801:27. Суды не учли, что земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27 были обособленными участками в составе единого землепользования (кадастровый номер 09:09:0000000:8). Вид разрешенного использования земельных участков определен 24.03.2015; после вступления в силу классификатора вид разрешенного использования образованного участка должен устанавливаться в соответствии с ним. Адрес (описание местоположения), приведенный в кадастровых паспортах земельных участков 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850, не соответствует реальному местоположению их границ.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя по делу поддержал доводы, изложенные в отзыве. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 признано незаконным как несоответствующее нормам Земельного кодекса и Закону N 74-ФЗ бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлениям предпринимателя от 24.01.2014 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26, 09:09:0010801:27, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, в аренду для расширения крестьянского (фермерского хозяйства). На администрацию возложена обязанность в течение 7 дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение и выдать заявителю утвержденные схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
23 октября 2014 года администрация издала постановление N 631 об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения двух участков на кадастровой карте (312 тыс. кв. м и 350 тыс. кв. м), находящихся по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на север до реки Джингирик на юге.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2015 по делу N А25-703/2015 действия администрации по размещению в газете "День республики" (от 07.04.2015) объявления о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26, 09:09:0010801:27 признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и интересов заявителя путем опубликования в газете "День республики" объявления о недействительности объявления 07.04.2015 о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26, 09:09:0010801:27, а также по подготовке и направлению в адрес заявителя проектов договоров аренды земельного участка 09:09:0000000:2850 площадью 307 546 кв. м, 09:09:0000000:2849 площадью 350 тыс. кв. м, по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге (т. 1, л. д. 38 - 45).
В рамках названного дела определением от 22.04.2015 приняты обеспечительные меры в виде запрета администрации, управлению, кадастровой палате осуществлять любые регистрационные действия, а также действия, направленные на отчуждение, изменение и переход прав, изменение границ, конфигурации, местоположения, площади и всех иных характеристик и параметров, раздел, объединение, иное преобразование, внесение в ГКН любых изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, 09:09:0010801:27, 09:09:0010801:26 (т. 2, л. д. 74, 75).
Во исполнение решения суда от 17.12.2015 по делу N А25-703/2015 администрация (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договоры аренды: от 29.04.2016 N 17 о предоставлении заявителю сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:2850 площадью 307 546 кв. м; 29.04.2016 N 18 о предоставлению заявителю сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:2849 площадью 350 тыс. кв. м, по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге.
24 мая 2016 года предприниматель обратился в управление с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды от 29.04.2016 N 17, 18.
Управление уведомило заявителя о приостановлении регистрации в связи с арестом, наложенным определением от 22.04.2015 по делу N А25-703/2015.
Определением от 30.06.2016 по делу N А25-703/2015 обеспечительные меры, принятые 22.04.2015, отменены.
3 декабря 2015 года за совершением регистрационных действий в отношении спорных земельных участков в управление обратилась администрация (т. 1, л. д. 102, 103).
14 июня 2016 года управление повторно приостановило государственную регистрацию договоров аренды земельных участков 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 до завершения государственной регистрации по ранее принятым документам.
18 августа 2016 года по заявлению администрации управление приняло решение об отказе в государственной регистрации, ранее приостановленные регистрационные действия возобновлены (т. 1, л. д. 114, 115).
Уведомлениями от 31.08.2016 N 09/001/085/2016-180, 09/001/085/2016-181 государственная регистрация договоров аренды приостановлена с указанием на наличие следующих препятствий: по данным ГКН имеются пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 с границами земельных участков 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27; вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", указанный в кадастровых выписках в отношении земельных участков 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850, а также в постановлении администрации от 23.10.2014 N 631 (в редакции постановления от 24.03.2015 N 137), отсутствует в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540; адреса, присвоенные в ГКН земельным участкам 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850, не содержат двух обязательных адресообразующих элементов - "Страна" и "Городское или сельское поселение" (т. 1, л. д. 121 - 126).
Сообщениями от 30.09.2016 в проведении государственной регистрации договоров аренды предпринимателю отказано вследствие неустранения причин, препятствующих государственной регистрации (т. 2, л. д. 52 - 55).
Полагая, что отмеченные действия управления являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением (глава 24 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
Суды установили и материалами дела подтверждено, что в состав земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:8 входили земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27, имевшие статус ранее учтенных. Из земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:8 образованы в числе прочих земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849 и 09:09:0000000:2850. Согласно письму кадастровой палаты от 20.10.2016 N 1779 границы участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, пересечений с границами других земельных участков данные участки не имеют (наличие в ГКН сведений о пересечении вызвано технической ошибкой в программном обеспечении). В кадастровых паспортах земельных участков 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 в графе 16 "Особые отметки" отсутствуют сведения о наложении их границ на границы иных земельных участков, включая 09:09:0010801:26, 09:09:0010801:27. Вид разрешенного использования ("для сельскохозяйственного производства"), указанный в постановлении администрации от 23.10.2014 N 631 и сведениях ГКН о земельных участках с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850, предоставленных для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствует специфике деятельности предпринимателя. Отраженный в сведениях ГКН вид разрешенного использования в отношении рассматриваемых земельных участков соответствует виду разрешенного использования исходных участков. Договоры аренды земельных участков от 29.04.2016 N 17, 18 никем не оспорены, недействительными не признаны, предмет данных договоров и объекта аренды согласован, определены индивидуализирующие признаки земельных участков (кадастровые номера, местонахождение, площадь и целевое назначение), разногласия относительно приведенных характеристик у сторон договоров отсутствуют.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств (статья 71 Кодекса) позволили судам прийти к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации рассматриваемых договоров аренды.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции изучены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, сводятся к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у окружного суда не имеется (статья 286 Кодекса).
Судебные инстанции надлежащим образом оценили представленные в дело доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права. Арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения от 14.11.2016 и апелляционного постановления от 15.02.2017 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 по делу N А25-1685/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.