г. Краснодар |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А32-41253/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - администрация муниципального образования город Краснодар - Сарьян А.А. (доверенность от 30.12.2016), от департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса города Краснодар - Белоусовой Ю.В. (доверенность от 09.01.2017), от третьего лица предпринимателя Таюкина М.Н. - Харченко А.Ю. (доверенность от 28.11.2016), Шмыковой А.И. (доверенность от 28.11.2016), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьего лица - предпринимателя Козинец Л.Ю., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрация муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 6 февраля 2017 года (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года (судьи Смотрова Н.Н., Соловьёва М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-41253/2016, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный, административный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 26 августа 2016 года и предписания от 26 августа 2016 года N 17-386/2015 по делу N 386/2015.
Решением суда от 6 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18 мая 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что акты администрации нарушают конкуренцию в сфере похоронного дела.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, администрация не нарушила статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), В силу статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 год N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Недопустима произвольная копка могил в отрыве от деятельности специализированной службы. Понуждение к заключению договоров со специализированной службой призвано упорядочить и сделать подконтрольной похоронное дело. Действия органа местного самоуправления направлены не на ограничение конкуренции, а на обеспечение надлежащего осуществления своих функций.
В отзывах на кассационную жалобу управление и предприниматель Таюкин М.Н. просили жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации и департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса города Краснодар поддержали доводы жалобы. Представители предпринимателя Таюкина М.Н. поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Управление рассмотрело материалы проверки Прокуратуры г. Краснодара, заявления предпринимателей Таюкина М.Н. и Козинец Л.Ю.
Администрация направила в адрес названных предпринимателей, а также в адрес Некоммерческого партнерства содействия предпринимателям и предприятиям ритуальных услуг Кубани "Ритуал" письмо от 25 мая 2015 года исх. N 6412/09 "О захоронении умерших (погибших)", в котором указано со ссылкой на письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 2 февраля 2015 года исх. N 34155/15 04 на то, что на основании статей 25, 29 Закон N 8-ФЗ погребение тел (останков) умерших (погибших) на кладбищах, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, относится к обязанности исключительно МУП "Ритуальные услуги муниципального образования город Краснодар", являющегося специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления.
Постановлением администрации от 8 июля 2015 года N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 14 апреля 2014 года N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположен- ном на территории муниципального образования город Краснодар"" (далее - постановление N 5083) внесены изменения в порядок регистрации захоронений на кладбищах города Краснодара.
Пункт 3 Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Порядок), определяющий перечень документов, необходимых для осуществления, погребения, дополнен абзацем одиннадцатым, согласно которому (помимо прочих документов), лицо, взявшее на себя обязанность осуществить в соответствии с действующим законодательством погребение умершего (погибшего), или лицо, действующее в интересах лица, взявшего на себя данную обязанность, обязано представить копию договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления на территории муниципального образования город Краснодар, на оказание услуг по погребению.
Пункт 4 Порядка дополнен абзацем двенадцатым, в силу которого для регистрации подзахоронения лицо, взявшее на себя обязанность осуществить в соответствии с действующим законодательством погребение путем подзахоронения умершего (погибшего), или лицо, действующее в интересах лица, взявшего на себя данную обязанность, представляет (помимо прочих документов) копию договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления на территории муниципального образования город Краснодар, на оказание услуг по погребению.
Администрация определила, что погребение умершего и оказание услуг по погребению (рытье и засыпка могил) осуществляется либо специализированной службой по вопросам похоронного дела - МУП "Ритуальные услуги города Краснодара", либо по договору, заключаемому исполнителем и данной организацией. При этом для регистрации захоронения или подзахоронения необходимо представить заключенный с МУП "Ритуальные услуги города Краснодара" договор на оказание услуг по погребению. Без указанного документа регистрация захоронения (подзахоронения) не производится.
МУП "Ритуальные услуги города Краснодара" является участником конкурентного рынка по оказанию ритуальных услуг, которому необоснованно предоставляется преимущество перед иными участниками рынка. Всем остальным участникам рынка отказывают в предоставлении земельных участков для погребения умерших, в выдаче разрешений на погребение при отсутствии договора на оказание услуг по погребению, заключенного с МУП "Ритуальные услуги города Краснодара".
Внесение изменений в нормативный акт привело к оказанию услуг хозяйствующими субъектами в неполном объеме, путем передачи услуги по копанию могил в исключительную компетенцию специализированной службы - МУП "Ритуальные услуги города Краснодара".
Управление сделало вывод о нарушении администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в издании постановления N 5083, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
22 апреля 2016 года управление выдало администрации предупреждение N 8320/9 о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Администрации надлежало до 1 июня 2016 года исключить пункты 1.3, 1.6. из постановления N 5083.
Администрация представила антимонопольному органу постановление муниципального образования город Краснодар от 31 мая 2016 года N 2221 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 14 апреля 2014 года "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар"" (далее - постановление N 2221), принятое в целях исполнения предупреждения.
Согласно пункту 1.1. указанного постановления абзац 11 пункта 3 приложения N 1 изложен в следующей редакции: "копию договора с организацией, определенной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар на оказание услуги по погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп, или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронение ее на кладбище или в нише стены скорби, а также эксгумация и перезахоронение умершего (погибшего), праха, останков умершего (погибшего)".
Пункт 1.2. абзац двенадцатый пункта 4 приложения N 1 изложен в следующей редакции: "копию договора с организацией, определенной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар на оказание услуги по погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп, или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронение ее на кладбище или в нише стены скорби, а также эксгумация и перезахоронение умершего (погибшего), праха, останков умершего (погибшего)".
Управление сделало вывод, что предупреждение от 22 апреля 2016 года N 8320/9 не исполнено.
Управление приняло решение от 26 августа 2016 года N 386/2016, которым администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в издании постановления N 5083, которым в пункт 3 Порядка регистрации захоронений включен абзац следующего содержания: "копию договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления на территории муниципального образования город Краснодар, на оказание услуг по погребению", а также в издании постановления N 2221, которым в абзац 11 пункта 3 и абзац 12 пункта 4 Порядка внесены изменения, следующего содержания: "копию договора с организацией, определенной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар на оказание услуги по погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп, или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронение ее на кладбище или в нише стены скорби, а также эксгумация и перезахоронение умершего (погибшего), праха, останков умершего (погибшего)", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Управлением выдало администрации предписание в срок до 5 декабря 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции: отменить постановление N 2221; исключить пункты 1.3, 1.6 из постановления N 5083, исключить абзац 11 пункта 3 и абзац 12 пункта 4 и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище из Порядка, утвержденного постановлением администрации от 14 апреля 2014 года N 2340.
Администрация не согласилась с актами управления и оспорила их в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вывод судов о том, что акты администрации нарушают конкуренцию в сфере похоронного дела, является обоснованным.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Податель кассационной жалобы отмечает, что похоронное дело подлежит упорядочиванию, администрация лишь выполняет свои обязательства.
Суды указали, что нормативные акты администрации нарушают прав третьих лиц усмотрением МУП "Ритуальные услуги города Краснодара". Администрация не учитывает, что возможность оказания услуги одним хозяйствующим субъектом не должна зависеть от волеизъявления другого лица, действующего на том же рынке.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 6 февраля 2017 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по делу N А32-41253/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.