г. Краснодар |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А32-32719/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "КГС-Порт" (ИНН 2352038666, ОГРН 1062352004835), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КГС-Порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2017 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 (судьи Нарышкина Н.В., Ванин В.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-32719/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "КГС-Порт" (далее - порт) о взыскании 55 138 рублей 49 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением от 08.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2017, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что в спорный период ответчик нарушал технологический срок оборота вагонов. Порт несвоевременно убирал вагоны с пути необщего пользования, что повлекло накопление вагонов на путях общего пользования станции Темрюк СКЖД, данное обстоятельство подтверждено памятками приемосдатчика.
В кассационной жалобе порт просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, вина ответчика в простое вагонов документально не подтверждена. Суд принял решение на основании памяток приемосдатчика на спорные вагоны, которые подтверждают только факт их разгрузки позже установленного срока, однако не исследовал иные памятки приемосдатчика за июнь 2015 года, свидетельствующие о принадлежности вагонов другим организациям, имеющим с истцом договорные отношения на использование пути необщего пользования N 2В парка "В" железнодорожной станции Темрюк. Суд не установил, чьими вагонами были заняты выставочные пути. Кроме того, расчет платы произведен с грубыми нарушениями, итоговая сумма по плате и сборам должна рассчитываться по ведомости подачи и уборки вагонов, согласно которой никакого простоя вагонов по вине ответчика не было.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, 29.04.2013 общество (перевозчик) и порт (владелец) заключили договор N 254/7 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "КГС-Порт" при станции Темрюк СКЖД. Согласно пункту 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути N 11 парка "В" железнодорожной станции Темрюк СКЖД через стрелки N 69 и 70. Пунктом 3 договора установлено, что границей железнодорожного пути необщего пользования являются предельные столбики стрелочных переводов N 69 и 70, напротив которых установлены знаки "Граница железнодорожного пути необщего пользования". В соответствии с пунктом 8 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочный путь необщего пользования N 2В парка "В" железнодорожной станции Темрюк. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. В силу пункта 9 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу на железнодорожных выставочных путях, устанавливается не более 5 вагонов по длине, 400 тонн по весу. В пункте 10 договора указано, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются локомотивом владельца в количестве всей одновременно поданной группы. Возвращенные с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на железнодорожный путь необщего пользования N 3В парка "В" железнодорожной станции Темрюк СКЖД. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования составляет 3 часа (пункт 13 договора).
Из искового заявления следует, что в июне 2015 года вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования станции Темрюк СКЖД. Факт и время простоя спорных вагонов на путях общего пользования зафиксированы в актах общей формы. В графе "описание обстоятельств, вызвавших составление акта" актов общей формы указано, что вагоны простаивают на путях общего пользования станции Темрюк СКЖД по причине занятости фронта выгрузки, а также нарушения грузополучателем технологического срока оборота вагонов. В актах отражены номера вагонов, наименование груза, имеется запись о том, что представитель ответчика отказался от подписания актов общей формы.
Поскольку акты общей формы не подписаны со стороны ответчика, сумма платы не была списана с лицевого счета порта.
В порядке досудебного урегулирования спора общество направило ответчику претензию от 29.06.2016 N ТЦФТОюс-147, которая осталась без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Суды, исходя из того, что представленные истцом акты общей формы составлены в соответствии с Правилами N 45 и являются надлежащими доказательствами факта простоя спорных вагонов, задержанных на станции Темрюк СКЖД вследствие занятости фронтов выгрузки, пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с порта платы за пользование вагонами в размере 55 138 рублей 49 копеек. Суды сочли, что представленные истцом памятки приемосдатчика, подписанные истцом и ответчиком, подтверждают, нарушение портом в спорный период технологических сроков оборота вагонов, установленных договором от 29.04.2013 N 254/7.
Вместе с тем суды не учли следующего.
Порядок оформления случаев задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях (нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования), предусмотрен пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 и статье 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Аналогичный порядок задержки вагонов в пути следования определен действующим в спорный период распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования".
Приняв акты общей формы, составленные на станции Темрюк СКЖД, в качестве достаочного доказательства вины ответчика в простое вагонов, суды не дали оценки доводам порта о несогласии с указанными актами, подписанными им с возражениями: о возможности приема вагонов в названный период, об обработке ответчиком в спорный период 80 вагонов при возможности размещения на выставочных путях за указанное время 240 вагонов.
Суды не исследовали вопрос о нарушении ответчиком технологических норм разгрузки вагонов, которые уже находились на путях необщего пользования в спорный период и якобы повлекли необходимость оставления вагонов на названной станции. Суды не проверили, имеются ли в материалах дела памятки приемосдатчика и иные документы не только в отношении вагонов, простаивающих на станции Темрюк СКЖД, но и в отношении вагонов, которые несвоевременно разгружались на подъездных путях ответчика, вследствие чего не могли быть поданы спорные вагоны и произошла их задержка на станции, не анализировали соответствующие памятки приемосдатчика, являющиеся первичными документами, на основании которых составляются акты общей формы.
Поскольку суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, разрешить спор по существу в заседании суда кассационной инстанции не представляется возможным, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить названные нарушения и принять решение в зависимости от установленного.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу N А32-32719/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.