Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2017 г. N Ф08-2573/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2017 г. |
дело N А32-15537/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2016 по делу N А32-15537/2016 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелева Валентина Николаевича,
заинтересованное лицо: департамент имущественных отношений Краснодарского края, принятое в составе судьи Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель глава КФХ Шепелев В.Н. (далее - предприниматель, заявитель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края и просил:
признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо), выразившиеся в отказе от 08.04.2016 N 52-6967/16-32.20, предоставить предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелеву Валентину Николаевичу в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 196553 кв.м, с кадастровым номером 23:07:0202007:18, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Краснодарский край, Динской район в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 10;
обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелеву Валентину Николаевичу государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 196553 кв.м, с кадастровым номером 23:07:0202007:18, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Краснодарский край, Динской район в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 10 по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством;
обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелеву Валентину Николаевичу решение с предложением о заключении договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 196553 кв. м., с кадастровым номером 23:07:0202007:18, местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка: Краснодарский край, Динской район в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 10.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2016 признаны незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в письме от 08.04.2016 N 52-6967/16-32.20, в виде возвращения заявления предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелева Валентина Николаевича о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 196553 кв.м., с кадастровым номером 23:07:0202007:18. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелева Валентина Николаевича о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 196553 кв.м. с кадастровым номером 23:07:0202007:18 с принятием решения по существу обращения. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения. Суд взыскал с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу предпринимателя главы КФХ Шепелева Валентина Николаевича 150 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал - решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявление предпринимателя и приложенные к нему документы были возвращены заявителю в связи с тем, что заявление не соответствовало требованиям указанным в пункте 2.6.1 Регламента, к нему не были приложены документы, указанные в пункте 2.6.2 Регламента. К заявлению о предоставлении спорного земельного участка в собственность были приложены формы отчетности N 1-КФХ и N 2-КФХ Шепелев за последние три года. Департамент считает, что названные отчеты сами по себе не свидетельствуют о надлежащем использовании спорного земельного участка, поскольку данные формы отражают сведения об урожайности в целом по КФХ главой которого является Шепелев В.Н. по всем земельным участкам, находящимся у него в собственности и в аренде без указания об урожайности на конкретном испрашиваемом в собственность земельном участке.
Податель жалобы также указывает на то, что при проведении правовой экспертизы заявления о предоставлении земельного участка в собственность департаментом было установлено, что в заявлении не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно необходимо было указать, что заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка подается в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, податель жалобы полагает, что при возвращении заявления департаментом не были нарушены нормы земельного законодательства.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
От предпринимателя через канцелярию суда поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя в настоящее судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции признал ходатайство об отложении необоснованным и подлежащим отклонению, поскольку препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, изложенные в ходатайстве об отложении причины не служат основаниями для отложения рассмотрения жалобы в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
При этом суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Учитывая, что заявитель и заинтересованное лицо не возражали против проверки законности обжалуемого решения суда лишь в обжалуемой части, предприниматель в части отказа удовлетворения заявленных требований решение суда первой инстанции не оспаривает, то данное решение пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.09.2005 между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Крестьянским (фермерским) хозяйством "Сатурн" заключен договор N 0000001169 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения сроком на 10 лет - до 05.09.2015.
По данному договору в аренду был предоставлен земельный участок площадью 196556 кв.м с кадастровым номером 23:07:0202007:0004, расположенный по адресу (ориентир): Краснодарский край, Динской район, примерно 330 метров по направлению на восток от ориентира бетонная остановка "Военный городок".
24.04.2015 подписано дополнительное соглашение, арендатор КФХ "Сатурн" был заменен на предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелева В.Н. в связи с перерегистрацией юридического лица в физическое лицо - индивидуального предпринимателя.
После арендованный участок объединен в один земельный участок с другими участками с присвоением производному участку кадастрового номера 23:07:0202007:5.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.05.2013 N 700 земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202007:5 был разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами 23:07:0202007:18, 23:07:0202007:19 и 23:07:0202007:20.
Переданному истцу в аренду земельному участку был присвоен кадастровый номер 23:07:0202007:18, площадь уточнена и составила 196553 кв. м.
На обращение заявителя за приобретением указанного земельного участка в собственность департамент письмом от 08.04.2016 N 52-6967/16-32-20 возвратил заявление без рассмотрения, указав на его недостатки и на несоблюдение главой хозяйства императивно установленных требований о составе и содержании приложенных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности решения департамента имущественных отношений подтверждено материалами дела.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пунктом 4 статьи 1 которого установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу пункта 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 данной статьи.
Пунктом 4 указанной нормы предусмотрено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечение трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Пункт 9 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
По смыслу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закона края N 532-КЗ) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих участков. Названные земельные участки приобретаются в собственность по кадастровой стоимости, дифференцированной (в процентах) в зависимости от срока аренды участка, при условии его надлежащего использования.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Согласно "Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок используется заявителем на основании договора аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения N 0000001169 от 05.09.2005, заключенный между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и КФХ "Сатурн" в лице главы хозяйства Шепелева В.Н.
По данному договору в аренду был предоставлен земельный участок площадью 196556 кв.м., за кадастровым номером 23:07:0202007:0004, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, примерно 330 метров по направлению на восток от ориентира бетонная остановка "Военный городок".
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается регистрационной записью N 23-23-31/045/2005-318.
24.04.2015 к договору аренды N 0000001169 от 05.09.2005 было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды в части замены арендатора "КФХ "Сатурн" на индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелева Валентина Николаевича в связи с перерегистрацией юридического лица в физическое лицо индивидуального предпринимателя. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ КХ "Сатурн" ИНН 2330017550, ОГРН 1022303616026.
Согласно пункту 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Данное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается регистрационной записью N 23-23-31/801/2015-520811.
После арендованный участок объединен в один земельный участок с другими участками с присвоением производному участку кадастрового номера 23:07:0202007:5.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.05.2013 N 700 земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202007:5 был разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами 23:07:0202007:18, 23:07:0202007:19 и 23:07:0202007:20.
Переданному истцу в аренду земельному участку был присвоен кадастровый номер 23:07:0202007:18, площадь уточнена и составила 196553 кв. м.
Арендуемый заявителем земельный участок сформирован, определен на местности с указанием границ и площади, поставлен на кадастровый учет.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" в случае продажи земельных участков на территории Краснодарского края без проведения торгов цена таких земельных участков определяется в следующем порядке: за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков.
В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Расчет срока аренды земельного участка в вышеуказанных случаях, предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Из анализа приведенных норм следует, что арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии трех условий: 1) арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; 2) участок используется в соответствии с его целевым назначением; 3) заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент, отказывая по причине непредставления документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, не указал, какие именно еще документы заявитель обязан был предоставить в департамент. Департамент ни в своих отказах на многочисленные заявления предпринимателя, ни суду не привел конкретных доводов и фактов ненадлежащего использования предпринимателем истребуемого им земельного участка.
Оценив в совокупности представленные документы, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы предпринимателя о том, что спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения использовался надлежащим образом и исключительно по целевому назначению.
Кроме того, департаментом не учтено следующее.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 03.06.2015 N 649 утвержден Административный регламент предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности (далее - Административный регламент).
В силу пункта 2.6.1 Административного регламента утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги, а именно:
заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, содержащее:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и местонахождение заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;
5) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации;
6) цель использования земельного участка;
7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно пункту 2.6.2 Административного регламента к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица);
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица (в случае обращения доверенного лица);
нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) на совершение сделки, для заявителей, являющихся физическими лицами;
документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае если с заявлением обратились юридическое лицо или гражданин по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка;
документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица, наделенного полномочиями на совершение юридически необходимых действий, связанных с приобретением в собственность земельного участка (доверенность);
заявитель является ответственным.
Данный перечень расширительному толкованию не подлежит.
В силу пункта 2.6.8 Административного регламента в целях установления отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 названного Регламента, департамент вправе в пределах срока предоставления государственной услуги запрашивать, в числе прочего, информацию:
- в государственном казенном учреждении Краснодарского края "Кубаньземконтроль" - о фактическом использовании земельного участка;
- в департаменте архитектуры и градостроительства Краснодарского края - о нахождении земельного участка в границах земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, в пределах инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, в границах в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, а также государственных природных заповедников и национальных парков, о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий местного значения, о нахождении земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, относительно водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в пределах расположения объектов гидротехнических сооружений, в пределах воинских и гражданских захоронений;
- в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края - о наличии либо отсутствии на указанном земельном участке особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов археологического наследия, музеев-заповедников;
- в Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов - о местоположении земельного участка относительно водных объектов.
Пункты 2.7, 2.8 Регламента содержат исчерпывающие перечень оснований для отказа в приеме документов и возврата заявления заявителю и перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, которые не подлежат расширительному толкованию.
Актами обследования земельного участка N 83 от 10.02.2016 и N 180 от 24.03.2016 составленными подведомственным учреждением департамента ГУ КК "Кубаньземконтроль", в отношении земельного участка площадь 196553 кв.м., с кадастровым номером 23:07:0202007:18, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет", участок N 10, установлено, что земельный участок используется для сельскохозяйственного производства без нарушений использования земельного участка, так как на площади 17 гектар расположен фруктовый сад, на площади 0,5 гектар-виноградник, на площади 2 гектара-земляника.
Как было указано выше, спорный земельный участок находится в аренде у фермерского хозяйства с 05.09.2005, процессуальное правопреемство полностью подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой Крестьянское хозяйство "Сатурн" 17.02.2014 прекратило деятельность в связи с приобретением главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя.
Несмотря на это, департамент в своем отказе предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, указал, что не приложены документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка, что противоречит фактическим обстоятельствам дела. При этом установленную пунктом 2.6.8. Административного регламента обязанность по самостоятельному направлению запросов в компетентные органы, департамент не исполнил.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательства ненадлежащего (нецелевого) использования земельного участка департаментом не представлены.
В свою очередь, заявитель представил копии актов ГУ КК "Кубаньземконтроль" N 180 от 24.03.2016 и N 83 от 10.02.2016.
Податель жалобы ссылается на то, что основаниями для возвращения заявления предпринимателя указаны: указание в заявлении на пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без упоминания подпункта 9 этой статьи; формы N 1-фермер и N 2-фермер за 2015 не могут быть признаны документами, подтверждающими надлежащее использование участка.
Суд первой инстанции указанные доводы рассмотрел и обоснованно отклонил их как необоснованные ввиду следующего.
В заявлении предприниматель сослался на пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, процитировал норму закона о продаже земельных участков собственность арендаторов, использовавших участок на праве аренды более трех лет, приложил к заявлению договор аренды земельного участка.
Указанное однозначно раскрывало основание, по которому заявитель просил передать ему участок в собственность.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" установлено, что при надлежащем исполнении договорных обязательств и отсутствии нарушений земельного законодательства документом, подтверждающим надлежащее использование земельного участка, является для крестьянских (фермерских) хозяйств - информация за предшествующий календарный год о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме N1-КФХ и (или) о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N 2-КФХ, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
К заявлению в департамент предприниматель приложил справки за три предшествующих года по каждой форме.
При указанных обстоятельствах возвращение департаментом заявления предпринимателя противоречит закону и нарушает права последнего.
Иных доводов в обоснование правовой позиции департаментом не приведено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ департамента нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем является незаконным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2016 по делу N А32-15537/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15537/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2017 г. N Ф08-2573/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Глава Кфх Шепелев Валентин Николаевич, ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шепелев Валентин Николаевич, КФХ ГЛАВА ШЕПЕЛЕВ В.Н.
Ответчик: департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущественных отношений КК