Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2017 г. N Ф08-5793/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2017 г. |
дело N А32-41253/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от администрации: представитель Сопина А.С. по доверенности от 30.12.2016, удостоверение;
от департамента: представитель Белоусова Ю.В. по доверенности от 09.01.2017, паспорт;
от Таюкина М.Н.: представители по доверенности Харенко А.Ю., паспорт, Шмыкова А.М. паспорт;
от иных лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 по делу N А32-41253/2016 по заявлению Администрации муниципального образования город Краснодар к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю при участии третьих лиц индивидуального предпринимателя Таюкина Михаила Николаевича; индивидуального предпринимателя Козинец Людмилы Юрьевны; Департамента городского хозяйства и топливо-энергетического комплекса о признании недействительным решения и предписания,
принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управлению) о признании недействительным решения от 26.08.2016 и предписания от 26.08.2016 N 17-386/2015 по делу N 386/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Таюкин Михаил Николаевич, индивидуальный предприниматель Козинец Людмила Юрьевна, Департамент городского хозяйства и топливо-энергетического комплекса.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано законностью и обоснованностью оспариваемых ненормативных актов управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по созданию специализированных служб для осуществления спорных услуг. В связи с этим, администрация полагает, что спорные услуги могут оказывать исключительной специализированные службы. Кроме того, администрация ссылается на процессуальные нарушения, допущенные судом в ходе производства по делу.
Управления представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить жалобу.
Таюкин М.Н. представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель департаменты доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить
Представители Таюкина М.Н. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
В судебном заседании 04.05.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 11.05.2017 до 09 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением рассмотрены материалы проверки Прокуратуры г. Краснодара, заявление ИП Таюкина М.Н., ИП Козинец Л.Ю. на действия администрации по изданию постановления администрации МО город Краснодар от 08.07.2015 N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар".
Администрацией в адрес ИП Таюкина М.Н., ИП Козинец Л.Ю., а также в адрес Некоммерческого партнерства содействия предпринимателям и предприятиям ритуальных услуг Кубани "Ритуал" было направлено письмо исх. N 6412/09 от 25.05.2015 "О захоронении умерших (погибших)", в котором указано со ссылкой на письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 02.02.2015. исх. N 34-155/15- 04, что, на основании статей 25, 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" погребение тел (останков) умерших (погибших) на кладбищах, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, относится к обязанности исключительно МУП Ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар, являющегося специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации N 5083 от 08.07.2015 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар" внесены изменения в порядок регистрации захоронений на кладбищах города Краснодара.
Пункт 3 Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Порядок), определяющий перечень документов, необходимых для осуществления, погребения, дополнен абзацем одиннадцатым, согласно которому (помимо прочих документов), лицо, взявшее на себя обязанность осуществить в соответствии с действующим законодательством погребение умершего (погибшего), или лицо, действующее в интересах лица, взявшего на себя данную обязанность, обязано представить копию договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления на территории муниципального образования город Краснодар, на оказание услуг по погребению.
Пункт 4 Порядка дополнен абзацем двенадцатым, в силу которого для регистрации подзахоронения лицо, взявшее на себя обязанность осуществить в соответствии с действующим законодательством погребение путем подзахоронения умершего (погибшего), или лицо, действующее в интересах лица, взявшего на себя данную обязанность, представляет (помимо прочих документов) копию договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления на территории муниципального образования город Краснодар, на оказание услуг по погребению.
Таким образом, администрация указанным нормативным актом определила, что погребение умершего и оказание услуг по погребению (рытье и засыпка могил) осуществляется либо исключительно специализированной службой по вопросам похоронного дела - МУП Ритуальных услуг города Краснодара, либо по договору между нею с третьими лицами. При этом для регистрации захоронения или подзахоронения необходимо представить заключенный с МУП Ритуальных услуг города Краснодара договор на оказание услуг по погребению. Без указанного документа регистрация захоронения (подзахоронения) не производится.
Несмотря на свой статус специализированной службы, МУП Ритуальных услуг города Краснодара (далее - МУП РУ) является участником конкурентного рынка по оказанию ритуальных услуг, которому необоснованно предоставляется преимущество перед иными участниками рынка, так как, с учетом указанных обстоятельств только МУП РУ в данной ситуации имеет возможность копки могил за плату.
Всем остальным участникам рынка ритуальных услуг отказывают в предоставлении земельных участков для погребения умерших, в выдаче разрешений на погребение в отсутствие договора на оказание услуг по погребению, заключенного с МУП Ритуальных услуг города Краснодара, не позволяя при этом, осуществлять рытье могилы самостоятельно.
Внесение изменений в нормативный акт привело к оказанию услуг хозяйствующими субъектами в неполном объеме, путем передачи услуги по копанию могил в исключительную компетенцию специализированной службы - МУП РУ.
По результатам рассмотрения указанных обращений в действиях администрации установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в издании постановления администрации МО город Краснодар от 08.07.2015 N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар".
С учетом вышеизложенного, Комиссия управления по делу N 386/2015 установила в действиях администрации признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в издании постановления администрации от 08.07.2015 N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
22.04.2016 управление по делу N 386/2015, руководствуясь ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было выдано предупреждение N 8320/9 Администрации о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем осуществления следующих действий в срок до 01.06.2016 исключить пункты 1.3., 1.6. из постановления администрации МО город Краснодар от 08.07.2015 N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар". В срок до 03.06.2016 сообщить в Краснодарское УФАС России о выполнении настоящего предупреждения.
На заседании комиссии управления по делу N 386/2015, состоявшегося 08.06.2016, администрация представила постановление администрации МО город Краснодар от 31.05.2016 N 2221 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар", принятое в целях исполнения предупреждения.
Согласно пункту 1.1. указанного постановления: абзац 11 пункта 3 приложения N 1 изложить в следующей редакции: "копию договора с организацией, определенной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар на оказание услуги по погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп, или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронение ее на кладбище или в нише стены скорби, а также эксгумация и перезахоронение умершего (погибшего), праха, останков умершего (погибшего).
Пункт 1.2. абзац двенадцатый пункта 4 приложения N 1 изложить в следующей редакции: "копию договора с организацией, определенной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар на оказание услуги по погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп, или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронение ее на кладбище или в нише стены скорби, а также эксгумация и перезахоронение умершего (погибшего), праха, останков умершего (погибшего).
Таким образом, комиссией Краснодарского УФАС России по делу N 386/2015 установлено, что предупреждение от 22.04.2016 N 8320/9 о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" администрацией не исполнено.
На основании вышеизложенного, в действиях администрации муниципального образования город Краснодар установлен факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в издании постановления администрации МО город Краснодар от 08.07.2015 N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 г. N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар", которым в п. 3 Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар (3. Для регистрации захоронения лицо, взявшее на себя обязанность осуществить в соответствии с действующим законодательством погребение умершего (погибшего), или лицо, действующее в интересах лица, взявшего на себя данную обязанность, представляет следующий перечень документов:") включен абзац следующего содержания: "копию договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления на территории муниципального образования город Краснодар, на оказание услуг по погребению", а также в издании постановления администрации МО город Краснодар от 31.05.2016 г. N 2221 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 г. N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар" которым в абзац 11 п. 3 и абзац 12 п. 4 Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар внесены изменения, следующего содержания: "копию договора с организацией, определенной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар на - оказание услуги по погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп, или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронение ее на кладбище или в нише стены скорби, а также эксгумация и перезахоронение умершего (погибшего), праха, останков умершего (погибшего)", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Управлением принято Решение N 386/2016 от 26.08.2016, которым в действиях администрации обнаружен факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в издании постановления администрации МО город Краснодар от 08.07.2015 N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар", которым в пункт 3 Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар (3). Для регистрации захоронения лицо, взявшее на себя обязанность осуществить в соответствии с действующим законодательством погребение умершего (погибшего), или лицо, действующее в интересах лица, взявшего на себя данную обязанность, представляет следующий перечень документов:" включен абзац следующего содержания: "копию договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления на территории муниципального образования город Краснодар, на оказание услуг по погребению", а также в издании постановления администрации МО город Краснодар от 31.05.2016 г. N 2221 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар" которым в абзац 11 п. 3 и абзац 12 п. 4 Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар внесены изменения, следующего содержания: "копию договора с организацией, определенной органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар на оказание услуги по погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп, или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронение ее на кладбище или в нише стены скорби, а также эксгумация и перезахоронение умершего (погибшего), праха, останков умершего (погибшего)", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Управлением выдано предписание администрации в срок до 05.12.2016 прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: отменить постановление администрации МО город Краснодар от 31.05.2016 N 2221 "О внесении изменений в постановление адми-нистрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистра-ции захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар"; исключить пункты 1.3, 1.6, из Постановления администрации МО город Краснодар от 08.07.2015 N 5083 "О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Крас-нодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар" и, соответственно, исключить абз. 11 пункта 3 и абз. 12 п. 4 Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 N 2340.
Не согласившись с решением и предписанием от 26.08.2016, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что для возникновения права на обращение в суд с требованием о признании незаконными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходима совокупность объективных обстоятельств: 1) несоответствующее их закону; 2) факт нарушения права или законного ин-тереса лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (исполнение судебных актов находится вне взаимосвязи с осуществлением должником либо взыскателем предпринимательской деятельности), 3) возникновение препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В силу подпункта 23 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Из положений ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в РФ как самостоятельного вида деятельности.
Согласно ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
В силу ст. 29 Закона о погребении и похоронном деле органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов.
То обстоятельство, что в силу ч. 2 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению оказывается специализированной службой по вопросам похоронного дела, не свидетельствует о том, что данные услуги не могут быть оказаны иными хозяйствующими субъектами.
Статьей 6 Закона о погребении и похоронном деле установлено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии со ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.
Согласно статье 10 Закона о погребении и похоронном деле родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.
Таким образом, Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Подобная трактовка не исключает, что исполнителем волеизъявления умершего может выступать организация, осуществляющая деятельность в сфере похоронного дела, учредителем которой выступает иное лицо, нежели орган местного самоуправления.
Соответственно, системный анализ приведенных норм Закона о погребении и похоронном деле в совокупности со ст. 49 Гражданского кодекса РФ свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении и похоронном деле не исключает возможности выполнения указанной деятельности другими коммерческими организациями.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 г. N 12027/07, а также в Определении Верховного суда РФ N 301-КГ16-15160 от 21.11.2016 г.
Согласно ст. 3 Закона о погребении и похоронном деле услуга по погребению (захоронению) тел умерших в землю является комплексной и включает в себя, в том числе и услугу по рытью могилы.
Организации (включая индивидуальных предпринимателей), работающие на рынке оказания ритуальных услуг, праве оказывать весь спектр ритуальных услуг, включая услуги по рытью могил и захоронению тел умерших. Наделения их статусом специализированной службы для осуществления такой деятельности действующее законодательство не требует. Целью создания органами местного самоуправления специализированных служб является обеспечение гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
Указание в части 1 статьи 29 Закона о погребении и похоронном деле на то, что органы местного самоуправления создают специализированные службы, означает, что органы местного самоуправления являются учредителями таких служб.
Системный анализ норм Закона о погребении и похоронном деле показывает, что услуги по погребению могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке предоставления ритуальных услуг, а органы местного самоуправления и специализированные службы не вправе препятствовать лицам, исполняющим волеизъявление умершего, либо иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, в выборе исполнителя для оказания ритуальных услуг, а также препятствовать хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность в сфере предоставления ритуальных услуг.
Статус специализированной службы не предоставляет хозяйствующему субъекту каких-либо преимуществ, равно как и отсутствие у хозяйствующего субъекта такого статуса не препятствует осуществлению деятельности по организации похорон и оказанию всего спектра связанных с ними услуг.
Препятствование осуществлению деятельности в части выполнения работ по копке могил иными хозяйствующими субъектами было инициировано администрацией муниципального образования город Краснодар в последовательном порядке, в соответствии с которым были направлены уведомления в адрес хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги (письмо исх. N 6412/09 от 25.05.2015), кроме того, соответствующая информация была опубликована в средствах массовой информации и сети Интернет на сайте администрации - www.krd.ru.
В последующем было принято постановление администрации N 5083 от 08.07.2015 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2014 г. N 2340, которое не соответствует действующему законодательству, и фактически привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по погребению и ритуальных услуг.
Не предусмотренное законодательством сужение круга участников рынка услуг по погребению, в частности услуг по копке могил, до одной специализированной организации, осуществляющей содержание и эксплуатацию кладбищ, свидетельствует о нарушении принципа свободы экономической деятельности, о создании препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующим субъектам на товарном рынке, а значит - о нарушении запрета, предусмотренного ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Аналогичная позиция изложена в Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.09.2008 N 12027/07, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.08.2014 N А53-28702/2013, Определение Верховного суда РФ N 301-КГ16-15160 от 21.11.2016.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также факт непредставления администрацией доказательств, объективно свидетельствующих о нарушении оспариваемым ненормативным актом принадлежащих ей прав, суд первой инстанции правомерно признал решение и предписанием соответствующими законодательству и не нарушающими прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
По изложенным основаниям доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не принимаются судом апелляционной инстанции.
Довод администрации о нарушении судом процессуальных норм, а именно то, что суд не начал рассмотрение дела с самого начала после привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамент, подлежит отклонению.
Часть 4 ст. 270 АПК РФ приводит исчерпывающий перечень безусловных обязательных оснований для отмены судебного решения, к числу которых нарушение положений ч. 3 ст. 50 АПК РФ не относится.
Департамент о лишении их процессуальных прав предоставленных им ст. 41 АПК РФ не заявлял. В судебном заседании представитель Департамента также не подтвердил, что были нарушены его права этим нарушением процесса.
Кроме того, Администрация также не обосновала, какие именно его права нарушены допущенным судом процессуальным нарушением.
В силу ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 по делу N А32-41253/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41253/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2017 г. N Ф08-5793/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация МО г Краснодар, Администрация МО город Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар, ИП Козинец Л. Ю., ИП Таюкин М.Н., Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент городского хозяйства и топливо-энергитического комплекса администрации муниципального образования г. Краснродар, Козинец Людмила Юрьевна, Таюкин Михаил Николаевич