г. Краснодар |
|
12 мая 2017 г. |
Дело N А32-15537/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелева Валентина Николаевича (ИНН 230805338742, ОГРНИП 314237304800153) - Шепелева В.Н. (паспорт), Потаповой А.В. (доверенность от 27.04.2016), от лица, осуществляющего публичные полномочия, лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Охрименко М.М. (доверенность от 27.02.2017), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2016 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-15537/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелев В.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выразившихся в отказе, изложенном в письме от 08.04.2016 N 52-6967/16-32.20 (т. 1, л. д. 72 - 74) в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 196 553 кв. м, с кадастровым номером 23:07:0202007:18, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Краснодарский край, Динской район в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 10; о возложении на департамент обязанности принять решение о предоставлении предпринимателю в собственность данного участка и направить решение с предложением о заключении договора купли-продажи.
Требования обоснованы тем, что отказ департамента не соответствует Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением от 04.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.01.2017, требования удовлетворены в части: признаны незаконными действия департамента по возврату, оформленному письмом от 08.04.2016 N 52-6967/16-32.20, заявления предпринимателя о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. На орган, осуществляющий публичные полномочия, возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении в собственность земельного участка площадью 196 553 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202007:18 с принятием решения по существу обращения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С департамента в пользу предпринимателя взыскано 150 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суды руководствовались положениями Закона N 101-ФЗ и Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), согласно которым приватизация арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов возможна по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования объекта аренды. Факт надлежащего использования спорного земельного участка по целевому назначению подтвержден материалами дела. Акты обследования ГУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 10.02.2016 N 83 и 24.03.2016 N 180 (т. 1, л. д. 56, 57) в совокупности с иными доказательствами подтверждают надлежащее использование арендатором земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции. Отказ департамента в оказании заявителю государственной услуги, выраженный в возврате без рассмотрения по существу заявления предпринимателя, незаконен. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суды удовлетворили требования предпринимателя, возложив на уполномоченный орган обязанность по рассмотрению заявления и принятию решения по существу рассмотрения. Государственная пошлина распределена между спорящими сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты обеих инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает на отсутствие в деле совокупности доказательств, подтверждающих факт надлежащего использования предпринимателем рассматриваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения. Формы отчетности N 1-КФХ и 2-КФХ не подтверждают надлежащее использование земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202007:18, поскольку отражают сведения об урожайности в целом по всем участкам, находящимся у предпринимателя в собственности и аренде. Обязанность по предоставлению в собственность земельного участка у департамента возникает только при условии наличия у заявителя права на приобретение участка в собственность и отсутствии законодательно установленных препятствий приватизации. При проведении правовой экспертизы заявления предпринимателя установлено отсутствие ссылок на пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Предприниматель не доказал не соответствие действий департамента по возврату заявления действующему законодательству, и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202007:18 является действующим, заявитель не лишен права повторно обратиться в департамент с заявлением о выкупе объекта аренды, приложив все необходимые документы.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 05.09.2005 N 185-з (т. 1, л. д. 24, 25) департамент (арендодатель) и крестьянское (фермерское) хозяйство "Сатурн" (арендатор) заключили договор от 05.09.2005 N 0000001169 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения площадью 196 556 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202007:0004, расположенного по адресу (ориентир): Краснодарский край, Динской район, примерно 330 метров по направлению на восток от ориентира бетонная остановка "Военный городок" для ведения сельскохозяйственного производства сроком на 10 лет (т. 1, л. д. 12, 20).
Дополнительным соглашением от 24.04.2015 произведена замена арендатора на предпринимателя в связи с перерегистрацией (т. 1, л. д. 37, 38).
Впоследствии арендуемый участок объединен с другими с присвоением кадастрового номера 23:07:0202007:5.
Приказом департамента от 20.05.2013 N 700 земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202007:5 разделен на три участка с кадастровыми номерами 23:07:0202007:18, 23:07:0202007:19 и 23:07:0202007:20 (т. 1, л. д. 75).
Переданному заявителю в аренду земельному участку присвоен кадастровый номер 23:07:0202007:18, площадь уточнена и составила 196 553 кв. м.
30 марта 2016 года предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202007:18 для сельскохозяйственного использования (т. 1, л. д. 66, 67).
Письмом от 08.04.2016 N 52-6967/16-32.20 департамент возвратил заявление без рассмотрения, указав на несоблюдение императивно установленных требований о составе и содержании приложенных документов (т. 1, л. д. 72 - 74).
Считая действия департамента незаконными и нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо оспорило их в судебном порядке.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 приведенного Закона (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления предпринимателя) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В нем указано, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается непроведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 данного Кодекса к нему прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Законом N 101-ФЗ (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 21 Закона N 532-КЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данным Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу данной статьи. Исключение составляет ряд случаев, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Такие земельные участки приобретаются в собственность по кадастровой стоимости. В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельных участков. В случае аренды земельного участка в течение 20 лет земельный участок (часть земельного участка) предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность бесплатно при условии отсутствия в течение указанного срока административных наказаний, связанных с использованием этого земельного участка, из расчета 1,5 гектара на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, проработавшего в нем не менее 10 лет. В случае, если площадь используемого по договору аренды земельного участка менее расчетной, то земельный участок предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность бесплатно, исходя из его фактической площади.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили соблюдение предпринимателем установленного законом порядка приватизации земель сельскохозяйственного назначения и представление им документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, незаконность действий департамента по неоказанию государственной услуги и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В качестве устранения нарушений на орган, осуществляющий публичные полномочия, правомерно возложена обязанность повторно рассмотреть заявление.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы, изложенные в решении и апелляционном постановлении.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения от 04.10.2016 и постановления апелляционной инстанции от 18.01.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А32-15537/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.