г. Краснодар |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А32-4603/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственности "Интегрированные Сети Связи" (ИНН 6166048760, ОГРН 1036166013674) - Ершова Д.А. (доверенность от 02.02.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (ИНН 2312112955, ОГРН 1042307165966) - Абрамяна Г.К. (доверенность от 09.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Интегрированные Сети Связи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-4603/2017, установил следующее.
ООО "Интегрированные Сети Связи" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - управление) от 19.12.2016 N П-23/9/316-нд/123882/1/91.
Решением суда от 18.04.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2017, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемого предписания и установленного срока исполнения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.04.2017 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает оспариваемое предписание не исполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, Управление Федеральной службы безопасности по Краснодарскому краю письмом от 16.11.2016 N 14/2/4174 информировало управление о том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) установлены факты нарушения обществом (оператором связи) лицензионных требований.
Управление провело внеплановую документарную проверку деятельности общества, осуществляемую на основании лицензии N 123882 на оказание телематических услуг, сроком действия до 24.11.2019 (акт проверки от 19.12.2016 N А-23/9/316-нд/347).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 19.12.2016 N П-23/9/316-нд/123882/1/91 об устранении нарушений пункта 9 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (далее - Перечень лицензионный условий), пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пунктов 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила взаимодействия), подпункта б пункта 2, пункта 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 (далее - Требования к сетям электросвязи), пункта 2 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.04.2014 N 83 "Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий": общество как оператор связи не выполняет требования по внедрению на сети связи технических средств СОРМ, отсутствуют действующие План и Акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Краснодарского края.
Полагая, что предписание управления не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из соответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства. При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, обществу предоставлена лицензия от 24.11.2014 N 123882 на оказание телематических услуг связи, сроком действия до 24.11.2019.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В пункте 9 параграфа XVI Перечня лицензионных условий в качестве лицензионного условия указано "обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий".
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Как предусматривается пунктом 2 статьи 64 Закона о связи, операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно пункту 4 статьи 64 Закона о связи порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия, которыми установлено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7).
Согласно пункту 10 Правил взаимодействия ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 данных Правил, органа внутренних дел.
В силу подпункта "б" пункта 2 Требований к сетям электросвязи сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи. Кроме того, пунктом 10 Требований определено, что технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, общество как обладатель лицензии на оказание телематических услуг связи должно иметь План мероприятий по внедрению технических средств и Акт ввода в эксплуатацию этих технических средств.
Вместе с тем, общество, как оператор связи, нарушает условия лицензии N 123882 "Телематические услуги связи", осуществляя лицензируемый вид деятельности с нарушением лицензионных условий, выразившихся в невыполнении вышеуказанных требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ - отсутствуют действующие План и/или Акт ввода в эксплуатацию технических средств СОРМ на территории Краснодарского края.
Доказательств обратного обществом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение обществом, получившим лицензию на оказание телематических услуг связи, обязательств по соблюдению лицензионных требований и условий осуществления такой деятельности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
Отклоняя довод общества относительно неисполнимости оспариваемого предписания, суды правомерно указали, что в оспариваемом предписании, указаны нормы действующего законодательства, нарушенные обществом, а также предписано устранить указанное нарушение. Неуказание в предписании конкретных действий, направленных на устранение нарушения, не свидетельствует о недействительности оспариваемого предписания. У управления нет обязанности пошагово указывать и перечислять действия, которые общество должно технически осуществлять для устранения выявленных нарушений. Исполнитель самостоятельно должен принять все необходимые меры по совершению действий, направленных на устранение выявленного нарушения в пределах обязанностей, возложенных на него действующим законодательством. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит. При этом обществу был предоставлен достаточный срок для устранения нарушений (три месяца).
Общество не представило доказательств невозможности исполнения предписания управления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить. В случае недостаточности установленного срока, общество вправе было обратиться в управление с ходатайством об установлении нового срока исполнения предписания или продлении срока.
Суды дали надлежащую оценку ссылке общества на имеющуюся арбитражную практику и судебные акты по делам N А32-5546/2016, А32-13594/2016.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, оспариваемое обществом предписание является законным и исполнимым.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 по делу N А32-4603/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.