Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2017 г. N Ф08-3021/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А25-1685/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево- Черкесской Республики от 14.11.2016 по делу N А25-1685/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы КФХ Ахтаова С.М. (ОГРНИП 307091601700122, ИНН 090500937511)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967414, ИНН 0914000719)
об оспаривании действий государственного органа по приостановлению государственной регистрации и по отказу в государственной регистрации договоров аренды земельных участков,
с участием третьих лиц: Администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской Республике,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя - главы КФХ Ахтаова С.М.: представитель Биджиева М. С-М. (по доверенности от 06.02.2017),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике: представитель Борлакова Э.Б. (по доверенности от 09.01.2017),
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава КФХ Ахтаов С.М. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - Управление) о признании незаконными действия по приостановлению 31.08.2016 государственной регистрации договоров аренды от 29.04.2016 земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге; - признать незаконными действия Управления по отказу 30.09.2016 в государственной регистрации указанных договоров аренды земельных участков; об обязании осуществить государственную регистрацию указанных договоров аренды земельных участков.
Решением суда от 14.11.2016 требования удовлетворены. Суд признал незаконными как несоответствующие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике по приостановлению государственной регистрации договоров аренды земельных участков, выраженные уведомлениями от 31.08.2016, а также отказ в государственной регистрации, выраженный сообщениями об отказе от 30.09.2016, по заявлениям индивидуального предпринимателя - главы КФХ Ахтаова С.М. от 24.05.2016 о государственной регистрации договоров аренды следующих земельных участков - с кадастровым номером 09:09:0000000:2850, площадью 307546 кв. м, а также с кадастровым номером 09:09:0000000:2849, площадью 350000 кв. м, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике в срок не позднее 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда и на его основании осуществить по заявлению индивидуального предпринимателя - главы КФХ Ахтаова С.М. от 24.05.2016 государственную регистрацию договоров от 29.04.2016 NN 17, 18 аренды следующих земельных участков - с кадастровым номером 09:09:0000000:2850, площадью 307546 кв. м, а также с кадастровым номером 09:09:0000000:2849, площадью 350000 кв. м, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге. В остальной части требований производство по делу прекращено. Распределены судебные расходы.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в связи с неправильным применением закона, а также без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на жалобу предприниматель возразил относительно доводов жалобы, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал жалобу, представитель предпринимателя изложил свои возражения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.11.2016 по делу N А25-1685/2016 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.06.2014 по делу N А25-420/2014 бездействие Администрации Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в непринятии решения по заявлениям предпринимателя от 24.01.2014 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:0026, 09:09:0010801:27, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до реки Джингирик на юге, в аренду для расширения крестьянского фермерского хозяйства, признаны незаконным как несоответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Суд обязал Администрацию в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение и выдать заявителю утвержденные схемы расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. Администрация вынесла постановление от 23.10.2014 N 631 об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения двух земельных участков на кадастровой карте площадями 312 000 кв. м и 350 000 кв. м, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на север до р. Джингирик на юге.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2015 по делу N А25-703/2015 действия Администрации по размещению в газете "День республики" (от 07.04.2015) объявления о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:27, 09:090010801:26 признаны незаконными. Суд обязал Администрацию устранить допущенное нарушение прав и интересов заявителя путем опубликования в газете "День республики" объявления о недействительности объявления о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:27, 09:090010801:26, опубликованного 07.04.2015. А также подготовить и направить в адрес заявителя: проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:2850 площадью 307546 кв.м., расположенного по адресу: Карачаево- Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге; проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:2849 площадью 350000 кв.м., расположенного по адресу: Карачаево- Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге.
Кроме того, в рамках указанного дела определением от 22.04.2015 судом по ходатайству заявителя приняты обеспечительные меры в виде запрета Администрации, Управлению, Кадастровой палате осуществлять любые регистрационные действия, а также действия, направленные и могущие привести к отчуждению, изменению и переходу прав, изменению границ, конфигурации, местоположения, площади и всех иных характеристик и параметров, разделу, объединению, иному преобразованию, внесению в государственный кадастр недвижимости любых изменений, в отношении земельных участков с кадастровыми (условными) номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, 09:09:0010801:27, 09:090010801:26.
29.04.2016 во исполнение решения суда от 17.12.2015 между Администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключены договор аренды N 18, согласно которому в пользование заявителю сроком на 49 лет передан земельный участок с кадастровым номером 09:09:0000000:2849 площадью 350 000 кв.м., расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге; договор аренды N 17, согласно которому в пользование заявителю сроком на 49 лет передан земельный участок с кадастровым номером 09:09:0000000:2850 площадью 307 546 кв.м., расположенный по адресу: Карачаево- Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге.
24.05.2016 предприниматель обратился в Управление с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды от 29.04.2016 N N 17, 18 земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге.
Управление уведомило предпринимателя о приостановлении регистрации права аренды в связи с наложением ареста определением суда от 22.04.2015 по делу N А25-703/2015.
Определением суда от 30.06.2016 по делу N А25-703/2015 обеспечительные меры, принятые судебным актом от 22.04.2015, отменены.
03.12.2015 за совершением регистрационных действий в отношении спорных земельных участков в Управление обратилась Администрация.
14.07.2016 регистрирующий орган повторно приостановил государственную регистрацию договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 до завершения государственной регистрации по ранее принятым документам.
Управлением 18.08.2016 по заявлению Администрации о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 принято решение об отказе, в связи с чем ранее приостановленные регистрационные действия были повторно возобновлены.
31.08.2016 Управление очередной раз приостановило государственную регистрацию договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, о чем сообщило заявителю уведомлениями N N 09/001/085/2016-180, 09/001/085/2016-181. В качестве оснований для приостановления регистрационных действий указано на наличие следующих препятствий к государственной регистрации договоров аренды земельных участков: - по данным Государственного кадастра недвижимости имеются пересечения границ спорных земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27 соответственно; вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", указанный в представленных на государственную регистрацию кадастровых выписках в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, а также в постановлении Администрации от 23.10.2014 N 631 (с учетом его изменения постановлением от 24.03.2015 N 137), отсутствует в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540; адреса, присвоенные в Государственном кадастре недвижимости земельным участкам с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, не содержат двух обязательных адресообразующих элементов - "Страна" и "Городское или сельское поселение".
Сообщениями от 30.09.2016 предпринимателю отказано в проведении государственной регистрации договоров аренды, поскольку в установленный срок, причины, препятствующие государственной регистрации, не устранены.
Полагая, что указанные действия регистрирующего органы являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд, арбитражный суд не только отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав, но и уклонение от такой регистрации. Как уклонение от государственной регистрации может быть квалифицировано необоснованное приостановление государственной регистрации, несовершение регистрирующим органом в установленные сроки действий по государственной регистрации прав при отсутствии оснований для ее приостановления или отказа в ее проведении.
С учетом изложенного, решение о приостановлении государственной регистрации принятое органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, и влекущее определенные правовые последствия для субъекта, осуществляющего экономическую деятельность, может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд. Доводы жалобы в этой части следует признать несостоятельными.
Государственная регистрация прав проводится на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации.
В пункте 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ указано, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В данном случае правоустанавливающими документами, представленными на государственную регистрацию, являлись договоры аренды земельных участков от 29.04.2016 N N 17, 18 и постановление Администрации от 23.10.2014 N 631.
Регистрирующий орган в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации договора указал на наличие пересечения границ спорных земельных участков с границами земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27 соответственно; вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", указанный в представленных на государственную регистрацию кадастровых выписках в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, а также в постановлении Администрации от 23.10.2014 N 631 (с учетом его изменения постановлением от 24.03.2015 N 137), отсутствует в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N540; адреса, присвоенные в Государственном кадастре недвижимости земельным участкам с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, не содержат двух обязательных адресообразующих элементов - "Страна" и "Городское или сельское поселение".
Пунктами 3, 6 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно об описании местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно статье 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Из материалов дела следует, что в рамках рассмотрения дел N А25-420/2014, N А25-703/2015 установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27, на пересечение границ которых с границами испрашиваемых земельных участков представляют собой исходные земельные участки, на базе которых фактически были образованы в качестве объектов недвижимого имущества испрашиваемые заявителем земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849. Спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", являются обособленными участками и входили в состав единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:8 площадью 50 320 000 кв. м, ранее принадлежавшего РГУП "Кумышский". Площадь указана ориентировочно, сведения о границах участков не позволяли однозначно определить земельные участки в качестве объектов недвижимости и подлежали уточнению при межевании.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.04.2015 N 09/15/1-39264 в состав земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:8 ранее входили и земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27. Данные земельные участки имели статус ранее учтенных.
Согласно пункту 17.4 кадастрового паспорта земельного участка от 06.04.2015 N 09/15/1-39264 из земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:8 были образованны несколько земельных участков, в том числе и с кадастровыми номерами - 09:09:0000000:2850 и 09:09:0000000:2849.
В 2014 году Минимуществом Карачаево-Черкесской Республики проведены межевые работы по уточнению границ земельных участков из земель РГУП "Кумышский", в том числе, и спорных земельных участков, которым в результате уточнения границ были присвоены новые кадастровые номера - 09:09:0000000:2850 и 09:09:0000000:2849.
В результате уточнения границ площадь земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:2850 (ранее 09:09:0010801:26) составила 307 546 кв.м.
В ходе рассмотрения дела N А25-703/2015 суд также установил, что после рассмотрения дела N А25-420/2015 Администрацией утверждены схемы расположения испрашиваемых заявителем земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 на кадастровой карте.
Земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27, с одной стороны, и земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, с другой стороны, фактически представляют собой одни и те же участки. В связи с чем, земельные участки не могут иметь фактического пересечения границ, а отраженные в Государственном кадастре недвижимости сведения о таком пересечении могут иметь в качестве причины ошибки, допущенные при государственном кадастровом учете.
С целью устранения указанных противоречий суд определением от 22.09.2016 запросил у Кадастровой палаты письменные пояснения с указанием причин наложения по сведениям ГКН границ спорных земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 (выделены из состава единого землепользования с кадастровым номером 09:09:0000000:8 в ходе межевых работ по уточнению границ земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:27, 09:09:0010801:26 из земель РГУП "Кумышский") на границы участков с кадастровыми номерами соответственно 09:09:0010801:27, 09:09:0010801:26.
Согласно письму от 20.10.2016 N 1779 кадастровая палата пояснила, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, указанные земельные участки пересечений с границами других земельных участков не имеют. Наличие сведений в ГКН о пересечении границ данных земельных участков с исходными земельными участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:27, 09:09:0010801:26 вызвано технической ошибкой в программном обеспечении "Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости".
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений ГКН изменяется на "учтенный" с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 образованы на базе участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:27, 09:09:0010801:26 путем раздела единого землепользования с кадастровым номером 09:09:0000000:8, с момента их постановки на кадастровый учет 26.03.2015 им в соответствии с приведенными положениями Порядка ведения государственного кадастра недвижимости присвоен статус "Временный" до момента государственной регистрации права на них либо до момента государственной регистрации аренды.
В порядке исправления технической ошибки, статус земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 изменен Кадастровой палатой с "учтенного" на "временный", в результате чего устранены ошибочные сведения о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, 09:09:0010801:27, 09:090010801:26.
Как установлено судом первой инстанции на дату рассмотрения спора судом в кадастровых паспортах земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2849, 09:09:0000000:2850 в графе 16 "Особые отметки" отсутствуют сведения о наложении их границ на границы каких-либо иных земельных участков, в том числе, участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:27, 09:09:0010801:26.
Также согласно уведомлениям Управления в качестве основания приостановления государственной регистрации договоров аренды послужило несоответствие вида разрешенного использования земельных участков, указанных в кадастровых паспортах ("для сельскохозяйственного производства") Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, который предусматривает в отношении земель сельхозназначения такой вид разрешенного использования как "сельскохозяйственное использование".
Судом первой инстанции установлено, что в сведения ГКН вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 "для сельскохозяйственного производства" внесен 26.03.2015 на основании постановления Администрации от 23.10.2014 N 631 при постановке данных земельных участков на кадастровый учет.
После обращения предпринимателя в Администрацию с письмом о внесении изменений в постановление от 23.10.2014 N 631, Администрация внесла изменения в ранее изданное постановление, дополнив его пункт 1 указанием на категорию земель - "из сельскохозяйственного назначения", а также на вид разрешенного использования образуемых участков - "для сельскохозяйственного производства".
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В то же время в силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при образовании земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 на базе исходных участков с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27 вид разрешенного использования не изменялся, до этого разрешенный вид использования "для сельскохозяйственного производства" был установлен в отношении единого землепользования, в состав которого входили исходные земельные участки - земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:8 площадью 50 320 000 кв. м, ранее принадлежавшего РГУП "Кумышский".
В рамках рассмотрения дел N А25-420/2014 и NА25-703/2015 судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0010801:26 и 09:09:0010801:27 относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", являются обособленными участками и входили в состав единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:8.
При этом, учтено, что заявитель является главой КФХ, в наличии у которого имеется сельскохозяйственная техника и значительное число сельскохозяйственных животных (за период 2010 - 2013 общее поголовье скота выросло в четыре раза - около 800 голов баранов и 13 голов крупного рогатого скота), что послужило причиной обращения в Администрацию с целью выделения земельных участков для расширения КФХ.
Следовательно, вид разрешенного использования ("для сельскохозяйственного производства"), указанный в постановлении Администрации от 23.10.2014 N 631 и в сведениях ГКН о земельных участках с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, предоставленных для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствует специфике деятельности заявителя и согласуется с приведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Кроме того, отраженный в сведениях ГКН вид разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 соответствует виду разрешенного использования исходных земельных участков, что согласуется с правилами пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости.
Доводы Управления о том, что адреса, присвоенные в Государственном кадастре недвижимости земельным участкам с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849, не содержат двух обязательных адресообразующих элементов ("Страна" и "Городское или сельское поселение"), что противоречит Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 судом также обоснованно отклонены.
Согласно абзацу четвертому подпункта "а" пункта 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков, в том числе, в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 47 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов).
Согласно материалам дела, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 в Государственном кадастре недвижимости в графе 9 "Адрес (описание местоположения)" указано - Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, от Скалистого хребта на севере до р. Джингирик на юге.
При этом, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемые заявителем земельные участки расположены в границах какого-либо из сельских поселений Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, обратного Управлением в ходе рассмотрения спора не доказано.
Городские поселения на территории Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие адресообразующего элемента "Городское или сельское поселение" в данном случае не является препятствием для совершения регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849.
Факт нахождения Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в границах Российской Федерации является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в дополнительном доказывании.
При этом, испрашиваемые заявителем земельные участки с кадастровыми номерами 09:09:0000000:2850, 09:09:0000000:2849 индивидуализированы в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поставлены на государственный кадастровый учет. В договорах аренды от 29.04.2016 NN 17, 18 определены индивидуализирующие признаки земельных участков: их кадастровые номера, местонахождение, площадь и целевое назначение, которые позволяют определенно установить данные земельные участки, подлежащие передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Управления в регистрации договоров аренды является незаконным и нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание изложенное, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд первой инстанции обоснованно в качестве способа восстановления нарушенных прав предпринимателя возложил на Управление обязанность осуществить государственную регистрацию договоров аренды.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка,
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.11.2016 по делу N А25-1685/2016 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.11.2016 по делу N А25-1685/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1685/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2017 г. N Ф08-3021/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ахтаов Солтан Мухтарович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Администрация Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Биджиев М С-М, Биджиев Мухтар Солтан-Муратович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике