г. Краснодар |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А63-5353/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В., при организации видеоконференцсвязи Арбитражным судом Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю., при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи истца - индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны (ИНН 263512888003, ОГРНИП 313265117200296), от истца - индивидуального предпринимателя Яцунова Сергея Прокофиевича (ИНН 263400381712, ОГРН 304263514600187) - Майдибор Н.П. (доверенность от 30.12.2016), в отсутствие представителей ответчиков: администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2016 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 (судьи Жуков Е.В., Макарова Н.В., Сомов Е.Г.) по делу N А63-5353/2016, установил следующее.
Индивидуальные предприниматели Майдибор Надежда Петровна и Яцунов Сергей Прокофиевич (далее - предприниматели) обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - администрация, комитет) о признании незаконным бездействия в вопросах организации и проведения торгов (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка площадью 18 305 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Коломийцева в квартале 611 (далее - земельный участок).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017, заявленные требования удовлетворены, администрация присуждена к решению вопроса об организации процедуры проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Судебные акты мотивированы следующим. Наличием двух и более претендентов на один и тот же земельный участок обусловлена обязанность администрации по выставлению на торги права на заключение договора аренды земельного участка. Распоряжения земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, относится к компетенции органов местного самоуправления. Первоначальному претенденту 23.04.2015 отказано в заключении договора аренды земельного участка. Органы местного самоуправления не совершены действия по реализации права на заключение договора аренды земельного участка на торгах. Расположение земельного участка в зоне регионального индустриального парка и принятие компетентным органом соответствующего решения не подтверждены. Земельный участок не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Комитет обжаловал решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Собственник вправе сам по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему земельным участком всеми законными способами. Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации, уполномоченным осуществлять в пределах своей компетенции управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя, в том числе земельными ресурсами. Земельный участок с разрешенным использованием под производственной базой расположен в градостроительной зоне, выделенной для обеспечения условий формирования промышленных предприятий. Земельный участок образован из земельного участка, предназначенного для размещения регионального индустриального парка "Северо-Западный". Уполномоченными органами проводятся мероприятия по включению земельного участка в перечень земельных участков, предназначенных непосредственно для размещения парка.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истцов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что распоряжением администрации от 11.02.2015 N 91-р по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ялка-Ставрополь" (далее - общество) утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка с разрешенным использованием под производственной базой. В выпуске печатного издания "Вечерний Ставрополь" от 12.02.2015 N 24 опубликовано информационное сообщение администрации о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду. Государственный кадастровый учет земельного участка под кадастровым номером 26:12:020105:431 произведен 24.03.2015, что нашло отражение в кадастровой выписке от 25.12.2015 N 26/501/15-769421. Предприниматели обратились в администрацию с заявлениями от 27.02.2015 года о предоставлении земельного участка в аренду.
Письмами от 27.03.2015 N 08/14-1696, 08/14-1697 комитет уведомил заявителей о принятых решениях об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с подготовкой документов по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, информация о котором будет размещена на официальных сайтах администрации и Правительства Российской Федерации, а также в газете "Вечерний Ставрополь". Длительное бездействие органов местного самоуправления в вопросе организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка послужило основанием обращения предпринимателей 02.07.2015 в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта до 01.03.2015 включала в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировали население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (статьи 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в действовавшей до 01.03.2015 редакции).
Применительно к названным нормам в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства обеспечивается реализация гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка после опубликования информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства, даже зная о наличии иных претендентов. Законодательство не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. В отсутствие законодательно установленного порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта при наличии конкурирующих заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги, что отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Устранение судом нарушения интересов заявителей, даже если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
Пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) признаны утратившими силу статьи 28 - 34 Земельного кодекса. Статьей 34 Закона N 171-ФЗ предусмотрены переходные положения, которыми до 01.03.2018 допускается предоставление находящегося в публичной собственности земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления лица, в отношении которого до 01.03.2015 (но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка) было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта. В течение трех лет со дня принятия этого решения такой земельный участок не может быть предметом аукциона на право заключения договора аренды и не может быть предоставлен без проведения торгов иному лицу. К отношениям по предоставлению таких земельных участков применяются положения статей 31, 32 Земельного кодекса.
Положениями Земельного кодекса в действующей с 01.03.2015 редакции установлена иная процедура предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, в аренду для строительства. По общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона и подготовка к проведению аукциона осуществляются как по инициативе уполномоченного органа, так и по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. И в том, в другом случае осуществляются подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка, обеспечение выполнения в отношении земельного участка работ по подготовке документов с необходимыми для осуществления государственного кадастрового учета сведениями, государственный кадастровый учет земельного участка, получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона (статья 39.11).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что до 01.03.2015 в отношении кого-либо из претендентов на приобретение земельного участка в аренду было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Ни общество, ни предприниматели не являются перечисленными в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса субъектами права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов. Земельный участок не включен в зону регионального индустриального парка, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
В условиях поступивших в администрацию конкурирующих заявлений предпринимателей у администрации и комитета с учетом распределения полномочий возникла обязанность по совершению предусмотренных статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса действий, направленных на организацию и проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Неисполнение органами местного самоуправления названной обязанности повлекло нарушение прав предпринимателей, которые подлежат восстановлению путем понуждения администрации к обеспечению проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2017 по делу N А63-5353/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.